«Художественная литература как условие гендерной социализации дошкольников»
методическая разработка
В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература. Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка. Правильно подобранная детская художественная литература позволяет усвоить не только социальные роли, но и приобрести навыки общения и взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола в легкой и доступной для дошкольников форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Художественная литература как условие гендерной социализации дошкольников»
На современном этапе развития дошкольной педагогики вопрос гендерного воспитания детей волнует многих педагогов, психологов, а также родителей. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло-ролевой социализации.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе, многочисленные исследования ученых посвящены изучению различных направлений гендерного воспитания дошкольников, а именно: педагогические идеи гендерного воспитания мальчиков (А. Барановская, Л. Коряшина, др.) и девочек (В. Нишева, О.Кикинеджи и др.), изучение интеллектуально-психических особенностей детей разного пола (В. Васютинский, Т.Титаренко, Ю.Приходько и др.), социализация дошкольников разного пола (Т. Говорун, И. Рогальская-Яблонская и др.), половая дифференциация и межличностные отношения в раннем онтогенезе (В. Абраменкова, А. Арушанова, А. Кононко, М. Лисина, Т. Репина и др.).
В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература. Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
Правильно подобранная детская художественная литература позволяет усвоить не только социальные роли, но и приобрести навыки общения и взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола в легкой и доступной для дошкольников форме.
Вопрос использования детской художественной литературы в процессе гендерного воспитания детей дошкольного возраста занимает важное место в образовательном процессе ДОО.
Художественная литература - это средоточие исторических фактов и житейской мудрости, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, в ней содержится совокупность различных социальных норм и ценностей.
Суть гендерного подхода в воспитании заключается не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.
Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка. Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины.
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек.
Для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
Для девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась.
И с рассветом просыпалась
Вы, конечно же знаете как красочно иллюстрированы данные жанры народного творчества. Такие книжки дети с большим удовольствием подолгу рассматривают, а произведения воспитатель предлагает детям для прослушивания и заучивания, затем дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх, в театральной деятельности , на праздниках и развлечениях.
Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки.
Как в народных, так в авторских и в дидактических сказках в художественной форме даны образцы гендерного поведения. Сказка представляет ребенку следующие жизненные поло-ролевые ситуации:
• терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;
• силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина может заслужить любовь и уважение людей;
• любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи;
• проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.
Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.
При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
В половом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:
• «мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Колобок», «Три Поросёнка» , «Мальчик – с- пальчик» и другие)
• «женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие.)
• «смешанные», где есть два главных героя обоих полов. («Царевна – Лягушка»)
Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и приобрел некий урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, а «женские» - женское поведение. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предшественником гармоничного союза.
Для того чтобы воспитать у мальчиков мужественность, смелость, храбрость, отзывчивость, важно включать в педагогический процесс сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества. Так, могут использоваться сказки: «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Никита Кожемяка», латышская сказка «Два брата», нанайская
– «Отважный сын», в которых главный герой совершает мужественные поступки, выручает тех, кто попал в беду, защищает слабых При знакомстве с этими произведениями мы отмечали общественную значимость и нравственную направленность этих качеств: смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам интересны исторические рассказы о защитниках Отечества («Рассказы о Суворове и русских солдатах» и «Первый ночной таран» С.Алексеева, «Вертолётчики» Б.Бахаревского, «Сквозь буран» И.Винокурова, «Твои защитники» Л. А. Кассиля, «На льдине» Б.Житкова и др.), обогащающие представления детей о мужской роли защитника Отечества, воспитывающие мужество.. Эти произведения дают возможность почувствовать ребятам, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызвать чувство восхищения их мужеством, желание подражать им [5].
Также для формирования у девочек мягкости, ласки, терпимости, заботы об окружающих, могут использоваться сказки: «Крошечка-Ховрошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Как аукнется, так и откликнется», «Фея» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм.
Детская художественная литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей нашего общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребёнком произведений художественной литературы можно рассматривать как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Из этого вытекает необходимость использовать возможности художественной литературы в гендерном воспитании .
Детская художественная литература дошкольников 5-
6 лет с учетом гендерного воспитания
Тема | Художественная литература | ||||||||||
Для мальчиков | Для девочек | ||||||||||
«Детство» | («Ма- | В. Дмитриев «Малыш | и | В. Катаев «Цветик - семицветик» | |||||||
льчики и девочки») | Жучка» (главы) | М. Москвина «Кроха» | |||||||||
Н.Носов «Живая шляпа» | О. Пройслер «Маленькая Баба - | ||||||||||
А. Гайдар «Чук и Гек» | Яга» (перевод с немецкого Ю. | ||||||||||
А. | Линдгрен | «Карлсон, | Коринца) | ||||||||
который живёт на крыше, | |||||||||||
опять | прилетел»(главы), | ||||||||||
перевод со шведского Л. | |||||||||||
Лунгиной | |||||||||||
«Неправильные | Русская народная сказка «Заяц | Русская | народная | сказка | |||||||
поступки» | - хвастун» (в обработке | О. | «Хаврошечка» (в обработке А.Н. | ||||||||
Капицы) | Толстого | ||||||||||
К. Паустовский «Кот - ворюга» | |||||||||||
Я. Аким «Жадина» | |||||||||||
«Мальчики | и | Русская | народная | сказка | Русская | народная | сказка | ||||
девочки – будущие | «Финист – Ясный сокол» | (в | «Царевна | -лягушка»(в | |||||||
мужчины | и | обработке А. Платонова) | обработке М. Булатова) | ||||||||
женщины!» | А. Пушкин | «Сказка | о | царе | Чешская сказка «Златовласка» | |||||||
Салтане, о сыне его славном и | (перевод К. Паустовского) | |||||||||||
могучем | богатыре | Гвидоне | ||||||||||
Салтановиче | и о | прекрасной | ||||||||||
царевне Лебедь» | ||||||||||||
«Мужской | и | «Дом, | который | построил | Русская | народная | сказка | |||||
женский труд» | Джек» (перевод с английского | «Хаврошечка» (в обработке А.Н. | ||||||||||
С. Маршака) | Толстого | |||||||||||
С. Маршак «Почта» | ||||||||||||
«Семья– | союз | А.С. Пушкин | «Сказка | о | царе | Русскаясказка«Царевна- | ||||||
мужчины | и | Салтане, о сыне его славном и | лягушка» | (обработка | А. | |||||||
женщины» | могучем | богатыре | Гвидоне | Афанасьева) | ||||||||
Салтановиче | и о | прекрасной | ||||||||||
царевне Лебеди» | ||||||||||||
«Мальчики | и | П. | Бажов | «Серебряное | М. Цветаева «У кроватки» | |||||||
девочки – будущие | копытце» | Е. Благинина «Посидим в | ||||||||||
мамы и папы!» | Молдавская | народная | сказка | тишине» | ||||||||
«Как | братья | отцовский | клад | Г. Виеру «Мамин день» (перевод | ||||||||
нашли» | (обработка | М. | с молдавского Я. Акима) | |||||||||
Булатова) | ||||||||||||
Необходимо очень тонко и аналитически подходить к отбору художественных произведений для использования в работе по полоролевой социализации, следуя требованиям:
• доступность возрасту;
• эмоциональная привлекательность;
• динамичность сюжета;
• образное описание главных героев;
• наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.
Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть на них похожими. Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается. И мы очень надеемся, что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
Список литературы:
- Артемова Л. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре / Л.В. Артемова // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Инсайт, 1966. –205 с.
- Деркунская В.А. Как и во что играют мальчики и девочки 6-7 лет
- В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 7. – с. 11-14.
- Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. − СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. − 92 с.
- Мищик Л. И. Актуальность гендерного подхода в образовании / Л. И. Мищик // Проблемы образования: научно-методический сборник. – М.:
Ирис, 2002. – Вып. 27. – с. 118-127.
- Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – М., 2004. – 198 с.
- Формирование полоролевого поведения у детей / сост. А.В. Кулаченко, И. В. Молодушкина. – Х.: Из-во Хореев, 2012. – 178 с.
- Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / Сост. О.И.Иванова, А.М. Щетинина. – Великий Новгород, 2006. – 201 с.
- Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины
- женщины / А.А. Чекалина // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С.12-15.
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
«Особенности гендерной социализации дошкольников»
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134898-1351679657.jpg)
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-852146-1479442772.jpg)
Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-450236-1481565919.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Художественная литература как условие гендерной социализации детей»
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.Уже многие десятилетия литературные произведе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/02/picture-1374502-1641121582.png)
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры девочек и мальчиков как условие гендерной социализации с учётом требований ФГОС ДО
На сегодняшний день проблемы, связанные с гендерной социализацией дошкольников, находятся в зоне профессионального интереса всё большего количества педагогов. Это связано с тем, что ФГОС введенный в с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1391500-1647342211.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...