«Особенности гендерной социализации дошкольников»
статья по теме
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности гендерной
социализации дошкольников»
Чертолясова Елена Евгеньевна
воспитатель первой квалификационной
категории.
«Нельзя считать один пол
совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 4 направлениям:
Реализация 1 направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и анализировали теоретический и практический материал по данной теме. Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучали психолого-педагогическую литературу по теме: «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнения представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания были проведены тематические педсоветы.
Реализация 2 направления:пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе.
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью мы организовали встречу в родительском клубе «СемьЯ» по теме: «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевогоповедения в детском саду»; оформлена наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группах оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Один день из жизни группы». Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».
Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно-досуговые мероприятия: «Мама – солнышко мое!», «Папа может все, что угодно», спортивные праздники «Папа, мама, я – дружная семья».
Реализация 3 направления:построение соответствующей развивающей среды.
Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов, конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Наша задача в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Строители», «Автосервис», «Мастерская» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Уголок ряженья», «Кухня» со всеми необходимыми аксессуарами и атрибутами.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организуем совместные игры «Путешествие», «Семья», «Кафе», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Ежедневно используем подвижные игры, игры – состязания.Для этого в нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.
Реализация 4 направления:построение модели педпроцесса.
Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель-логопед, физинструктор.Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Внедрение гендерных технологий в нашем ДОУ происходит посредством: народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора; игровом моделировании и прогнозировании ситуаций; сюжетно – ролевых играх, играх – драматизациях, подвижных, дидактических играх, играх-состязаниях, а так же в организации трудового воспитания дошкольников.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности гендерного социализации в игровой деятельности
Особенности гендерной социализациив игровой деятельности дошкольников Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен ...
Величие небольших различий. Особенности гендерного воспитания.
Предлагаю материал общего родительского собрания по вопросам гендерного воспитания. Материал содержит презентацию, констпект собрания и памятку для родителей...
Особенности гендерного воспитания в процессе музыкальной деятельности.
Данный материал содержит наблюдения и рекомендации музыкального руководителя по вопросу гендерного воспитания детей в процессе музыкальной деятельности....
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...
Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...
Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации
СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...
Статья " Гендерное развитие детей. Особенности гендерного развития и исторические факты."
Гендерное развитие детей дошкольного возраста и особенности данного развития детей. Истопические факты и детали развития восприятия себя как человека, личности, индивидуума ребенком дошкольного возрас...