Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
статья (старшая группа) на тему
Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГИМНАЗИЯ №70
Петроградского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Художественная литература как инструмент
гендерного воспитания дошкольников»
Воспитатель старшей группы: Шабанова Я.В
Санкт Петербург
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ
ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитание человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Всё больше дошкольных учреждений стараются строить педагогический процесс с учётом данных гендерной психологии, включая в круг своих задач задачу гендерного воспитания детей. Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируютмя именно в этом возрасте. Самая главная задача гендерного воспитания в детском саду - это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. В обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Зачастую дети не имеют перед собой соответствующего их полу образца полоролевого поведения, если, например, папа редко бывает дома, мама ассоциируется сразу с двумя полами или же образец папы вообще недоступен. Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребёнка? Заменить отсутствующее мужское - папино или женское - мамино влияние на ребёнка никто не сможет, но заполнить некоторые пробелы, пожалуй, возможно. Применение гендерного подхода возможно на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: в рамках занятий, в режимных моментах, в организации педагогом самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Ведя работу по поиску путей и способов гендерного воспитания дошкольников, мы натолкнулись на идею использования художественной литературы. Литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребёнком произведений художественной литературы рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Из этого вытекает необходимость использовать возможности художественной литературы в гендерном воспитании.
Для работы в направлении гендерного воспитания и социального развития детей нами были выделены несколько тематических областей, соответственно каждой области была подобрана художественная литература, рекомендованная для дошкольников 2-3 лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет (по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы), которую мы разделили на две группы: про мальчиков (мужчин) м про девочек (женщин). Такое разделение даёт возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.
Таб.1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ 2-3 ЛЕТ
Таб. 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ 3-4 ГОДА
Таб.3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ
Таб. 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ
Таб. 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ
Вот такие художественные произведения по тематическим областям слушают и читают наши воспинники. Для знакомство с этими произведениями начали разработку конспектов занятий.
Список литературы
1. Л.В. Климина. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 3,2012г.- с.7
2. С.И. Курбатова. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе.// Дошкольная педагогика- № 2,2012г.- с. 39
3. Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с.
4. Полная хрестомая для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей./ авт.-сост. С.Д. Томилова - М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с.
5. С.Е. Соколова. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
Статья на тему "Роль художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников"
Роль книги трудно переоценить. Книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир....
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...
Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
laquo;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»...
Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников».
Проект на тему: «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». ...
Статья на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника»
С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих други...