Доклад "Нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация
Нравственное воспитание дошкольников имеет важное значение для формирования личности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.
Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Вследствие этого разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы, возрастает конфликтность отношений в семье.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?
Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.
В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Карлсон, который случайно заглянул в нашу дошкольную группу, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!
Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
В детстве усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
От нравственного воспитания в детском саду и семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание определяет характер и систему ценностей. В современном мире педагоги заново пытаются понять, как привить детям духовно-нравственные ценности. Ведь огромное количество информации, которое обрушивается на ребенка практически с пеленок, скорее всего, способствует размыванию общепринятых нравственных норм. Нравственное воспитание в детском саду особенно важно, так как именно в этом возрасте малыш особенно восприимчив к усвоению нравственных требований и норм.
Значение нравственного воспитания в детском саду.
Во время нравственного воспитания в детском саду дети усваивают установленные в обществе образцы поведения, которые в дальнейшем будут регулировать все его поступки. В дальнейшем ребенок будет всегда действовать по нравственным нормам, так как будет считать это необходимостью. При нравственном воспитании в детском саду важно, чтобы воспитатели установили гуманистические отношения между детьми, развили эмоциональную отзывчивость. Эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Они помогают правильно реагировать на окружающую действительность и формировать к ней свое отношение. По мере роста ребенка его эмоциональный мир развивается, становится богаче и разнообразнее. Он учится управлять своими эмоциями, облекать его в форму, принятую в обществе, а также осознанно пользоваться своими чувствами. Параллельно с нравственным воспитанием ребенка формируется его эмоциональная среда. У малыша на конкретных примерах складывается понимание, что плохо, а что хорошо. У него формируется отношение к дружбе, жадности. Неумение выражать свои эмоции, понять чувства других людей приводит к формированию так называемой коммуникативной глухоты. Коммуникативная глухота может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми.
Нравственное воспитание в младшей группе.
С переходом детей из ясельной в младшую группу их образ жизни во многом меняется. В их деятельности появляются рисование, ролевая игра, аппликация, лепка. Дети постепенно переходят от одиночных игр к простым формам совместной трудовой и игровой деятельности. Педагоги в этот возрастной период уже могут активно подключать детей к обязательной и систематической групповой деятельности. На занятиях они должны освоить новые правила, которые будут направлять их поведение. Все это будет способствовать формированию новых интересов, эмоциональных переживаний, потребностей. А это будет иметь немалое значение для нравственного развития. Нравственное воспитание в младшей группе должно быть направлено на формирование доброжелательных дружеских отношений с приветливым, вежливым обращением друг к другу, развитие у детей умения проявлять сочувствие и отзывчивость к своим сверстникам. Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом детского коллектива. Понять равенство обязанностей и прав всех детей в младшей группе помогает выполнение одинаковых требований для всех. Эти требования дети чаще всего быстро усваивают. Они обеспечивают развитие элементов дисциплинированности и коллективизма. Совместный образ жизни при нравственном воспитании в детском саду должен строиться на основе общих эмоциональных переживаний. Утренники, новогодние праздники, интересные игры и занятия сближают детей, укрепляют их дружеские контакты. Для формирования дружеских отношений со сверстниками педагог должен активно вовлекать детей в ситуации, которые требуют внимания, заботы, сочувствия. При таком воспитании дети постепенно приучатся проявлять заботу о товарищах самостоятельно, без помощи воспитателя. Игра при нравственном воспитании в младшей группе становится школой нравственного поведения. Воспитатели в игре с несложными сюжетами должны добиться положительного морального содержания реальных и игровых взаимоотношений детей друг с другом, как членов единого коллектива. Педагог должен научить детей проявлять добровольную уступчивость. Это нетрудно сделать при наличии большого количества однородных предметов и игрушек, которые рассчитаны на удовлетворение потребностей всех детей. При нравственном воспитании в детском саду очень важно приучать детей к элементарному сотрудничеству, к выполнению коллективных поручений.
Нравственное воспитание в подготовительной группе.
В основе нравственного воспитания в подготовительной группе лежит разнообразная коллективная деятельность, в которой дети учатся уступать и договариваться друг с другом, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия. В подготовительной группе воспитатель уже может гораздо шире использовать методы косвенного влияния на игру. Педагог уже может обогатить сюжет, установить правильные взаимоотношения. При выполнении общих поручений, при совместных дежурствах у детей формируется опыт коллективного сотрудничества. Воспитатель с помощью специальных педагогических приемов должен создать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и чувства. К примеру, воспитатель может привлечь детей к подготовке открытки заболевшему товарищу. Он должен эмоционально объяснить детям, как друг будет рад открытке, как ему хочется встретиться с детьми. При нравственном воспитании в подготовительной группе очень важно привить ребенку самостоятельность. При этом педагог должен быть ненавязчивым и очень осторожным. Тогда у детей будет возникать ощущение полной самостоятельности во время выбора линии поведения. Самостоятельность поможет сформировать эмоционально-положительный тонус ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность в отношениях со сверстниками. При своевременном развитии самостоятельности дошкольники уже проявляют заботу об окружающих, активную взаимопомощь, бережное отношение к вещам.
Система работы по реализации задач нравственного воспитания дошкольников направлена на решение следующих задач:
- Развитие нравственных качеств личности ребенка.
- Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
- Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
- Установление тесного сотрудничества между детским учреждением и семьей.
- Творческое развитие личности ребенка.
Для реализации задач нравственного воспитания дошкольников необходимо:
– обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
– последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира ребенка;
– тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Решая задачи нравственного воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями детей на основе принципов воспитания:
- Принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры).
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей).
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций).
- Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
Критериями эффективности системы могут служить:
- Рост творческой активности детей.
- Преобладание у детей положительных эмоций.
- Усвоение детьми нравственных норм.
- Обеспечение более высокого уровня воспитанности детей.
- Улучшение взаимоотношений в семье, более сознательное отношение родителей к проблеме воспитания.
- Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
В соответствии с поставленными задачами непосредственно образовательная деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:
– чтение и обсуждение художественных произведений;
– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
– психогимнастика;
– игры и др.
Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов. В содержание непосредственно образовательной деятельности должно быть включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.
Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Вся работа строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. При проведении непосредственно образовательной деятельности возможны различные творческие варианты. Непосредственно образовательную деятельность рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых, детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса детей.
При подготовке материалов нужно учитывать требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.
Наряду с развитием нравственных взаимоотношений, большое внимание уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.
Система работы по нравственному воспитанию предусматривает широкий спектр игр, сказок, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребенком; способствует умению детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Книги или альбомы, собираемые из рисунков и сочинений, можно показывать родителям, другим детям.
Из подобных книг можно собрать библиотеку группы. Это очень кропотливая, но необходимая работа. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны.
Важно знакомство со сказками. Сказки способствуют формированию у детей нравственных качеств, учат детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром.
Проблемные ситуации, отдельные игровые упражнения, содержание которых носит вариативный характер, могут быть дополнены другими проблемами, с которыми сталкиваются педагоги при решении задач нравственного воспитания.
В нравственном воспитании дошкольников можно использовать такие формы работы, как интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым. Постоянный диалог со взрослыми, подкрепленный творческими заданиями и высокими примерами из жизни, обязательно поможет детям стать счастливее и мудрее.
Литература:
1. Буре Р.С., Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004.
2. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
3. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.
4. Лопатина А., Скребцова М.В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
5. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2005.
7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., АРКТИ, 2005.
8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., АРКТИ, 2005.
9. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
10. Формирование нравственного здоровья дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. – М.: Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...