Развивающие сказки для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Пальшина Ольга Николаевна

Развивающие сказки для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКА "ДОБРО И ЗЛО"

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то, как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручина? Расскажи — я тебе помогу.

Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица - красавица.

Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕБЯТ

  • Куда и зачем шла старушка?
  • Как помогало ей Добро?
  • Как Зло старалось навредить старушке?
  • Удалось ли это Злу?
  • Как вы думаете, почему победило Добро?

РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКА "ЖАДНАЯ ОБЕЗЬЯНКА"

Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.

Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.

Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.

«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.

Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.

Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем.

Болтливая женщина тут же поделилась новостью с соседкой, та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.

Прошло немного времени и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.

Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.

Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!

Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.

Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:

Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?

Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.

Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.

Та, едва увидев тыкву, соскочила с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.

Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.

Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.

Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.

Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.

Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.

«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».

Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.

Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.

Но все-таки у нашей сказки хороший конец.

Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!

Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕБЯТ:

  • Кого увидел крестьянин, возвращаясь с рисового поля?
  • Почему об его удивительной встрече узнала вся деревня?
  • Что приказал царь?
  • Что помогло крестьянину поймать обезьянку-принцессу?
  • Почему говорят: «Жадность до добра не доведет»?
  • Припомните сказки, в которых осуждается жадность.
  • Расскажите сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке».

РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКА "ДОБРЫЙ ПОРОСЕНОК"

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Добрый поросенок

Откровенно говоря, Сережа не любил вставать рано утром. На улице еще совсем темно, горят фонари, а оконные стекла забрызганы холодным осенним дождем или залеплены снегом.

— Сереженька! Сынок! Просыпайся, пора в детский сад собираться, — будила мальчика мама, нежно целуя его белокурую кудрявую головку.

— Не хочу! — хныкал Сережа, поворачиваясь на другой бок и поглубже зарываясь в уютное мягкое гнездышко.

— Мамочка! Можно я еще чуть-чуть посплю? Мне такой сон интересный снится.

— Нет, нет! Пора вставать, — ласково, но настойчиво теребила сынишку мама. — Я на работу опаздываю, ты — в детский сад, а тебя там уже Проша заждался!

Едва услышав о Проше, Сережа сбрасывал теплое одеяло и вскакивал с кровати. Быстро делал все утренние дела и спешил с мамой в детский сад.

Проша — любимая Сережина игрушка, розовый бархатный поросенок. Его Сереже подарили в день рождения. Мордочка у хрюшки добродушная и улыбающаяся, голубые глаза с хитрым прищуром, и круглый забавный пятачок.

Как не полюбить Прошу? Он такой добрый, ласковый. Если взять поросенка на руки и нажать слегка на животик, Проша начинает похрюкивать от удовольствия: «Хрю-хрю-хрю!»

Вот и сегодня, придя в детский сад, Сережа первым делом приласкал Прошеньку. Взял его на руки, почесал за ушком и прошептал: «Доброе утро, Проша!» Мальчику казалось, что поросенок его прекрасно понимает и отвечает любовью.

К вечеру воспитательница Анна Анатольевна вывела малышей на прогулку. После оттепели снег на площадке стал мягким, рыхлым; ребятишки принялись лепить из него снеговика, снежную крепость, а потом играть в снежки.

Сережа нечаянно потерял в снегу рукавичку. И ребята, и воспитательница долго ее искали, но так и не шпили. Мальчик очень расстроился: белые пуховые рукавички ему подарила бабушка — сама связала их (ля любимого внука). Они были такие теплые, удобные и нарядные. Украшенные голубыми снежинками. Но что делать?

Скоро за Сережей пришла мама и увела мальчика домой.

Ночью, когда все уснули и в окнах высоких домов погас свет, игрушки на полках зашевелились. Вы, конечно, догадались, что по ночам игрушки оживают и разговаривают между собой на своем игрушечном языке.

Поросенок Проша вздохнул и грустно сказал собаке Бобику:

— Бедный Сережа! Он так расстроился, оттого что потерял в сугробе варежку!

— Может быть, выйдем во двор и поищем ее? — предложил смышленый Бобик.

Друзья выскользнули во двор и побежали на детскую площадку, туда, где ребятишки строили днем снежную крепость. Бобик стал бегать по сугробам и принюхиваться.

— Я чувствую, что рукавичка где-то здесь, — тявкнул он тоненьким голоском и показал на высокую снежную стену. — Сережину рукавичку, наверное, ребятишки в стену случайно замуровали, — добавил он.

Поросенок стал разрывать пятачком холодный, колючий снег и скоро нашел Сережину рукавицу.

Друзья вернулись в детский сад, поросенок вскарабкался на табуретку и положил рукавичку на теплую батарею. «Пусть просохнет», — сказал он Бобику.

Потом игрушки как ни в чем не бывало уселись в мягкое кресло и задремали.

Утром уборщица тетя Клава заметила на батарее

варежку.

— Чья это варежка? — спросила она у ребят.

— Моя! — обрадовался Сережа.

— Интересно, как она здесь очутилась? — спросил мальчик.

Но этого никто не знал.

Сереже захотелось поделиться радостью с Прошей. Он взял розового поросеночка на руки и тотчас заметил, что копытца и пятачок у того мокрые и холодные.

— У тебя мокрый пятачок и копытца! Где ты их намочил? — спросил Сережа. — Ты, наверное, ночью бегал по сугробам и искал мою варежку! — догадался малыш.

Проша в ответ только весело захрюкал: «Хрю-хрю-хрю!»

— Это добрый поросенок Проша нашел мою рукавичку! — сказал Сережа Анне Анатольевне.

Та улыбнулась в ответ:

— Что ж, может быть!

Все радовались за Сережу. Не радовалась только длиннохвостая серая Крыса с острыми зубками и злыми черными глазами.

Крыса, конечно, была не настоящая, а игрушечная. Она сидела на полке рядом с пушистым зайчиком и резиновым бегемотом и завидовала счастливчику Проше.

«Ишь, как его Сережа любит! — думала Крыса. — А меня никто не любит, никто со мной играть не хочет!»

Сказать по правде, ребята эту Крысу в самом деле недолюбливали. Однажды Любочка пожалела крысу, взяла ее на руки, хотела привязать ей на хвост розовый бантик для красоты, но Крыса больно куснула девочку острыми зубками. Люба посадила игрушку на полку и больше не играла с ней.

Крыса злилась, завидовала другим игрушкам, особенно доброму, веселому Проше.

«Откушу-ка я поросенку хвостик!» — наконец ре­шила она.

Ночью Крыса спрыгнула с полки, неслышно подкралась к поросенку и вцепилась острыми зубами в его крошечный, завитой колечком, хвостик.

Ой, ой! Больно! — вскрикнул бедный поросенок. Отпусти сейчас же! — громко залаял Бобик и просился на помощь другу.

Крыса испугалась и спряталась под диван. На другой день Сережа заметил, что вид у поросенка какой-то грустный, а хвостик почти оторван — болтается на ниточке. Мальчик побежал к Анне Анатольевне и показал ей игрушку.

Не беда! — успокоила его воспитательница. — Сейчас попросим Любу взять нитку, иголку и пришить поросенку хвост. Любочка у нас на все руки мастерица!

Девочка пришила поросенку завитой хвостик и тот сразу повеселел.

Однажды тетя Клава делала уборку и нашла за диваном Крысу. Она подняла игрушку с пола, повертела ее в руках и воскликнула:

Ай, ай-яй! Как крысенок-то запылился!

Тетя Клава отряхнула Крысу от пыли и отнесла ее ребятам.

Что ж вы игрушку бросили? — с упреком спросила она. — Я ее нашла, от пыли очистила, можете с ной играть.

— Не хотим мы с ней играть! — хором ответили малыши. — Мы ее не любим!

— Не хотите? — переспросила тетя Клава. — Это почему же?

Потому что Крыса злая! — за всех ответила Любочка. — Она меня за палец укусила!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Эх! — вздохнула тетя Клава. — Злая-то она оттого, что вы ее в игру не принимаете и не любите. А вы попробуйте ее приласкать, поиграйте с ней. Она и подобреет!

— Хорошо, — согласились ребята.

Давайте, устроим праздник игрушек. Принарядим всех наших друзей, включим музыку, пусть они потанцуют, повеселятся, а заодно и мы с ними, — предложила Анна Анатольевна.

Детям это предложение пришлось по душе. Девочки стали готовить для кукол и зверюшек красивые наряды. Люба сшила Крысе голубую юбку в сборку, а Надя смастерила ей шляпу с пером.

— Смотрите, как наша Крыса похорошела. Даже глазки подобрели! — воскликнула Оля, показывая всем разряженную, как королева, Крысу.

— Пусть она и будет королевой праздника! — воскликнул Сережа.

Ребята рассадили игрушки на маленькие стульчики, а королеву Крысу в центре на кресло. И веселье началось!

Дети выходили со своими игрушками: пели, танцевали, читали стихи. Все им аплодировали. А подобревшая Крыса даже от удовольствия помахивала хвостиком с бантом на конце!

 ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕБЯТ:

  • Какая любимая игрушка была у Сережи в детском саду?
  • Расскажите, как добрый Проша отыскал Сережину рукавицу?
  • Кто ему помогал?
  • Почему Крыса злилась на поросенка?
  • Почему ребята не любили Крысу?
  • Где тетя Клава нашла Крысу?
  • Что она посоветовала ребятам?
  • Как вы думаете, почему Крыса была злая?
  • Какое представление устроили дети в детском саду?
  • Почему подобрела Крыса?

 Приведите примеры, когда хорошее отношение, ласковое слово делает злого человека добрее.

Многие выдающиеся люди размышляли о добре и зле. Вот их высказывания:

— Добрые люди подобны звездам: они живут, озаряя свое время.

— Тот, кто делает добро другим, сам получает радость.

— Добро — это то, чего все желают!

Послушайте стихотворение.

Доброта

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно.

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...

Открытое мероприятие по русским народным сказкам «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:1. Обобщить знания о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев.2. Учить детей по иллюстрац...

Сказка для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная сказка" из цикла занятий по пожарной безопасности

Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности...