Музей как одно из средств патриотического воспитания у подрастающего поколения.
методическая разработка

Штых Антонина Петровна

В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как   на   важнейшую   ценность,   интегрирующую   не   только   социальный,   но   и   духовно­-нравственный,   идеологический,   культурно­ и  военно­исторический и  другие компоненты. Нравственно­-патриотическое  воспитание  детей,  в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx6.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Музей как одно из средств патриотического воспитания у подрастающего поколения.

«Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать здоровое чувство патриотизма.

Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой».                              

   В.В.Путин

В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как   на   важнейшую   ценность,   интегрирующую   не   только   социальный,   но   и   духовно­-нравственный,   идеологический,   культурно­ и  военно­исторический и  другие компоненты. Нравственно­-патриотическое  воспитание  детей,  в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это  ­  формирование  чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», чувства   достоинства   и самоуважения   через   осознание   своих   прав   и   обязанностей   как   гражданина своего Отечества.

Музей как раз и является одним из средств патриотического воспитания у подрастающего поколения.

Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была ни в каком музее, кроме нашего районного исторического музея. Причины самые разные.

Во-­первых,   потому, что наше село расположено довольно таки далеко  от   города,   где   размещено большинство музеев.

Во­вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить».

И, в­третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.  

Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Музей  -  учреждение,   которое  занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.  

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини­» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.  

Итак, на первом подготовительном этапе  мы определили тематику музея и название.  Наш мини-музей называется "Русская изба".

 Определили цель: создание условий для развития нравственно­патриотических чувств дошкольников через организацию мини-­музея.

Поставили задачи:

• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

  • расширить представления о содержании музейной культуры;
  • создать   условия   для   творческого   общения   и   сотрудничества   воспитателей, родителей и детей;

• формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;

  • познакомить   дошкольников   с   историей   родной   страны,   своего   края,   русскими  традициями и промыслами;

• развивать чувство гордости за достижения своей страны.

 Схематично обозначили расположение мебели, продумали, какое оборудование мы будем использовать при создании мини-музея, какие материалы нам пригодятся, какие предметы у нас уже есть в наличии и которые мы планируем изготовить.

Рассмотрели варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются помощниками в организации музея; на втором - принимают участие в изготовлении новых экспонатов, проводят беседы с детьми.

        При его оформлении мы очень ответственно подошли к дизайну, старались сделать интерьер гармоничным и уютным: что то из интерьера пришлось сделать педагогам, что то просили сделать родителей (русская печь, подвесная люлька для ребенка). Посуду, вышитые  полотенца,  тоже собирали по всему саду, несли что-то интересное из дома и сотрудники, и родители.

  И в результате мини - музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, здесь проходят различные мероприятия, выставки.  Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.

 А еще дети любят здесь устраивать чаепития с русским самоваром и разными вкусностями.

  В помещении, где находится мини-музей, есть условия для проведения занятий, показа видео материала, презентаций, поэтому многие занятия на патриотическую тематику воспитатели проводят здесь.

• «Мое   родное   село» -  знакомство   с   историей   села,   его   интересными   местами,  с особенностями своего района, составление рассказов о Хороле, районе, рисование своего дома, улицы, семьи, рассматривание  фотографий, открыток;

• «Наша   родина  -   Россия»   -   знакомство   с   историей,   культурой,   природными особенностями   нашей   страны,   с   народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; и т.д.

"Славные защитники Отечества" - на 23 февраля здесь проходят занятия, организована выставка военной техники, а в спортзале дети соревнуются в силе и ловкости, чтобы быть достойными защитниками Родины.

и другие.

Итогом работы по организации мини-музея стало более тесное сотрудничество  работы воспитателя, детей и их семей и других педагогов ДОУ, а также обогащение и разнообразие образовательного процесса, и создание условий для развития познавательной активности детей.

Анализ проведенной работы в форме организации мини - музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя эффективные формы сотрудничества   педагога и семьи, способствующие формированию у ребёнка – дошкольника гражданской идентичности.

Мы планируем постепенно расширять экспозицию нашего мини-музея в разных направлениях: например, история нашего детского сада,  игрушки прошлых лет, и другие, тем более, что кое-какие материалы у нас уже имеются.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...

" Мини-музеи в МДОУ как средство патриотического воспитания"

" Мини-музеи в МДОУ как средство патриотического воспитания"...

Презентация "Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей"

Презентация  в помощь воспитателю при создании Мини-музея в ДОУ...

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравст...

Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"

В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ....