Музей как одно из средств патриотического воспитания у подрастающего поколения.
методическая разработка
В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно и военноисторический и другие компоненты. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 6.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Музей как одно из средств патриотического воспитания у подрастающего поколения.
«Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать здоровое чувство патриотизма.
Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой».
В.В.Путин
В последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно и военноисторический и другие компоненты. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», чувства достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.
Музей как раз и является одним из средств патриотического воспитания у подрастающего поколения.
Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была ни в каком музее, кроме нашего районного исторического музея. Причины самые разные.
Во-первых, потому, что наше село расположено довольно таки далеко от города, где размещено большинство музеев.
Вовторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить».
И, втретьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.
Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Итак, на первом подготовительном этапе мы определили тематику музея и название. Наш мини-музей называется "Русская изба".
Определили цель: создание условий для развития нравственнопатриотических чувств дошкольников через организацию мини-музея.
Поставили задачи:
• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
- расширить представления о содержании музейной культуры;
- создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
• формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;
- познакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими традициями и промыслами;
• развивать чувство гордости за достижения своей страны.
Схематично обозначили расположение мебели, продумали, какое оборудование мы будем использовать при создании мини-музея, какие материалы нам пригодятся, какие предметы у нас уже есть в наличии и которые мы планируем изготовить.
Рассмотрели варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются помощниками в организации музея; на втором - принимают участие в изготовлении новых экспонатов, проводят беседы с детьми.
При его оформлении мы очень ответственно подошли к дизайну, старались сделать интерьер гармоничным и уютным: что то из интерьера пришлось сделать педагогам, что то просили сделать родителей (русская печь, подвесная люлька для ребенка). Посуду, вышитые полотенца, тоже собирали по всему саду, несли что-то интересное из дома и сотрудники, и родители.
И в результате мини - музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, здесь проходят различные мероприятия, выставки. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.
А еще дети любят здесь устраивать чаепития с русским самоваром и разными вкусностями.
В помещении, где находится мини-музей, есть условия для проведения занятий, показа видео материала, презентаций, поэтому многие занятия на патриотическую тематику воспитатели проводят здесь.
• «Мое родное село» - знакомство с историей села, его интересными местами, с особенностями своего района, составление рассказов о Хороле, районе, рисование своего дома, улицы, семьи, рассматривание фотографий, открыток;
• «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; и т.д.
"Славные защитники Отечества" - на 23 февраля здесь проходят занятия, организована выставка военной техники, а в спортзале дети соревнуются в силе и ловкости, чтобы быть достойными защитниками Родины.
и другие.
Итогом работы по организации мини-музея стало более тесное сотрудничество работы воспитателя, детей и их семей и других педагогов ДОУ, а также обогащение и разнообразие образовательного процесса, и создание условий для развития познавательной активности детей.
Анализ проведенной работы в форме организации мини - музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя эффективные формы сотрудничества педагога и семьи, способствующие формированию у ребёнка – дошкольника гражданской идентичности.
Мы планируем постепенно расширять экспозицию нашего мини-музея в разных направлениях: например, история нашего детского сада, игрушки прошлых лет, и другие, тем более, что кое-какие материалы у нас уже имеются.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395357-1391270018.jpg)
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников
Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-219613-1705933070.jpg)
" Мини-музеи в МДОУ как средство патриотического воспитания"
" Мини-музеи в МДОУ как средство патриотического воспитания"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-442146-1414158902.jpg)
Презентация "Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей"
Презентация в помощь воспитателю при создании Мини-музея в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-441451-1401163909.jpg)
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-809139-1472374062.jpg)
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812613-1473178116.jpg)
Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"
В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ....