Тренинг для педагогов «Психологическая компетентность педагога. Повышение доброжелательности и вежливости.»
методическая разработка
Цель: повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_-dobrrozhelatelnost.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Тренинг для педагогов
«Психологическая компетентность педагога.
Повышение доброжелательности и вежливости.»
Педагог-психолог
Алахтаева И.А.
г. Абакан
Цель: повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.
Ход тренинга:
- Приветствие:
Игра «Слово настроения» (в кругу)
Цель: создание позитивного настроения.
Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло» ....)
- Вступительное слово педагога-психолога о психологической компетентности педагога.
Педагог-психолог: доброжелательность - это характеристика человека, желающего добра людям, готового содействовать благополучию других, благожелательного человека, доброжелательно относящегося к людям, выстраивающего доброжелательные отношения. Доброжелательность предполагает проявление теплоты чувств, гибкости в контактах, коммуникабельности, способности к пониманию других людей.
Развитие доброжелательности возможно, когда человек понимает, зачем ему это нужно, и тренирует себя в этом умении.
Развитие доброжелательности предполагает развитие следующих основных умений:
1. общее доверие к миру, себе и людям.
2. умение видеть в человеке его лучшие, сильные стороны,
3. способность человеку рассказать о его лучших чертах.
3. Разминка. Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. И так далее по кругу, охватив всех участников тренинга.
- Упражнение «Улыбка»
Цель: познакомить педагогов с приемами доброжелательного общения.
Ведущий: Улыбка является одним из психологических приемов расположения людей к
себе. Человек с улыбкой на лице хорошо воспринимается людьми. Улыбка ничего не
стоит, но многое дает. Улыбка – лучшее из природных средств, против неприятностей.
Улыбка способна формировать притяжение. А вы умеете улыбаться?
Можете и сейчас улыбнуться тому, кто смотрит на вас из зеркала. Этот человек
заслуживает, чтобы ему улыбнулись. (Педагоги улыбаются). Улыбка уменьшает
сопротивление возражения в споре, разговоре. Человек с улыбкой вызывает меньше
возражений, чем когда его встречают без приятного выражения лица. Улыбкой вы
никогда не ухудшите ваши отношения. А это уже плюс! Теперь улыбнемся друг другу,
поделимся своей улыбкой! (Педагоги улыбаются друг другу). Что мы чувствуем, видя
улыбку на лице другого человека (собеседника, соседа)? Да, улыбка создает позитивный
внутренний настрой на общение.
- Задание «Добрый-злой».
Перед педагогами фотографии известных людей, нужно выбрать самого злого и объяснить свой выбор. Затем, вместе попробовать назвать хорошие качества в этом человеке.
- Упражнение «Ты молодец, потому что…»
Участникам по кругу необходимо продолжить фразу, обращаясь к коллеге справа (так называемое «психологическое поглаживание»).
- Упражнение - рассуждение «Диалог»
Во время этого упражнения мы обсудим правила построения эффективного общения так сказать «Правило трех плюсов»
Цель: практическое использование психологических приемов общения для достижения поставленной цели.
Общаясь с собеседником, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд т.е. расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».
Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника и комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Как вы думаете, с помощью каких приемов можно захватить инициативу в разговоре? (Используя переключение внимания; резкую смену темы разговора; не давать долго говорить партнеру; задавать контрвопросы; сохранять эмоциональную устойчивость и т.д)
Ведущий: во время общения люди могут преследовать свои цели, например, соглашаться или не соглашаться с собеседником, высказывая свою точку зрения, или попросту переводить разговор на интересующую его тему. Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения.
- В конце занятия проводится релаксационное упражнение «Храм тишины».
Психолог: Известная мудрость гласит: «Доброе слово и кошке приятно», а человеку – тем более. Иногда удачно сказанное доброе слово способно поднять другому человеку настроение, развеять дурные мысли или просто вызвать улыбку! Но даже от хорошего приятного общения тоже иногда хочется отдохнуть. А сейчас присядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит спокойная музыка). Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города... Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки. Обратите внимание на витрины магазинов... булочную... цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо… Вы подойдете и поприветствуете этого человека… Или пройдете мимо… Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице… (Музыка становится тише.) Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице… Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки. (Музыка выключается.) Вы подходите и трогаете деревянные двери, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной… (Некоторое время педагоги находятся в тишине.) Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу… Откройте глаза. Как вы себя чувствуете теперь? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.
- Рефлексия. «Всё у меня в руках!»
Цель рефлексии: осознание себя и своих действий, обобщение результатов проделанной работы; обратная связь с участниками.
На доску прикрепляется плакат с изображением ладони.
Большой палец – «Какие выводы вы для себя сделали? »,
Указательный –«Над чем вы задумались?»,
Средний – «Что нужно развивать на будущее?»,
Безымянный – «Ваши впечатления о …. »,
Мизинец – «Ваши пожелания…».
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы
Ритуал прощания.
Психолог: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»
Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов....
Консультация для педагогов: «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии».
Согласно требованиям ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, ускорить процесс ускорения знаний, повысить мотивацию детей к получению знаний...
Тренинг для педагогов: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»
Цель:Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога....
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии».
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии»....
Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"
Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...
Консультация для педагогов : Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития и ознакомления детей с художественной литературой»
Активные формывзаимодействия с родителями (законными представителями) детей, направленные на повышение их компетентностиФормы взаимодействияПо вопросам речевого развития детейПо вопросам приобщения де...