Педагогический совет «Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Ольга Владимировна Чернова

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми

Патриотизм включает в себя

формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);

приобщение к истокам национальной региональной культуры;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

 

Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
 Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило
название — Золотое правило нравственности. Звучит оно следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.

 

Профессия педагога трудная и сложная. Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почемучек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго!

 

«Педагогический блиц-опрос»:

1.Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте формируются самосознание ребенка, основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

2.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

Педагогические усилия направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, своё село, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Самим любить свою страну, своё село, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”.

3.Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?

В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.

1.Наблюдения на экскурсиях и целевых прогулках. (например, позволяющие видеть трудовую жизнь местного населения, изменения в облике селаулицырайона, и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о семье, селе, его истории;

4. Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр.(рассматривание и обсуждение);

5. участие в общественных и календарных праздниках;

6. показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

7.организация тематических выставок;

8. использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, прослушивание музыкальных произведений;

9. ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.;

10. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

11. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

12. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село и принимающего активное участие в общественной жизни.

Формы работы: таким образом, работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к тому месту, где ребенок живет. Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как работу в трех направлениях:

с педагогами;

с детьми;

с родителями. Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат. Можно составлять план работы по празднованию Дня Республики, годовщины Дня Победы и т.п. по трём направлениям.

Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет; Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Провести анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – до 01.04.2023г.

3. «Маленькие открытия»: презентация педагогических находок (из опыта работы, по 1 педагогу от группы);

4. О результатах тематического контроля в ДОУ на тему «Анализ условий, необходимых для воспитания в ДОУ патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».

 

5. Психологический тренинг для педагогов «Воспитание толерантности начинается с педагога».

Психолог: Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.

Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную.

Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека.  «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».

Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог: Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными.  Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс. Уважаемые педагоги, я хочу пожелать вам всем быть добрыми, чуткими, внимательными, позитивными, чтобы видя вас, детям тоже хотелось быть такими и в верю, что мы с вами сделаем этот мир чуточку лучше, всем удачи и плодотворной работы.

 

6. О результатах смотра Конкурса «Лучший центр патриотического воспитания

 

Решение педагогического совета.

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Провести анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – до 01.04.2023г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет  «Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми…

Патриотизм включает в себя

формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);

приобщение к истокам национальной региональной культуры;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

 

Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.

«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?

И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:

— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».

Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило
название — Золотое правило нравственности. Звучит оно следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.

 

Профессия педагога трудная и сложная. Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почемучек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго!

«Педагогический блиц-опрос»:

1.Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте формируются самосознание ребенка, основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

2.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

Педагогические усилия направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, своё село, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Самим любить свою страну, своё село, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”.

3.Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?

В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.

1.Наблюдения на экскурсиях и целевых прогулках. (например, позволяющие видеть трудовую жизнь местного населения, изменения в облике села, улицы, района, и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о семье, селе, его истории;

4. Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр.(рассматривание и обсуждение);

5. участие в общественных и календарных праздниках;

6. показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

7.организация тематических выставок;

8. использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, прослушивание музыкальных произведений;

9. ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.;

10. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

11. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

12. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село и принимающего активное участие в общественной жизни.

Формы работы: таким образом, работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к тому месту, где ребенок живет. Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как работу в трех направлениях:

с педагогами;

с детьми;

с родителями. Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат. Можно составлять план работы по празднованию Дня Республики, годовщины Дня Победы и т.п. по трём направлениям.

Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет; Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Провести анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – до 01.04.2023г.

3. «Маленькие открытия»: презентация педагогических находок (из опыта работы, по 1 педагогу от группы);

4. О результатах тематического контроля в ДОУ на тему «Анализ условий, необходимых для воспитания в ДОУ патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».

5. Психологический тренинг для педагогов «Воспитание толерантности начинается с педагога».

Психолог: Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.

Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную.

Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека.  «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».

Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог: Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными.  Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс. Уважаемые педагоги, я хочу пожелать вам всем быть добрыми, чуткими, внимательными, позитивными, чтобы видя вас, детям тоже хотелось быть такими и в верю, что мы с вами сделаем этот мир чуточку лучше, всем удачи и плодотворной работы.

6. О результатах смотра Конкурса «Лучший центр патриотического воспитания

Решение педагогического совета.

1.Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

2.При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;

-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;

Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

3.Провести анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей. Ответственные – все педагоги. Срок – до 01.04.2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма в рамках познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В рамках образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Родничок» пгт Юрья, а также районной программы «Отечество – Земля Юрьянская» на 2011-2015 гг. в детском саду организован...

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы патриотического воспитания, воспитания духовности....

«Воспитание начал патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

laquo;Воспитание начал патриотизма игражданственности у детей дошкольного возраста»...

Реферат на тему: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, дет...

Конспект мероприятия «Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в семье» в средней (разновозрастной) группе в рамках « Недели пед.мастерства»

Что такое гражданственность. Примеры проявления гражданственности. Основы патриотизма для детей 3-5лет. Игры с родителями на данную тему...

педсовет «Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФОП ДО»

Воспитать патриотов России – это значит……•Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной  республике, родной стране;•Формировать начала гражда...