Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эрудит»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эрудит»
Скачать:

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эрудит»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Мудракова Анастасия Сергеевна
воспитатель
Содержание Стр.
- Направленностьдополнительнойобщеразвивающейпрограммыестественно
-научной направленности. 4
- Новизна,актуальность ипедагогическаяцелесообразность программы. 4
- Цельи задачи программы 4-5
- Отличительныеособенностиданнойпрограммы. 5
- Принципыпостроения программы. 5
- Методыи приёмы работы. 5
- Срокиреализациипрограммы. 6
- Виды,формыи методы работы сдетьми. 6
- Режимзанятий. 6
- Примернаяструктуразанятия 7
- ожидаемыерезультатыиспособы определенияихрезультативности 7-8
- Формыподведения итогов реализациипрограммы 8
- учебныйплан. 9
- Тематическоепланирование(2 года) 9-10
- Задачиметодыиприёмывзаимодействияпедагогасдетьми
вучебнойпрограммы. 1годобучения 11-13.
- Задачиметодыи приёмывзаимодействияпедагогасдетьми. 14-16
вучебнойпрограммы2годобучения
- Оборудованиеи материалы. 19
- Примерныеконспекты образовательнойдеятельности 19-26
Список используемой литературы 27
#1055;ояснительнаязаписка.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физическихи умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки,умения,приобретённыевдошкольныйпериод,служатфундаментомдляполучениязнанийиразвитияспособностейвстаршемвозрасте –школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решатьарифметическиезадачи,этоиразвитиеспособностивидетьвокружающеммиреотношения,зависимости,оперироватьпредметами,и знаками, символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом длядошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не тольковысокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенныхпризнакахпредметов иявлений действительности.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию,обогащатьматематическиепредставления,интеллектуальноразвивать дошкольника.
Достичь этогоможно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамкипрограммногоматериала.Длялогическихзадачхарактернозачастую неожиданноерешение.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различныеспособы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигатьгипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуютформированиюкритичностимышленияиумениюпроводитьмини-исследование.Выполнениезаданийпозволитсовершенствовать младшимшкольникамсвоизнанияиумения.
Материалкружковыхзанятийимеетширокийтематическийдиапазон,позволяющийучащимся расширять свои знания ородном крае и представления по математике, литературе.Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, ихнеуемнуюлюбознательностьпомогаютигры–исследования.Однимизсредствумственногоразвития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей,разнообразныпосодержанию,оченьдинамичныивключаютизлюбленныедетьмиманипуляциисигровымматериалом,которыйспособенудовлетворитьребенкавмоторнойактивности,движении,помогаетдетямиспользовать счет,контролируетправильность выполнениядействий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимальнодейственными,таккакиграобращаетсянепосредственнокребенкудобрым,самобытным,веселымигрустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игреребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.Постоянное и постепенное усложнение игр(«по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающиеигрысоздаютусловиядляпроявлениятворчества,стимулируетразвитиеумственныхспособностейребенка.Взросломуостаетсялишьиспользоватьэтуестественнуюпотребностьдляпостепенногововлеченияребят вболеесложныеформыигровойактивности.
Значимостьразвивающихигрдляразвитиядошкольников,ихмногообразиеивозрастнаяадекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развитиядошкольников.
Вспециальноразработанныхиграхиупражненияхсблокамиумалышейразвиваютсяэлементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия вуме.Спомощьюлогическихблоковдети тренируютвнимание,память, восприятие.
Направленностьдополнительнойобщеразвивающейпрограммынаучно-естественнойнаправленности.
Программакружканаправленанавсестороннеегармоничноеразвитиеличностидетейчерезразвитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественно - научноеразвитиедошкольника.
Новизна,актуальностьипедагогическаяцелесообразностьпрограммы.
Новизнапрограммысостоит:
виспользованиисистемно-деятельногоикомплексногоподходакформированиюудетейэлементарных математическихпредставленийиявленийокружающегомира.
виспользованиивобразовательномпроцессесовременныхформиметодовобучения;
отличиеданнойпрограммысостоитвподачетеоретическогоипрактическогоматериалавигровойформе;
занятияподаннойпрограммеспособствуютуспешнойпсихологическойадаптациидетейкусловиямшколы.
Актуальностьнаписания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:Современныетребованиякдошкольномуобразованиюориентируютпедагоговнаразвивающееобучение,диктуютнеобходимостьиспользованияновыхформегоорганизации,прикоторыхсинтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.Проблемно-поисковыеситуации,которыеиспользуютсявреальномобучении,требуютотребенкаспособностисамостоятельноустанавливатьзакономерностиматематическихпредставленийнаосновеэвристическихметодов.
Педагогическаяцелесообразность.
Знанияне самоцельобучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие,количественныеи качественныепозитивныесдвиги внем.
Работавкружкепозволяетприобщатьребенкакигровомувзаимодействию,обогащатьматематические представления, интеллектуально развиватьдошкольника.На занятиях кружкаиспользуютсязадачи-шутки,загадки,заданиянаразвитиелогическогомышленияидр.Занятиякружкаспособствуютформированиюактивногоотношенияксобственнойпознавательнойдеятельности,учатрассуждать, объективнооцениватьсвои.
Адресат программы.
Программа разработана для детей 5-7 лет, среднего уровня развития.
Цельизадачипрограммы
Цель программы:
Развитие логического мышления,речь, и смекалкиу детей,умения мыслить самостоятельно,аргументироватьсвои высказывания,строитьпростейшиеумозаключения,расширятькругозорматематическихпредставленийудетей дошкольного возраста.
Задачипрограммы:
Развивающие:
Развитиелогическогомышленияребёнка.
развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,Развитиепамяти, внимания,творческого воображения.
Образовательные:
Активизироватьпознавательныйинтерес;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация,аналогия).
Формированиеобщеучебныхуменийинавыков(уменияобдумыватьипланироватьсвоидействия,осуществлятьрешениевсоответствиисзаданнымиправилами,проверятьрезультатсвоихдействий и т.д.)
Ознакомление с числовым рядомисоставомчисел,получение представлениязадачи,умениевычленять еёчасти, решатьи составлять задачи.
формироватьиндивидуальныетворческиеспособностиличности.
Воспитательные:
Воспитаниеудетей интересакзанимательнойматематике,формированиеуменияработывколлективе
Воспитыватьнастойчивость,терпение,способностьксаморегуляции.
Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий,взаимоотношениясокружающими (сверстниками ивзрослыми).
Отличительныеособенностиданнойпрограммы.
Деятельностьпредставляетсистему развивающихигр,упражнений,втомчислеэлектронныхдидактическихпособийматематическогосодержания,которыепомогаютсовершенствоватьнавыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируютустойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формымышления.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающуюнетолько чистоинтеллектуальную, но иэмоциональнуюсферуребёнка.
Программапредполагаетвозможностьиндивидуальногопутисаморазвитиидошкольниковвсобственномтемпезасчётвыборазаданий,соответствующихуровнюподготовкиипознавательноймотивациидетей.
Принципыпостроенияпрограммы:
Принцип систематичности и последовательностипредполагает взаимосвязь знаний, умений инавыков.
Принципповторенияуменийинавыков—одинизсамыхважнейших,таккакврезультатемногократныхповторений вырабатываютсядинамическиестереотипы.
Принципактивного обученияобязываетстроить процесс обучения с использованием активныхформиметодовобучения,способствующихразвитиюу детейсамостоятельности, инициативыи творчества(игровыетехнологии,работавпарах,подгруппе,индивидуально,организацияисследовательскойдеятельностиидр.).
Принципкоммуникативностипомогаетвоспитатьудетейпотребностьвобщении,
Принцип результативностипредполагает получение положительного результата оздоровительнойработынезависимо от возрастаиуровня физического развития
Принципиндивидуализации-развитиеличныхкачеств,черезрешениепроблемразноуровнегообучения
Принциппроблемности- ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственнойдеятельности
Принциппсихологической комфортности- создание спокойной доброжелательной обстановки,веравсилыребенка
Принциптворчества-формированиеспособностинаходитьнестандартныерешения
Принципывзаимодействиясдетьми:
самребенок–молодец,унего-всеполучается,возникающиетрудности–преодолимы;постоянноепоощрениевсехусилийребенка,егостремлениеузнатьчто-тоновоеинаучитьсяновому;исключениеотрицательнойоценкиребенкаирезультатовегодействий;сравнениевсехрезультатовребенка толькос егособственными,а несрезультатами другихдетей;каждыйребенокдолженпродвигаться впередсвоими темпамии спостояннымуспехом.
Методыиприемыработы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)Игровые(развивающиеигры,соревнования,конкурсы)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)Практические(упражнения)
Интегрированныйметод(проектнаядеятельность)
Использованиезанимательногоматериала(ребусы,лабиринты,логическиезадачи,дидактическийматериал
Срокиреализациипрограммы.
Срокреализациипрограммы –2года.
Виды,формы,методыработы.
Занятия,включаютразличныевидыдетскойдеятельности:
- познавательную,
- продуктивную,
- двигательную,
- коммуникативную,
- конструктивную.
Впроцессезанятий используютсяразличныеформы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры,конкурсы
Формыработы сдетьми.
- Игра
- Ситуативныйразговор
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Интегративнаядеятельность
- Проблемнаяситуация
Методыработысдетьми
Словесный-обучения(объяснение,беседа, устноеизложение,диалог,рассказ)
Практический -(упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)Наглядный- (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,Поисковый-(моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации ,показмультимедийныхматериалов)
Интегрированныйметод(проектнаядеятельность)
Методигры(дидактическиеигры,развивающиеигры,ребусы,лабиринты,логическиезадачи,)наразвитиевнимания,памяти,блокиДьенеша,ПалочкиКьюзенераигры-конкурсы,соревнования
Режимзанятий.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра, развлечение.Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половинуПрограммарассчитанана34 занятия вгод.
Занятия проводятся1 раз в неделю.Продолжительностьзанятий25-30минут.
Последовательностьзанятийиколичествочасовнакаждуютемумогут варьироватьсявзависимости от интересадетей ирезультатов наблюденийпедагога.
Комплектациягруппипродолжительностьзанятийзависитотвозрастнойкатегориидетей.
Возраст | Количестводетейвгруппе | Времязанятия |
5-6 | 10 | 25минут |
6-7 | 12 | 30минут |
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов.Содержание этаповсоставлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН (требованиякорганизации режимадня иучебных занятий).
Первыйэтапрассчитаннадетей5-6лет,второйэтап–надетей6-7лет.
Примернаяструктуразанятия.
Занятияносятразвивающийхарактери,какправило,проходитвигровойформе,синтереснымсодержанием,творческими, проблемно–поисковыми задачами.
Структурнозанятияпредставленыиз4–6взаимосвязаннымимеждусобойпосодержанию,норазнойстепени сложности играми, знакомыми иновыми для детей.
Примернаяструктуразанятия:
1часть.
Цель:Вызватьинтерескзанятию,активизироватьпроцессывосприятияимышления,развитиесвязнойречи.
2часть.
Цель:Упражнятьдетейвуменииосуществлятьзрительно-мыслительныйанализ.Развиватькомбинаторныеспособностиспомощьюдидактическогоматериалаиразвивающихигр.Формироватьумениевысказыватьпредположительныйходрешения,проверятьегопутемцеленаправленныхпоисковыхдействий.
Физкультминутка,
3часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного имыслительногоанализа.
4часть.Рефлексия
Взанятиявключены:
Работасзанимательнымматериалом
Работа с развивающими ,дидактическими играмиФизкультминутки.
Работасэлектроннымидидактическимипособиями.
Длясозданияположительногоэмоциональногонастроявданномвидедеятельностииспользуютсялюбимыемультипликационныеи сказочныегерои,сюжеты.
Большоезначениепридаетсясозданиюнепринужденнойобстановки:детивыполняютзанятиязастолом, наковре,умольберта.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.Ожидаемые результатысоотнесенысзадачами и содержанием программы:Выявлениедошкольниковс математическим, логическим мышлениемЖеланиезаниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметыокружающейдействительности.
Умениедетейработатьвпарах,микрогруппах;
Проявлениедоброжелательногоотношенияксверстнику,умениееговыслушать,помочьпринеобходимости.
Результативностьпрограммыотслеживаетсявходе проведенияпедагогическойдиагностики,котораяпредусматриваетвыявлениеуровняразвитияпознавательныхследующих процессов:
- Развитиевнимания
- Развитиепамяти.
- Развитиевосприятия.
- Развитиевоображения.
- Развитиемышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяетоценить общий уровеньразвитияпознавательныхпроцессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных иитоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждомэтапереализациипрограммы.
Критерииоценкиусвоенияпрограммы:
Высокийуровень:
Ребеноквладеетосновнымилогическимиоперациями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.Способенобъединятьи распределять предметыпо группам.
Свободнооперируетобобщающимипонятиями.
Умеетмысленноделитьцелоеначастииизчастейформироватьцелое,устанавливаямеждунимисвязь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.Можетприпомощисужденийделатьумозаключения.
Способенориентироватьсявпространствеиналистебумаги.
Уребенкадостаточнобольшойсловарныйзапас,широкийспектрбытовыхзнаний.Оннаблюдателен,внимателен,усидчив, заинтересованврезультатахсвоейработы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Среднийуровень:
Ребеноквладееттакимилогическимиоперациями,каксравнение,обобщение,классификация,систематизация.
Умеетмысленноустанавливатьсходстваиразличияпредметов,ноневсегдавидитвсеихсущественныепризнаки.
Умеетобъединятьпредметывгруппы,ноиспытываеттрудностивсамостоятельномраспределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целогоначасти инаоборотвызываетзатруднения,носпомощьювзрослогосправляетсясзаданиями.
Ребенокневсегдавидитзакономерностивявлениях,носпособенсоставитьописательныйрассказоних.Затрудняетсясамостоятельноделатьумозаключения.Ребенокимеетдостаточныйсловарныйзапас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.Ребенокчащевсеговнимателен,наблюдателен,нонеусидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторингпроводитсядваразавгод (сентябрь,май).
Отслеживаниеуровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в формеитоговыхигровыхзанятий ( конец года).
Формыподведенияитоговреализациипрограммы.
Участиевинтеллектуальныхконкурсахспособствуетразвитиюличностиребёнка,выявлениюегоиндивидуальных достижений нараннемвозрастномуровне.
Объём кружковых занятий и виды учебной работы.
ВикториныИнтегрированныезанятия
Учебно– тематическийплан.
Учебныйплан.
Содержаниерабочей-учебнойпрограммы | Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий) | Форма контроля/Аттестация | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Педагогическая диагностика | 4*25=50 мин. | 4*30 = 60 мин. | Тест |
Развивающие игры | 10*25 мин. = 3ч.30 мин. | 10*30 мин. =240 мин. | Самостоятельнаяработа |
Занимательная математика | 10*25 мин. =3ч.30 мин | 10*30 мин. =240 мин. | Тест |
Логические задачи, лабиринты, головоломки | 10*25 мин. =3ч.30 мин | 10*30 мин. =240 мин. | Самостоятельнаяработа |
Всего занятий в год | 34*25 = 14ч50 мин | 34*30 = 4ч. | Тест, конференция |
- Тематическоепланирование.
Раздел месяц | Темы 1годобучения |
Педагогическаядиагностика сентябрь | Выявлениеисходногоуровняразвитияпознавательныхпроцессов удетейкорректировкасодержания программы. |
Занимательнаяматематика октябрь-декабрь | #1047;агадочная страна – Математика#1056;ешение занимательных задач в стихах#1048;грынаэрудицию
|
Развивающиеигры Январь-март |
#1051;огическиецепочкиблоковДьенеша.#1056;азложипоцвету #1047;мейка палочки Кюизенера#1044;ваобручаблокиДьенеша. |
Логическиезадачи,лабиринты,головоломки. Апрель-май |
|
Раздел месяц | Темы 2годобучения |
Педагогическаядиагностика сентябрь | Выявлениеисходногоуровняразвитияпознавательныхпроцессов удетейкорректировкасодержания программы. |
Занимательнаяматематика октябрь-декабрь |
|
Развивающиеигры Январь-март |
палочкиКьюзенера
|
Логическиезадачи,лабиринты,головоломки. Апрель-май | #1054;бразованиесложныхсужденийизпростых.#1063;егонасвете небывает #1052;атематическая тропинка#1052;ывсезнайке #1050;осмическоепутешествие.#1047;агадочный лабиринт #1042;царствесмекалки#1048;тоговоезанятие: Турнир«ЗнатоковиЭрудитов» |
Задачи, методыи приёмывзаимодействияпедагога сдетьми .1год обучения.
Месяц | Задачи | Методы и приёмывзаимодействияпедагогасдетьми |
Сентябрь | Выявление исходного уровня развития познавательныхпроцессовудетей;корректировкасодержанияпрограммы. | Индивидуальнаяработа повыполнениюдиагностических заданий |
Сентябрь- | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительными | Практическая |
Октябрь | операциямиидействиями:выявлениесвойств,их | деятельность, |
абстрагирование,сравнение,классификация,обобщение; | конструирование, | |
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультуры | беседа, | |
мышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать | индивидуальнаяи | |
представленияогеометрическихфигурах,пространственную | групповаяформы | |
ориентировку. | работы | |
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиемелкоймоторики; | ||
знакомствосцветом;развитиеуменияориентироватьсяна | ||
плоскости;формированиеуменийвизмерительной | ||
деятельности. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеанализаисинтеза, | ||
способностиккомбинированию;закреплениепредставленийо | ||
цветеиформе. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование | ||
представленийовеличине,цветеичислах;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. | ||
Ноябрь | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительными | Практическая |
операциямиидействиями:выявлениесвойств,их | деятельность, | |
абстрагирование,сравнение,классификация,обобщение; | конструирование, | |
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультуры | беседа, | |
мышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать | индивидуальнаяи | |
представленияогеометрическихфигурах,пространственную | групповаяформы | |
ориентировку. | работы | |
Развитиепознавательныхпроцессов;освоениецвета, | ||
пространственногорасположения;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеориентировкив | ||
пространстве;развитиечеткости,внимательности,аккуратности; | ||
развитиеаналитическихспособностей. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование | ||
представленийовеличине,цветеичислах;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. | ||
Декабрь | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительными | Практическая |
операциямиидействиями:выявлениесвойств,их | деятельность, | |
абстрагирование,сравнение,классификация,обобщение; | конструирование, | |
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультуры | беседа, | |
мышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать | индивидуальнаяи | |
представленияогеометрическихфигурах,пространственную | групповаяформы | |
ориентировку. | работы | |
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиесенсорныхи | ||
познавательныхспособностей;развитиеконструктивныхумений | ||
инавыков;закреплениепредставленийоформе,цвете; | ||
формированиеуменийориентировкивпространстве; | ||
формированиепервоначальныхпредставленийобуквах и | ||
цифрах;развитиемелкоймоторики. |
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеанализаисинтеза, способностиккомбинированию;закреплениепредставленийоцветеи форме. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование представленийовеличине,цветеичислах;формированиепервоначальныхнавыков счета. | ||
Январь | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительнымиоперациями и действиями: выявление свойств, ихабстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;формирование элементарной алгоритмической культурымышления, развитие способности действовать в уме, осваиватьпредставленияогеометрическихфигурах,пространственную ориентировку. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных ипознавательныхспособностей;развитиеконструктивныхуменийи навыков;закрепление представлений о форме, цвете;формирование уменийориентировки в пространстве;формированиепервоначальныхпредставленийобуквахи цифрах;развитиемелкоймоторики. | ||
Февраль | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительными | Практическая |
операциямиидействиями:выявлениесвойств,их | деятельность, | |
абстрагирование,сравнение,классификация,обобщение; | конструирование, | |
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультуры | беседа, | |
мышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать | индивидуальнаяи | |
представленияогеометрическихфигурах,пространственную | групповаяформы | |
ориентировку. | работы | |
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиесенсорныхи | ||
познавательныхспособностей;развитиеконструктивныхумений | ||
инавыков;закреплениепредставленийоформе,цвете; | ||
формированиеуменийориентировкивпространстве; | ||
формированиепервоначальныхпредставленийобуквахи | ||
цифрах;развитиемелкоймоторики. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеориентировкив | ||
пространстве;развитиечеткости,внимательности,аккуратности; | ||
развитиеаналитическихспособностей. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование | ||
представленийовеличине,цветеичислах;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. | ||
Март | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительными | Практическая |
операциямиидействиями:выявлениесвойств,их | деятельность, | |
абстрагирование,сравнение,классификация,обобщение; | конструирование, | |
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультуры | беседа, | |
мышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать | индивидуальнаяи | |
представленияогеометрическихфигурах,пространственную | групповаяформы | |
ориентировку. | работы | |
Развитиепознавательныхпроцессов;освоениецвета, | ||
пространственногорасположения;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеанализаисинтеза, | ||
способностиккомбинированию;закреплениепредставленийо | ||
цветеиформе. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование | ||
представленийовеличине,цветеичислах;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. |
Апрель | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительными | Практическая |
операциямиидействиями:выявлениесвойств,их | деятельность, | |
абстрагирование,сравнение,классификация,обобщение; | конструирование, | |
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультуры | беседа, | |
мышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать | индивидуальнаяи | |
представленияогеометрическихфигурах,пространственную | групповаяформы | |
ориентировку. | работы | |
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиемелкоймоторики; | ||
знакомствосцветом;развитиеуменияориентироватьсяна | ||
плоскости;формированиеуменийвизмерительной | ||
деятельности. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеориентировкив | ||
пространстве;развитиечеткости,внимательности,аккуратности; | ||
развитиеаналитическихспособностей. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование | ||
представленийовеличине,цветеичислах;формирование | ||
первоначальныхнавыковсчета. | ||
Май | Выявлениеконечногоуровняразвитияпознавательных | Индивидуальная |
процессовудетей;анализдеятельности загод. | работапо | |
выполнению | ||
диагностических | ||
заданий |
2год обучения
Месяц | Задачи | Методы и приёмывзаимодействия педагогасдетьми |
Сентябрь | Выявлениеисходногоуровняразвитияпознавательныхпроцессовудетей; корректировка содержания программы. | Индивидуальнаяработа повыполнениюдиагностических заданий |
Октябрь | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительнымиоперациями и действиями: выявление свойств, ихабстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;формирование элементарной алгоритмической культурымышления, развитие способности действовать в уме, осваиватьпредставленияогеометрическихфигурах,пространственную ориентировку. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; формированиепредставленийовеличине,цветеичислах;формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитиеизмерительныхнавыков. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеанализаисинтеза,способностиккомбинированию;закреплениепредставленийо цветеиформе. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных ипознавательныхспособностей;развитиеконструктивныхуменийи навыков;закрепление представлений о форме, цвете;формирование уменийориентировки в пространстве;формированиепредставленийобуквахицифрах;развитие мелкоймоторики. | ||
Ноябрь | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных,познавательных и творческих способностей; ознакомление сэталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть;развитиепространственныхпредставленийиориентировкив пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность игибкость. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных,познавательных и творческих способностей; ознакомление сэталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть;развитиепространственныхпредставленийиориентировкив пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность игибкость. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеанализаисинтеза, способностиккомбинированию;формированиеконструкторскихумений;закреплениепредставлений оцветеи форме. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие пространственныхпредставлений; развитие конструктивных и комбинаторныхспособностей;развитиесообразительности, смекалки, находчивости. | ||
Декабрь | Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительнымиоперациями и действиями: выявление свойств, ихабстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;формирование элементарной алгоритмической культурымышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать представленияогеометрическихфигурах,пространственнуюориентировку. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитиепознавательныхпроцессов;формирование |
представленийовеличине,цветеичислах;формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитиеизмерительныхнавыков. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторикируки;развитиепространственногомышленияитворческого воображения;развитиеуменийсравнивать,анализировать,сопоставлять;освоениеэталонов формыи величины. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторикируки; развитие пространственного мышления и творческоговоображения;развитиеуменийсравнивать,анализировать, сопоставлять;освоениеэталоновформыивеличины. | ||
Январь | Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики;знакомствосцветом;развитие уменияориентироватьсяна плоскости; формирование умений в измерительной деятельности;ознакомлениесчислами и цифрами. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики;знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться наплоскости;формированиеуменийвизмерительнойдеятельности; ознакомлениесчисламиицифрами. | ||
Февраль | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительнымиоперациями и действиями: выявление свойств, ихабстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;формирование элементарной алгоритмической культурымышления, развитие способности действовать в уме, осваиватьпредставленияогеометрическихфигурах,пространственную ориентировку. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; формированиепредставленийовеличине,цветеичислах;формированиенавыковсчета;формированиепорядкасчета;развитие измерительныхнавыков. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;ознакомлениессенсорными эталонамиформ,цветаивеличины;развитиеглазомера;развитиемелкоймоторики;освоениепонятий«часть»и«целое». | ||
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативныхи конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой;освоениепонятий«часть»и«целое»;развитиепространственныхпредставленийиориентировки впространстве;знакомствосо свойствами– «прозрачность»и «гибкость». | ||
Март | Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных ипознавательныхспособностей;развитиеконструктивныхуменийи навыков;закрепление представлений о форме, цвете;формирование уменийориентировки в пространстве;формированиепредставленийобуквахицифрах;развитие мелкоймоторики. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных ипознавательныхспособностей;развитиеконструктивныхуменийи навыков;закрепление представлений о форме, цвете;формирование уменийориентировки в пространстве;формированиепредставленийобуквахицифрах;развитие мелкоймоторики. | ||
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза,способностиккомбинированию;закреплениепредставленийо цветеиформе. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиепространственныхпредставлений;развитиесообразительности, смекалки, находчивости. |
Апрель | Развитие познавательных процессов; овладение мыслительнымиоперациями и действиями: выявление свойств, ихабстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;формирование элементарной алгоритмической культурымышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваивать представленияогеометрическихфигурах,пространственнуюориентировку. | Практическаядеятельность,конструирование,беседа,индивидуальнаяигрупповая формыработы |
Развитие познавательных процессов; формированиепредставленийовеличине,цветеичислах;формированиенавыковсчета;формированиепорядкасчета;развитие измерительныхнавыков. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиеанализаисинтеза,способностиккомбинированию;развитиеконструктивных способностей;развитиесмекалки,сообразительности. | ||
Развитиепознавательныхпроцессов;развитиематематическихпредставлений;развитиекоординациидвижений;подготовка рукикписьму. | ||
Май | Выявлениеконечногоуровня развития познавательныхпроцессов удетей;анализ деятельностизагод. | Индивидуальнаяработа повыполнению диагностическихзаданий |
Содержаниепрограммы.
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальныхитворческихспособностей и качеств личности.
Разделыпрограммы.
Содержаниепрограммыориентированонаразвитиемотивационнойсферы,интеллектуальных итворческихспособностейи качеств личности.
Занятиякружкасоставленыпопринципу«отпростогоксложному» ипостроенысиспользованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий,мультимедийногосопровождения.Предполагаетсянетолькоразвитиеэрудициидошкольника,ноисозданиеусловий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцентделаетсяненато, что изучать, анато, как изучать.
Занимательнаяматематика.
(Анализ–синтез.Систематизация)
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;развитиематематическихспособностейи склонностей;
подготовкаребенкакшколе;
учитьмысленноустанавливатьсходстваиразличияпредметовпосущественнымпризнакам;развивать внимание,
совершенствовать ориентировкувпространстве.
развитиеличностныхкачествинавыковсамоконтроляисамооценки;
Развитиепознавательныхпроцессов;овладениемыслительнымиоперациямиидействиями:выявлениесвойств,ихабстрагирование,сравнение,классификация, обобщение;
учитьмысленнообъединятьпредметывгруппупоихсвойствам.Способствоватьобогащениюсловарногозапаса, расширятьбытовыезнания детей.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький,длинный – короткий,низкий–высокий,узкий–широкий,выше–ниже,дальше–ближеит.д.Оперированиепонятиями«такойже»,«самый».Поисксходстваиразличийна2-хпохожихкартинках
.нахождениелогическойпары(кошка–котенок,собака–?(щенок)).
Развивающиеигры.
(Сравнение.Классификация.Ограничение.)
Развитиепознавательныхпроцессов,мыслительнойактивности(анализ,сравнение,классификация,обобщение), логическоемышлениеи сообразительность.
учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять вединое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости,формирование умений в
учитьраспределятьпредметыпогруппампоихсущественнымпризнакам.Закреплениеобобщающихпонятий,свободноеоперированиеими.
Игры и упражнения: Работа с пазлами различной сложности, палочками Кюизенера, блокамиДьенеша,выкладываниекартинокиз счетныхпалочеки геометрическихфигури т.д.
Логическиезадачи,лабиринты,головоломки.
(Умозаключения.Обобщение.)
Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение ивычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы:внимание,память, логическиеформы мышления.
формированиеэлементарнойалгоритмическойкультурымышления,развитиеспособностидействоватьвуме,осваиватьпредставленияогеометрическихфигурах,пространственнуюориентировку.
учить выявлять закономерности;расширятьсловарныйзапасдетей;
учитьрассказыватьпокартинке,пересказывать.
учитьвыделятьодинилинесколькопредметовизгруппыпоопределеннымпризнакам.
Развиватьнаблюдательностьдетей.
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий).Игрыиупражнения:магическиеквадраты(подобратьнедостающуюдеталь,картинку).Составлениерассказапосериикартинок,выстраиваниекартиноквлогическойпоследовательностинаоперированиеобобщающимипонятиями:мебель,посуда,транспорт,овощи,фруктыит.д,«обведиоднойлиниейтолькокрасные флажки»,«найдивсе некруглыепредметы» ит.п.,исключениечетвертоголишнего.Дополнениекартинки(подберизаплатку,дорисуйкарман к платью).
Организацияработыпопрограмме.
Рассматриваемыйматериалвыходитзарамкитрадиционнойпрограммы.
Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материаланесколькихтем.Существуетмножествоспособовпредоставитьдетямвозможностьсамостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логикурешенияпоставленнойзадачиидействовать всоответствииспредложеннойситуацией.
Разработкаивнедрениевпрактикуэффективныхдидактическихсредств,развивающихметодов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными,абстрактнымиматематическими понятиямивдоступной малышамформе.
Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди нихобязательноестьтакие, которыедоступны длявсехучащихся
Занятиевформепутешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому.Материал,который широкоиспользуетсяв«путешествиях»(карты придуманнойстраны,знакомогомикрорайона,детскойплощадки;стрелки,указатели,схемы),направляетвниманиеребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначитьпространственные отношениянаплане,схеме. Такаяформазанятиятребуетотдетейорганизованности,аотвзрослого–умение,поддерживатьинтересдетей,стимулироватьактивность.
Занятиевформебеседы.
Предполагаеторганизациюпознавательногообщенияпедагогасдетьми
и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активностиребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал.Познавательноеобщениепредполагаетобменинформацией,наблюдениями,впечатлениями,высказываниесвоего
отношениякобсуждаемому.Впроцессетакогозанятиядетиучатсядиалогу.
Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументироватьвысказывания,формирует культуруобщения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой иучебно –познавательной линий.
Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия.Вместес тем,вкакой быформе не проходило занятие, важнонаучитьребенкапреодолеватьтрудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решенияпознавательныхзадач,этиуменияпригодятсяемунетольконаурокахматематики,ноивповседневнойжизни.
Методическоеобеспечениепрограммы.
Оборудованиеиматериалы
Дидактическийматериал:
Геометрические фигуры и тела.Наборыразрезных картинок.
Сюжетныекартинкисизображениемчастейсутокивремёнгода.Полоски,ленты разнойдлиныи ширины.
Цифры .ИгрушкиФланелеграф,мольберт.
Чудесный мешочек.Знаки-символы.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.Геометрическаямозаика.
Счётные палочки.Предметные картинки.Блоки Дьенеша,Палочки Кьюизенера,Лото.
дидактическиеиразвивающиеигры.
Примерные конспекты образовательной деятельностиЗанятиематематического кружка
«Вцарствесмекалки»
Целиизадачи:
- Возбудитьинтересдетейкматематике;
- Расширениекругозора,любознательностивразличныхобластяхэлементарнойматематики;
- Развитиематематическогообразамышления:краткостиречи,умеломуиспользованиюсимволики и применению математической терминологии, умению делать доступные выводы иобобщения,обосновыватьсои мысли;
- Привитиеэлементованализаисинтеза.
Оборудование:ручки,тетради,наглядныепособия,карточкисребусамиизаданиями.
Планзанятия.
- Вступление.
- Ребусы.
- Задачивстихах.
- Задачиналогическоемышление.
- Задачинасмекалку.
- Задачи-шутки.
- Игра«Задумайчисло»
- Подведение итогов занятия.Ходзанятия.
Вступление.
-Сегодня,ребята,выпознакомитесьсзагадочнымиинтересныммиромзанимательнойматематики. Вы увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. На занятиях буду предлагатьразличныеинтересныевопросыизадания.Выдолжныбытьактивными,стремитьсябыстреедругих,подумав,ответитьнавопросиливыполнитьзадание.
Ребусы.
Дети,отгадайте,какиесловатутнаписаныспомощьюбуквидругих знаков.
Примечание. Надо предлагать не какие угодно ребусы, а именно те, которые имеют определеннуюсвязь с математикой: либо в его изображении встречаются математические знаки, либо в ответесодержитсяматематическийтермин,либоимеетместопервыйивторыепризнакиодновременно.
Задачи встихах.
- «Сколькокукол»:
Я сегодня встала рано,Куколвсехсвоихсчитала:
Три матрёшки на окошке,Две Маринки на перинке,Пупсик с Катей, БуратиноИ Петрушка в колпачке-Назелёномсундучке.
Ясчитала,ятрудилась,
Но потом со счёту сбилась.Помогитемнеопять
Куколвсехпересчитать!
- «Взоопарке»:
В зоопарке онстоял,Обезьяноквсесчитал:
Две играли на песке,Триуселисьнадоске,
А двенадцать спинки грели.Сосчитатьвывсехуспели?
Задачиналогическоемышление.
- Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во втором – столько, сколько в первой, а втретьейкарандашейстолько,сколькововторойкоробке,тостолькокарандашейвтретьейкоробке?
- Игра«Концовки»Закончитепредложение:
- Есликрасныйкарандашв3разадлиннеесинего,тосиний...(в3разакорочекрасного)
- Есливправойрукепалочекв2разаменьше,чемвлевой,товлевой (в2разабольше,чем
вправой),
- ЕслиОлясидитпозади Тони,тоТоня (сидитвпереди Оли)
- Если тонна бумаги в 10 раз тяжелее центнера железа, то ..... (центнер железа в 10 раз легчетонныбумаги)
3) В соревновании по бегу Ваня, Гриша, Дима заняли первые три места. Какое место занялкаждый из ребят, если Гриша занял не второе и не третье место, а Дима – не третье?(Гриша-первое,Дима– второе,Ваня– третьеместо)
Задачинасмекалку.
- Насколькоединицменьшенаибольшееоднозначноечисло,чемнаибольшеедвузначноечисло?
- Каксложитьиз7палочектритреугольника?
- Шестиметровоебревнонадораспилитьначасти,длинакоторыхпо 1м.Наотпиливаниеоднойчасти тратится2 мин.Засколькоминутбудетраспиленовсебревно?(за10мин)
- Напишите все двузначные числа, у которых число единиц в 3 раза меньше, чем число десятков(31, 62,93)
6. Задачи-шутки.
- Когдагусьстоитнадвухногах,товесит4кг.Сколькобудетвеситьгусь,когдавстанетнаоднуногу?(4кг)
- Настолележат3карандашаразнойдлины.Какудалитьизсерединысамыйдлинныйкарандаш,нетрогаяего?(переложить одинизкрайнихкарандашейсоднойсторонынадругую)
- Мойприятельшёл,пятакнашёл.
Двоепойдём,скольконайдём? (нельзяответить)
8. Подведениеитогов занятия.
Математика, математика, нужный для всех предмет.Стоитвампостараться,и ждётвасуспех.
Пусть кому-то повезёт, а кому-то, может, нет,Иненравится вопрос, новсёж...
В урочный день, в урочный часМысноварадывидеть вас.
Довстречи,друзья!
Занятиематематическогокружка
«Вгостиксмешарикам».
Программноесодержание:
- Познакомитьдетейсоструктуройзадачи;учитьдаватьточныйразвернутыйответнавопросзадачи; закреплять знание о составе чисел первого пятка из двух меньших чисел; учить детейсоставлятьиз двухимеющихся геометрическихфигурновые.
- Развиватьудетейлогическиемышление;воображение,двигательнуюактивность.
- Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, внимание, умение доводить начатое дело доконца.
Оборудованиеиматериал:
Демонстрационный материал: наборное полотно; набор из 5 елочек – с одной стороны зеленые, сдругойжелтые.
Раздаточныйматериал:наборелочек;карточкасоднойполоской,двабольшихтреугольника.
Минутавхождениявдень
«Утроначинается»
Утроначинается, Разводятруками
Детиподнимаются! Поднимаютрукивверх
Выше, вышепотянулись, Поднимаются на носочках и тянутся вверхСолнышкамы всекоснулись!
#1044;идактическоеупражнение«Веселыезадачипросмешариков»
Воспитательговоритдетям:Ребята,авылюбитепутешествовать? (Ответыдетей).
Тогда приглашаю Вас отправиться в гости к смешарикам. Они приготовили для вас сюрприз, ночтобы его получить, вам нобходимо выполнить несколько заданий. Если вы все храбрые и смелые,уверенные в своих силах, тогда отправляемся в путь! Угадайте, на каком виде транспорта мысегодняпоедем?
Двеполоскивдальидут,
Понимдомикибегут (Поезд)
Поедем мы с вами на волшебном поезде. Представим, что стулья-это наши места в поезде, нашпоездотправляется (включается шумпоезда).
Нувот,мы приехаликтомуместу,гдевыполнимпервоезадание.Ребятаавызнаетечтотакоезадача?Вотпослушайте!
«Бараш и Кар Карыч поливали огород.Бараш полил 2 грядки, а Кар КарычСколькогрядокониполиливместе?(3)
Явамсейчаспрочиталазадачу.Внейестьусловие,вопрос,можносоставитьрешениеиполучитьответ.Условиевнашей задаче
«Бараш и Кар Карыч поливали огород.Бараш полил 2 грядки, а Кар Карыч 3».Чтоявляетсяусловием?(Ответыдетей).
Авопросвзадаче«Сколькогрядокониполиливместе?»
Что является вопросом? Решить задачу, значит ответить на ее вопрос. Что бы узнать сколькогрядок полили вместе Бараш и Кар Карыч, что нужно сделать? Нужно сложить 2 и 3: 2+3=5,полученныйрезультатиесть ответзадачи:БарашиКарКарычполиливместе5грядок.
Итак, задача -это такое математическое задание, в котором есть условие, вопрос, можно составитьрешениеи получитьответ.
Асейчасябудувамдавать праздныезадания,авыбудетеговоритьзадачаэтоили нет.
- Нюшапоставила3розыи2гвоздики.Сталакрасиво.(Этонезадача,т.кнетвопроса)
- Смешарикикупиливмагазине5апельсиновинесколькогруш.СкольковсегофруктовкупилиСмешарики? (Эта не задача, т. к не конкретное условие, и нельзя составить решение и получитьответ.)
- СколькоконфетсъедаетзавечерНюша? (Этонезадача,т.кнет условия)
Вы хорошо выполнили первое задание, за это вы получаете 1 большой треугольник, для чего, выузнаете,когдадойдетедо последнегозадания!
Динамическаяпауза «Отдыхнаполянке ».
Посмотрите, какая красивая, солнечная поляна, и мы сейчас немного поиграем, наша головка,наши ручки и ножки, наша спинка устали, им нужен отдых (дети стоят полукругом, звучитспокойнаямузыка, звуки природы).
У нас славная осанка,Мысвели лопатки.
Мы походим на носках,Апотом напятках.
Пойдёммягко,
Ну а если надоест. То пойдём все косолапо,КакКопатычходит влес.
#1044;идактическоеупражнения
«Крош и Нюша помогают друзьям»(ДетейвстречаютКрошиНюша).
Крош и Нюша: Здравствуйте дети. Быстро вы к нам добрались. Мы очень рады Вас видеть. Нучто, получается у вас справляться с заданиями? Мы можем вам помочь ребятки, если вы непротив.
Воспитательи дети:Конечножемынепротив!Присоединяйтесь!
(Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 5 елочек зеленого цвета, просит детейназватьскольковсегоелочек?и указываетвданномслучае,чтогруппасоставиласостоитиз5елочекзеленого цвета: 1,1, 1, 1, и 1.
«Группу из 5 елочек можно составить и по-другому» - говорит воспитатель поворачивает елочкуобратной стороной. (Дети отвечают, что группа составлена из 4 елочек зеленого цвета и елочкажелтогоцвета, авсего5 елочек разногоцвета.
Затем,воспитательповорачиваетобратнойсторонойвторуюелочку,идетирассказывают,чтотеперьгруппасоставленаиз 3зеленых елочеки 2 желтых.
Далеепоаналогии:из2зеленыхи3желтых;1зеленойи4 желтых.
Воспитатель делает вывод, что число 5 можно составить по-разному. «Отлично, вы справилисьбыстроиправильно.Вот вамещёодин треугольник.
- Дидактическое упражнение «Превращение треуголника»Нувотмы и дошлидопоследнегозадания.
У вас есть два треугольника, как их можно сложить, чтобы получить из них новые геометрическиефигуры?
Вкакиежефигуры,онимогутпревратиться?(детисоставляютфигуры,смешарикиимпомогают,ответыдетей) .
Воспитатель: Ребятки, из двух треугольников можно составить, квадрат и один треуголник.Теперьнужно 2треугольникаприложитьвершинами другдругу.
Посмотрите,на чтоонипохожи?(на бабочку,бантик,елочнуюигрушку,песочныечасы).Также можно попросить детей рассказать на ушко Крошу, что получилось, а потом попросить удетей,ответитьвоспитателю.
Воспитатель и смешарики: Ребятки, вы сегодня очень постарались, активно работали, друг другупомогали, ещё ни кому не удавалось попасть в нашу страну «Смешариков», вы первые, кто смог,до насдобраться.
Как мы и обещали, мы приготовили вам сюрприз (подарок - набор игрушек «Смешарики», онибудутвамвсегдапомогатьсправлятьсяструдностями,преодолеватьпрепятствия,потомучто онинеобычные, а волшебные, если будете стараться, они помогут вам вернуться к нам в гости ещёмного-многораз. Берегите ихиникомунеотдавайте!
- Рефлексия.
Воспитатель и смешарики анализируютзанятие вместе с детьми, что получилось, а что былотрудным, что было для них самым интересным. Дети прощаются со смешариками, садятся в поездиуезжают вгруппупод музыку.
Занятиематематическогокружка
«Веселыефигуры»
Задачи:
- Совершенствовать умение детей узнавать и называть геометрические фигуры, находитьсходствоиотличияфигурпоразнымпараметрам(цвет, форма,размер) .
- Закрепить знания детей о днях недели, их последовательность; совершенствовать умениеназывать текущий день, предыдущийи последующий.
- Развиватьумениеотсчитыватьнеобходимоеколичествопредметовпообразцу, уравниватьмножествамеждусобою различными способами.
- Развивать внимание, мышление, тренировать память, речь.Материал:
Тарелки со счетным материалом (по 10 кружков, 10 квадратов, карточки – полоски длявыкладывания предметов, алгоритм – часы «дни недели», геометрические фигуры на каждогоребенка, геометрические фигуры демонстрационные (для сравнения, силуэты обуви (с цифрами икружочками).
Предварительнаяработа:
Заучиваниепальчиковойигры«Неделька»,играмалойподвижности«Живаянеделька».
Ходзанятия:
Дети заходят в группу и становятся полукругом.Воспитатель:Детипослушайтеиотгадайтезагадку.Братьевэтихровно семь.
Вам они известны всем.Каждую неделю кругомХодятбратьядругзадругом.Попрощаетсяпоследний—
Появляетсяпередний.(Днинедели).
Воспитатель:Правильно,этоднинедели.Давайтесвамивспомнимирасскажемпальчиковуюигру«Неделька».
Подскажите-ка нам, звери,Как запомнить дни недели.Первый – понедельник,Зайка– рукодельник.
А за ним приходит вторник,Соловей-разбойник.
За вторником – среда,Лисичкинаеда.
За средой – четверг,Волкглазамисверк!
За четвергом к нам пятницаКолобкомприкатится.
За пятницей – суббота,Баняуенота.
За субботой – воскресенье,Целыйденьунасвеселье!
Воспитатель:Атеперьответьтенавопросы:
-Какойсегодняденьнедели?
-Какойбылвчера?
-Какойбудетзавтра?
-Гдемыотмечаемднинедели?
-Пятница,какойпосчетуденьнедели?
Воспитатель:Вывселюбите,играть?Давайтемысвамипоиграемвигру«Есть-нет».Подойдитекстульчикам(Накаждомлежитгеометрическаяфигура,возьмитефигуруивстаньтевкруг.
-яначну:уменяестьтрехугольник,онжелтый,нонет(иназватьфигуруусоседа).Играпродолжаетсяпоканедойдет до последнегоребенка.
Воспитатель:Теперьпройдитенастульчики.
-Посмотрите,какиефигурынадоске.
-Чемонипохожи?Чтоуних общее?
-Чемотличаются?
Динамическаяпауза:
Мы ногами топ-топМы ногами топ-топ,Мы руками хлоп-хлоп!Мы глазами миг-миг,Мыплечамичик-чик.
Раз — сюда, два — туда,Повернисьвокругсебя.
Раз — присели, два — привстали,Рукикверхувсеподняли.
Сели — встали, сели — встали,Ванькой-встанькой словно стали.Рукиктелувсеприжали
И подскоки делать стали,А потом пустились вскачь,Будтомойупругиймяч.
Снова выстроились в ряд,Словно вышли на парад.Раз — два, раз - дваЗаниматьсянампора!
Воспитатель:Асейчасвозьмитестульчикиисадитесьзастолы.
- послушайтесколькоразяхлопнувладоши,стольковыложитенаверхнейполоскекругов.
-скольковыложилиипочему?
- наследующейполоскеквадратиковнаодинбольше,чемкружочков.
-скольковыложили,почему?
-чегобольшекружочковиликвадратиков?
-какоечислобольше?
Атеперьсделайтетак,чтобыикружочковиквадратиковсталопоровну.
-сколько утебястало?Кактыполучилравенство?
-ктосделалпо-другому?
Воспитатель:теперьдавайтеперейдемкстолуипосмотрим,купилиобувь,новсепарыперепутали. Возьмите по одному сапогу или ботинку и нужно найти себе пару (по цвету, какоечисло,какая фигура) .
Занятиематематическогокружка
«Путешествиеповолшебнойстране».
- Воспитатель:-Ребята,каквыдумаете,какоеунасбудетзанятие?Почемувырешили,чтобудетматематика?(ответыдетей)
Воспитатель:-Назанятиипоматематикеунасбудут сегоднявопросы,задания,превращения.
Итак,первыезадания.
- Вспомнитеобратныйсчетот 20до0.
- Посчитайтедвойками,тройками.
- Назовитечисло,котороеяпропустила.
- Какоечислоязадумала, если ононаодинбольше12-ти и наодинменьше14-ти.
- Назовитеденьнедели,которыйяпропустила:«Понедельник,вторник,среда,пятница,суббота,воскресенье»(четверг).
Назовитешестойденьнедели,третий.
- Ребята,чтодлиннеенеделяилимесяц?
- Какиевызнаетемесяцы,сколькоих?
- Назовителетниемесяцы,весенние
- Назовите лишнее слово в ряду слов:а)зима, среда,весна, лето,осень;
б) один, два, три, круг , четыре, пять;в)плюс,минус, пятница,равно;
г)круг,квадрат,декабрь,многоугольник.
- Обведитецифры,которыеменьше10зеленымкарандашом,больше10красным.Почемуобвели число15 краснымкарандашом?
- Решениезадач.
Воспитатель:- Составьте задачу по картине? Назовите условие, вопрос, ответ задачи.Запишитерешениеипрочтите запись.
(Составлениезадачдетьми).
Воспитатель:-Ребята,можнолирешитьэтузадачу:«Настоянкебыло6машин.Уехала1машина.Какойбыл номерумашины?»
Дети:-Нельзя.
Воспитатель:
- Какнадоизменитьвопрос?
- Сколькомашиносталось?
- Придумайтесамизадачу.
- Решите еще мою задачу: «На березе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько яблок созрели?»Дети: -Нисколько,потомучто нинаберезе,ни надубеяблоки нерастут.
- Намольбертевпрямоугольникегеометрическиефигуры.
Воспитатель:-Назовитегеометрическиефигуры,расположенныевправомверхнемуглу,левомнижнем углу.
Минутка для отдыхаМы делили апельсинМного нас, а он одинЭта долька для ежа,Эта долька для чижа,Эта долька для утят,Этадолькадля котят,
Эта долька для бобра,Адляволкакожура.
Он сердит на нас – беда.Разбегайтесь,ктокуда!
- Воспитатель: - На какие части разделили апельсин?Дети: -Надольки.
Воспитатель: -Какиеэточасти:равныеилинеравные?Представьте,чтоквамвгостипришлитридруга.Ихнадоугостить тортом. Как выразделитеэтотторт?
Дети: -Начетыречасти.
Воспитатель:-Возьмитекругипопробуйтевыполнитьзадание.Какназываетсякаждаячетвертаячасть?
Дети:-Четвертинка.
- Выполнитьзадания.
Насчетную полоскуотложили:
а)двакруга,триквадрата;
б)одинтреугольник,одинквадрат,двакруга.
- На столах у детей проволочки. Воспитатель берет тонкую проволоку.Воспитатель:-Накакуюлинию онапохожа?
Дети:-Напрямую.
Воспитатель: - Что похоже на прямую линию?Дети: -Стрела,карандаш, фломастер.
Воспитатель: - А если превратить прямую в волнистую, на что похоже?Дети: -Волны, червячок, гусеница.
Воспитатель:-Превращенияпродолжаются:криваяпревращаетсявломаную.Начтопохоже?Дети: -Огонь, горы,зубы.
Воспитатель: -Ребята,какоезаданиебольшевсеговампонравилось?Какоебылосамымлегким?Какоетрудное?
Игрынаразвитиевнимания.
«Волшебные очки». Предложить ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглыеочки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательновокруг себя и найдет все круглое – это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде ит.д. Потом очки превращаются в квадратные, треугольные и т. д. Эта игра развивает и внимание , имышление.
«Выше – ниже». Предложить ребенку посмотреть вокруг и назвать все, что ниже или выше какаго-либопредмета.Этаиграразвиваетнетольковнимание,ноиучитвыделятьчасть изобщего.
Игры,развивающиемышление.
Такиеигрынетребуютнаглядногоматериала,можноиспользоватьподручныепособия.
«Продолжиряд».Собратьсребенкомкакой-нибудьряд,например,излистьев:дубовый,березовый,липовый …и предложить емуегопродолжить.
«Сложипоразмеру».Предложитьсобратьпредметыодноговидапоразмеру,отсамогобольшогодосамого маленького.
Списокиспользованныйлитературы.
«Развиваемлогику»АлександрЛекомцев,изд.«Феникс»Ростов-на-Дону2014г.
«Математическоеразвитиедетей4-7лет»Л.В.Колесникова,изд.«Учитель»Волгоград2014г.
«Изучаемфигуры»Т.В.Сорокина,С.В. Пятак,изд.«Эксмо»Москва2011г.
«Тренажерпоматематикедлядетей6-7лет»В.Г.Голубь,изд.«Метода»Воронеж2014г.
«Всёпополочкам»А.В.Горячев,Н.В.Ключ,изд. ООО«Баласс»Москва2004г.
«Логическиеигрыдлядошкольников»изд.ООО«Ранок»Харьков2010г.
«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.Комплексные занятияМ.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель»Волгоград2010г.
«Чегонасветенебывает?»О.М.Дьяченко,Е.Л.Агаевой,изд.«Просвещение»Москва1991г.
«Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж2009г
«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова.изд. «Мозаика-Синтез»Москва2009 г.
«Логическиезадачки»О.А. Реуцкая.изд.«Феникс»Ростов –на-Дону2012г.
«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова МоскваООО«Глобус»
«Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва2011г.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва1985г.
Электронныересурсы:
«Развивающиеигрыдлядетей»
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
Альбомызаданий.БлокиДьенеша.ПалочкиКьюзенера
http://Воспитаниедетейдошкольноговозраставдетскомсадуисемьеhttp:// Банк рефератов
Педагогический проект МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАСАвтор: И.П. ШвецоваЭлектронныересурсы:
«Развивающиеигрыдлядетей»
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
БлокиДьенеша-методическоепособиедлявоспитателейдетскогосада
http://Воспитаниедетейдошкольноговозраставдетскомсадуисемьеhttp:// Банк рефератов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...