Беседа на тему: «День родного языка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Беседа на тему: «День родного языка»

Цель: познакомить детей с международным днем родного языка.

Задачи:

- формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям, культуре и традициям других народов.

- Способствовать развитию речи, памяти, мышления.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине.

Ход занятия

НАША РОДИНА

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то едва домчится.

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен –

Везде вы встретите людей

Родных, российских, наших.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый. (автор Наталья Забила)

Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

Правильно! И сегодня мне хотелось бы поговорить о нашей стране, о нашей малой Родине, о родном языке.

Скажите, в какой стране мы с вами живем?

- В России!

- Правильно мы живем в России, а значит мы кто? (Россияне)

В России много городов и республик, в которых проживают различные народы со своим языком и традициями.

Наша страна очень большая, в ней много рек, озер, гор. Все это – наша большая Родина!

А что такое «Малая Родина»?

Это земля, на которой жили, трудились, наши дедушки и бабушки. Это место, где живут близкие и дорогие нам люди: папа, мама, брат, сестра.

Малая Родина – это то место, где ты родился, по которому скучаешь, находясь в чужом краю.

А где мы с вами родились и живем? (Ответы детей)

Еще когда вы были совсем маленькие, мамы вам напевали колыбельные песни на вашем родном языке, на русском. (Родной язык — это тот, на котором мы с вами разговариваем.)

В мире существует очень много языков.

В каждом языке очень много слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи или просто разговаривать.

А в нашем словаре могут встречаться слова, которые имеют несколько значений:

Например: Коса – у девочки и коса для кошения травы.

Давайте с вами поиграем в эту игру. Попробуем найти многозначные слова.

Ручка которой пишут и ручка у двери.

Кран в ванной и подъемный кран.

Лук овощ и лук для стрельбы.

Молния в грозу и молния на одежде.

Иголка у ежа, от сосны, ели и шитья и т.д.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.!

А теперь давайте поговорим о народах, которые живут рядом с нами?  Это: татары, чуваши, мордва, башкиры.

Чуть дальше живут: ингуши, чеченцы, армяне, грузины, кабардинцы, азербайджане, украинцы, белорусы и многие другие народы.

Все они очень добродушные и гостеприимные.

Татары – очень гостеприимны, трудолюбивы. Гостей угощают татарским блюдом под названием «Чак -Чак.». Ведут здоровый образ жизни.

Мордва – гостей встречают богато накрытым столом. Встречают гостей все члены семьи.

Хозяин дома следит за порядком, а хозяйка подает угощения на стол.

Ингуши – почитают и уважают старших. Нельзя перебивать и вмешиваться в разговор старших, а также нужно уступать старшим дорогу.

Башкиры -традиция встречать гостей перед входом в дом, проводы гостей также происходят за воротами дома.

Чуваши - при встрече гостей готовят сложные блюда из мяса: баранины, говядины, конины.

Якуты – летом встречают гостей кумысом (молоко лошади). А когда гость собирался уходить ему дарили подарок или давал продукты на дорогу.

Дарение гостинцев ими воспринималось как знак уважения.

Существует очень много пословиц и поговорок о языке, послушайте их:

Не спеши языком, торопись делом.

Язык мой – враг мой, прежде ума говорит.

Языком кружева плетет.

За твоим языком, не поспеешь босиком. и другие.

Также у разных народов есть и свои национальные игры.

Мне хочется с вами поиграть в игру: «Гори, гори ясно!»

Проводится игра вместе с детьми.

Ну вот и подошло к концу наше путешествие по уголкам родной страны.

Я желаю Вам что бы вы любили свою Родину, свой язык и свой народ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_na_temu_den_rodnogo_yazyka.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «День родного языка»

Цель: познакомить детей с международным днем родного языка.

Задачи:

- формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям, культуре и традициям других народов.

- Способствовать развитию речи, памяти, мышления.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине.

Ход занятия.

НАША РОДИНА.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то едва домчится.

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен –

Везде вы встретите людей

Родных, российских, наших.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый. (автор Наталья Забила)

Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

Правильно! И сегодня мне хотелось бы поговорить о нашей стране, о нашей малой Родине, о родном языке.

Скажите, в какой стране мы с вами живем?

- В России!

- Правильно мы живем в России, а значит мы кто? (Россияне)

В России много городов и республик, в которых проживают различные народы со своим языком и традициями.

Наша страна очень большая, в ней много рек, озер, гор. Все это – наша большая Родина!

А что такое «Малая Родина»?

Это земля, на которой жили, трудились, наши дедушки и бабушки. Это место, где живут близкие и дорогие нам люди: папа, мама, брат, сестра.

Малая Родина – это то место, где ты родился, по которому скучаешь, находясь в чужом краю.

А где мы с вами родились и живем? (Ответы детей)

Еще когда вы были совсем маленькие, мамы вам напевали колыбельные песни на вашем родном языке, на русском. (Родной язык — это тот, на котором мы с вами разговариваем.)

В мире существует очень много языков.

В каждом языке очень много слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи или просто разговаривать.

А в нашем словаре могут встречаться слова, которые имеют несколько значений:

Например: Коса – у девочки и коса для кошения травы.

Давайте с вами поиграем в эту игру. Попробуем найти многозначные слова.

Ручка которой пишут и ручка у двери.

Кран в ванной и подъемный кран.

Лук овощ и лук для стрельбы.

Молния в грозу и молния на одежде.

Иголка у ежа, от сосны, ели и шитья и т.д.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.!

А теперь давайте поговорим о народах, которые живут рядом с нами? Это: татары, чуваши, мордва, башкиры.

Чуть дальше живут: ингуши, чеченцы, армяне, грузины, кабардинцы, азербайджане, украинцы, белорусы и многие другие народы.

Все они очень добродушные и гостеприимные.

Татары – очень гостеприимны, трудолюбивы. Гостей угощают татарским блюдом под названием «Чак -Чак.». Ведут здоровый образ жизни.

Мордва – гостей встречают богато накрытым столом. Встречают гостей все члены семьи.

Хозяин дома следит за порядком, а хозяйка подает угощения на стол.

Ингуши – почитают и уважают старших. Нельзя перебивать и вмешиваться в разговор старших, а также нужно уступать старшим дорогу.

Башкиры -традиция встречать гостей перед входом в дом, проводы гостей также происходят за воротами дома.

Чуваши - при встрече гостей готовят сложные блюда из мяса: баранины, говядины, конины.

Якуты – летом встречают гостей кумысом (молоко лошади). А когда гость собирался уходить ему дарили подарок или давал продукты на дорогу.

Дарение гостинцев ими воспринималось как знак уважения.

Существует очень много пословиц и поговорок о языке, послушайте их:

Не спеши языком, торопись делом.

Язык мой – враг мой, прежде ума говорит.

Языком кружева плетет.

За твоим языком, не поспеешь босиком. и другие.

Также у разных народов есть и свои национальные игры.

Мне хочется с вами поиграть в игру: «Гори, гори ясно!»

Проводится игра вместе с детьми.

Ну вот и подошло к концу наше путешествие по уголкам родной страны.

Я желаю Вам что бы вы любили свою Родину, свой язык и свой народ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД для детей старшей группы по теме "День родного языка"

Воспитывать уважение и интернационализм между детьми....

Отчет о проведении беседы в 1 младшей группе на тему: «Международный день родного языка»

Отчет о проведении беседы в 1 младшей группе на тему: «Международный день родного языка»....

Конспект беседы в подготовительной логопедической группе "Международный день родного языка"

        Конспект НОД в подготовительной логопедической группе № 11     в рамках участия в проекте «Международный день родного языка».Беседа...

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»

Развлечение «День родного языка» для детей средней группы с целью актуализации знаний детей на родном языке по теме «Семья», «Ненецкие игрушки», «Одежда»...

Конспект занятия на тему: "День родного языка"

Конспект занятия на тему: «День родного языка»Цель: актуализация знаний детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.Задачи:- формировать понятие «родной я...