Родительское собрание "Развитие речи детей раннего возраста с элементами практики"
методическая разработка
В статье рассказывается о подготовке воспитателей к собранию. Подробно описывается интеллектуальный марафон, который предлагается родителям. Организуются игры на развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополёк».
Родительское собрание с элементами практики.
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк»
Шестых Светлана Митрофановна.
с. Мильково
- 2025 - год
Форма проведения: Традиционное собрание с элементами практикума.
Подготовительный этап.
1. Оформление стенда «Почему ребенок не говорит», «Задержка речевого развития».
#1048;зготовление пригласительных билетов в виде цветных ладошек.
#1055;одготовка компьютерной презентации.
#1055;одготовка плакатов с крылатыми выражениями:
«Речь – показатель ума» (Сенека)
Каков ум, такова и речь.
Одно дело говорить, другое – говорить дело.
4. Подбор оборудования и материала для игр с родителями: черный и цветной зонт, силуэты из картона, разноцветные прищепки, коробочки, фасоль, горох.
5. Организация выставки детских книг.
План проведения родительского собрания.
#1042;ступительная часть.
#1050;омпьютерная презентация: «Развивающая среда в группе раннего возраста»
3. Теоретическая часть. Особенности речевого развития у детей раннего возраста.
4. Практическая часть: игры, упражнения, тренинги.
5. Игровая мини – программа. Инсценировка сказки «Теремок».
6. Заключительная часть.
Ход собрания.
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание посвящается очень важной теме – развитие речи детей раннего возраста.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направления в орудие мышлениям:
- Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться);
не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка.
Речевое развитие осуществляется при активном познании ребенком окружающего мира. Ему нужны красивые, яркие игрушки, предметы, с которыми можно действовать: разбирать, собирать, катать и т.д.
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия.
Играйте с детьми в речевые (правильное произношение звуков), театрализованные, сенсорные игры (знакомство с цветом, формой, размером). Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать ребенка. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша. При этом очень важно, чтобы ребенок слышал четкую, правильно сформированную речь.
Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, игрушки: (кукла, мячик, кубик, машинка), части тела: (ноги, голова, глаза, руки), одежда, обувь (куртка, шапка, шорты, шарф). Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи.
2. Компьютерная презентация «Развивающая среда группы «Ладушки».
Презентация знакомит родителей с системой работы воспитателей группы.
#1058;еоретическая часть. Ведущий собрания просит родителей принять участие в интеллектуальном марафоне. Для этого нужно объединиться в группы по несколько человек. Родителям даются по 3 вопроса. Нужно выбрать один правильный ответ и прокомментировать его.
Условия для развития речи:
- обучающее и воспитательное воздействие;
- уход, выполнение режима дня, окружение взрослых;
- собственная активная речь ребенка
(все ответы правильные)
Показатели речи детей третьего года жизни.
- понимание, подражание, инертная речь;
- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений.
(правильный ответ);
- развитие голосовых реакций, подражания;
Показатели речевого общения ребенка:
- слушает взрослого, активно обращается к нему, задает простые вопросы, речь приобретает форму диалога (правильный ответ);
- понимает словесную инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;
- вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие высказывания о предметах и явлениях окружающего мира;
Словарный запас ребенка:
- 100 слов;
- 300 слов;
- 1200 - 1500 слов; (правильный ответ)
Особенности словарного запаса:
- отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов (правильный ответ);
- использует в речи существительные, глаголы.
- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи;
4. Практическая часть.
Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют, а какие способствуют её формированию полноценному развитию речи. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики»
Родители берут карточки, на которых написаны факторы благоприятные и неблагоприятные факторы. Если фактор благоприятный – встают под цветной зонт, неблагоприятый – под черный зонт. Комментируют свой выбор.
Благоприятные факторы.
1. Достаточное количество игр и игрушек, соответствующее возрасту ребенка.
2. Своевременное обращение к логопеду, если у ребенка наблюдается дефект речи.
3. Общение ребенка с взрослыми и детьми.
#1063;еткая, правильная речь взрослого без повторения детских слов.
5. Чтение и рассказывание потешек, сказок, заучивание стихов.
Неблагоприятные факторы.
1. Минимальное общение родителей с ребенком (нехватка времени).
2. Замена общения просмотром телевизионных передач.
3. Малое количество игрушек и книг согласно возрасту ребенка.
4. Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье с ребенком.
5. Дефект артикуляционного аппарата у ребенка.
«Ум ребенка - на кончиках пальцев» - говорил известный русский педагог В.А. Сухомлинский. Значит, для развития речи ребенка очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные упражнения и игры, в которые родители могут играть дома: это игры с мозаикой, шнуровками, прищепками.
Ведущий предлагает родителям игры на развитие мелкой моторики.
«Забавные прищепки»
Родители получают силуэты из картона и набор разноцветных прищепок и с их помощью создать «Ежика», «Елочку», «Солнышко»
«Разложи по коробочкам» - предложить родителям игру с крупами. Например, в одну коробочку фасоль, в другую – горох.
5. Заключительная часть.
Подводится итог: что можно использовать в работе с детьми дома.
Затем родителям предлагается посетить выставку детских книг, которая организована в группе.
Примерный вариант решения собрания.
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше с ним общаться, читать сказки, потешки, стихи, заучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребенка, лепкой, рисованием, конструированием.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Литература
С. В. Чиркова Родительские собрания в детском саду. Москва ВАКО. 2013 год
Журнал Д/Воспитание №4 2011 год
Электронный ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Элементы ТРИЗ в развитии речи детей раннего возраста Тема занятия: «Доктор Айболит»
Цель: Активизировать восприятие, речь, мышление детей....

Родительское собрание в группе раннего возраста с элементами тренинга "Кризис трехлетнего возраста"
\\...

Отчёт по кружковой работы «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»
Отчёт по кружковой работы «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»...

Дополнительное образование «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи, диал...
Статья "Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов сказкотерапии"
Статья посвящена теме использования сказок в раннем детстве для развития речи, обогащения словарного запаса, проявления интереса к театрализованной деятельности.Воспитатель берёт в помощники ска...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...