Родительское собрание "Развитие речи детей раннего возраста с элементами практики"
методическая разработка

Шестых Светлана Митрофановна

В статье рассказывается о подготовке воспитателей к собранию. Подробно описывается  интеллектуальный марафон, который предлагается родителям. Организуются игры на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк».

Родительское собрание с элементами практики.

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

Шестых Светлана Митрофановна.

с. Мильково

- 2025 - год

Форма проведения: Традиционное собрание с элементами практикума.

Подготовительный этап.

1. Оформление стенда «Почему ребенок не говорит», «Задержка речевого развития».

#1048;зготовление пригласительных билетов в виде цветных ладошек.

#1055;одготовка компьютерной презентации.

#1055;одготовка плакатов с крылатыми выражениями:

«Речь – показатель ума» (Сенека)

Каков ум, такова и речь.

Одно дело говорить, другое – говорить дело.

4. Подбор оборудования и материала для игр с родителями: черный и цветной зонт, силуэты из картона, разноцветные прищепки, коробочки, фасоль, горох.

5. Организация выставки детских книг.

План проведения родительского собрания.

#1042;ступительная часть.

#1050;омпьютерная презентация: «Развивающая среда в группе раннего возраста»

3. Теоретическая часть. Особенности речевого развития у детей раннего возраста.

4. Практическая часть: игры, упражнения, тренинги.

5. Игровая мини – программа. Инсценировка сказки «Теремок».

6. Заключительная часть.

Ход собрания.

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание посвящается очень важной теме – развитие речи детей раннего возраста.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направления в орудие мышлениям:

  • Речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
  • Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

  • овладение нормами и правилами родного языка;
  • развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться);

не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребенком окружающего мира. Ему нужны красивые, яркие игрушки, предметы, с которыми можно действовать: разбирать, собирать, катать и т.д.

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия.

Играйте с детьми в речевые (правильное произношение звуков), театрализованные, сенсорные игры (знакомство с цветом, формой, размером). Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать ребенка. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша. При этом очень важно, чтобы ребенок слышал четкую, правильно сформированную речь.

Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, игрушки: (кукла, мячик, кубик, машинка), части тела: (ноги, голова, глаза, руки), одежда, обувь (куртка, шапка, шорты, шарф). Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи.

2. Компьютерная презентация «Развивающая среда группы «Ладушки».

Презентация знакомит родителей с системой работы воспитателей группы.

#1058;еоретическая часть. Ведущий собрания просит родителей принять участие в интеллектуальном марафоне. Для этого нужно объединиться в группы по несколько человек. Родителям даются по 3 вопроса. Нужно выбрать один правильный ответ и прокомментировать его.

Условия для развития речи:

- обучающее и воспитательное воздействие;

- уход, выполнение режима дня, окружение взрослых;

- собственная активная речь ребенка

(все ответы правильные)

Показатели речи детей третьего года жизни.

- понимание, подражание, инертная речь;

- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений.

(правильный ответ);

- развитие голосовых реакций, подражания;

Показатели речевого общения ребенка:

- слушает взрослого, активно обращается к нему, задает простые вопросы, речь приобретает форму диалога (правильный ответ);

- понимает словесную инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

- вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие высказывания о предметах и явлениях окружающего мира;

Словарный запас ребенка:

- 100 слов;

- 300 слов;

- 1200 - 1500 слов; (правильный ответ)

Особенности словарного запаса:

- отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов (правильный ответ);

- использует в речи существительные, глаголы.

- использует простые и сложные предложения, пользуется всеми частями речи;

4. Практическая часть.

Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют, а какие способствуют её формированию полноценному развитию речи. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики»

Родители берут карточки, на которых написаны факторы благоприятные и неблагоприятные факторы. Если фактор благоприятный – встают под цветной зонт, неблагоприятый – под черный зонт. Комментируют свой выбор.

Благоприятные факторы.

1. Достаточное количество игр и игрушек, соответствующее возрасту ребенка.

2. Своевременное обращение к логопеду, если у ребенка наблюдается дефект речи.

3. Общение ребенка с взрослыми и детьми.

#1063;еткая, правильная речь взрослого без повторения детских слов.

5. Чтение и рассказывание потешек, сказок, заучивание стихов.

Неблагоприятные факторы.

1. Минимальное общение родителей с ребенком (нехватка времени).

2. Замена общения просмотром телевизионных передач.

3. Малое количество игрушек и книг согласно возрасту ребенка.

4. Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье с ребенком.

5. Дефект артикуляционного аппарата у ребенка.

«Ум ребенка - на кончиках пальцев» - говорил известный русский педагог В.А. Сухомлинский. Значит, для развития речи ребенка очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные упражнения и игры, в которые родители могут играть дома: это игры с мозаикой, шнуровками, прищепками.

Ведущий предлагает родителям игры на развитие мелкой моторики.

«Забавные прищепки»

Родители получают силуэты из картона и набор разноцветных прищепок и с их помощью создать «Ежика», «Елочку», «Солнышко»

«Разложи по коробочкам» - предложить родителям игру с крупами. Например, в одну коробочку фасоль, в другую – горох.

5. Заключительная часть.

Подводится итог: что можно использовать в работе с детьми дома.

Затем родителям предлагается посетить выставку детских книг, которая организована в группе.

Примерный вариант решения собрания.

1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше с ним общаться, читать сказки, потешки, стихи, заучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка, лепкой, рисованием, конструированием.

3. Принимать активное участие в жизни детского сада.

Литература

С. В. Чиркова Родительские собрания в детском саду. Москва ВАКО. 2013 год

Журнал Д/Воспитание №4 2011 год

Электронный ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Элементы ТРИЗ в развитии речи детей раннего возраста Тема занятия: «Доктор Айболит»

Цель: Активизировать  восприятие, речь, мышление детей....

Отчёт по кружковой работы «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»

Отчёт   по кружковой работы «Развитие речи детей раннего возраста с элементами  театрализованной деятельности»...

Дополнительное образование «Развитие речи детей раннего возраста с элементами театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи: грамматического строя, связной речи, диал...

Статья "Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов сказкотерапии"

Статья посвящена  теме использования сказок в раннем детстве для развития речи, обогащения словарного запаса, проявления интереса к театрализованной деятельности.Воспитатель берёт в помощники ска...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...