Статья "Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов сказкотерапии"
статья по развитию речи (младшая группа)

Статья посвящена  теме использования сказок в раннем детстве для развития речи, обогащения словарного запаса, проявления интереса к театрализованной деятельности.Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями. - это такая знаковая система, с помощью  ребенок интерпретирует окружающую действительность.В описании пособия"Путешествие в мир сазок"предлагаются дидактические игры с использованием  элементов сказкотерапии с учетом возрастных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_s_posobiem.docx693.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста с использованием элементов сказкотерапии.

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.      

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику.  Познавая через мир сказки, через мир театра понятия «добро и зло», они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к животным. Любовь к сказке, интерес к ней, которые  возникает в раннем детстве , сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Сказка в театрализации наиболее близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с любимым видом деятельности  - игрой. Малыши очень любят театрализованные представления: волшебство, превращения, приключения.  Сказки очаровывают их и дарят всегда встречу с  добрым миром в красках и музыке.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Уже в первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Мир сказки детям раннего возраста близок: первые сказки им читают мама и папа, бабушки и дедушки. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. . Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  не все родители  читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии?  «Сказкотерапия» - это здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.

Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.   Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями. - это такая знаковая система, с помощью  ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-3 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, например, сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Мойдодыр». В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста

Педагогу дано право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей  группы и потому она всегда будет  неповторима и индивидуальна. Результатами моего педагогического творчества, в этом направлении, стало создание дидактического  пособия фетровой сказки «Путешествие по сказкам»

Цель:  Развитие речи детей раннего возраста, самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей,  интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития  творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Задачи:

• развивать любознательность и познавательную мотивацию

• развивать воображения и творческую активность

• обогащать и активизировать словарный  запас

• развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.

• совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

Фетровая книга, соответствует требованиям ФГОС. обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Ценность пособия  заключается в том, что они могут использоваться  в работе воспитателя,  в индивидуальной  самостоятельной деятельности  детей, так же  дают  родителям  идеи  для  творческого  участия в образовательном  процессе ДО и в семье.

«Фетровая сказка» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие,постоянно может пополняться новыми элементами , например, для использования в качестве сюрпризных моментов . новых игр и т.д

Материал, выбранный для пособия – фетр, позволяет реализовать разнообразные идеи. Это материал приятный на ощупь, разнообразный по цвету  и  толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек.

Описание пособия:

Фетровая книга  состоит из  нескольких сказок . которые дети проигрывают на страницах книги, фантазируют:

1.Курочка ряба

2.Теремок

3. Репка

4.Колобок

5.Три медведя.

6. Маша и медведь

Детали для театрализации изготовлены из цветного фетра на липучках Все мелкие детали закреплены и безопасны для использования детьми раннего возраста.     Использование сказкотерапии, включает множество приемов и форм работы.

Сказкотерапию я применяю как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Конечно,  у индивидуальных занятий больше возможностей. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь» - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. Учебно познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным

Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).

В начале занятия используются элементы  сказкотерапии с целью ознакомления с проблемной ситуацией, в ходе занятия совместно решается проблема, дети оказывают помощь любимым героям сказок.

Открывая  страницы фетровой книги, дети  знакомятся со сказкой, повторно встречаются со знакомыми героями, оказывая им помощь запоминают сюжет сказки. , эмоционально передавая свое отношение к героям и их поступкам.

Так чтобы спасти Колобка из  сказки  «Колобок», дети танцуют вместе  с героем Зайчиком, играют с волком в  подвижную игру,  хвалят лисичку, одновременно последовательно выстраивая сюжетную линию сказки из героев фетровой сказки. С интересом дети выполняют на страницах книги  задания дидактических игр и игровых упражнений : «Кто у нас хороший?»,  «Расставь правильно», «Кто заблудился?», «Помоги другу» «Кто спрятался?» . На страницах книги дети закрепляют времена года , используя  растительные элементы разного времени года. Дети с радостью пробуют свои силы в творчестве, делая свои дополнения, внося изменения в сюжет сказки, приглашая полюбившихся героев, разыгрывая с ними  свои действия.

    C:\Users\gfr\Desktop\сказки из фетра\IMG_20210314_074738.jpg      C:\Users\gfr\Desktop\сказки из фетра\IMG_20210314_095256.jpg

    C:\Users\gfr\Desktop\сказки из фетра\IMG_20210314_100824.jpg      C:\Users\gfr\Desktop\сказки из фетра\IMG_20210314_093424.jpg   

    C:\Users\gfr\Desktop\сказки из фетра\IMG-20210314-WA0020.jpg     C:\Users\gfr\Desktop\сказки из фетра\IMG_20210314_102957.jpg       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Конспект НОД по развитию речи детей раннего возраста с использованием музыкальной деятельности «Мы пошли гулять»

Игровое занятие с детьми 1 мл.группы по развитию речи с использованием музыкального материала и оформления....

Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Презентация. Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых формфольклора....