Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ
рабочая программа
Рабочая программа музыкального развития детей раннего дошкольного возраста с 1,0-3,0 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно – речевого направления развития воспитанников»
Принята на педсовете Утверждена:
СП «Алёнушка» Заведующий МБДОУДС №1
Кирсанова Т.А.
Протокол №1
от 27 августа.2024г Приказ№61 от 04.08. 2024г.
Рабочая программа
музыкального руководителя
на 2024– 2025 уч.год
Область «Художественно – эстетическое развитие»
направление «Музыка»
Разработала:
Долгова Елена Ивановна,
музыкальный руководитель СП «Алёнушка»,
высшая квалификационная категория
г. Озёрск, Челябинская область
2024г.
Целевой раздел (инвариантная часть)
1.1.Пояснительная записка
За короткий период времени в системе музыкального воспитания дошкольников появились новые программы, различные образовательные технологии и изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.
На современном этапе педагогическая деятельность предлагает перейти музыкальному руководителю к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Рабочая программа (далее Программа) по музыкальному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста является составным компонентом образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее МДОУ) «Детский сад (далее ДС) №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников», характеризуетсистему организации музыкально - образовательной деятельности, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования детей ДОУ.
Данная программа создана с учётом целей и задач, основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МДОУ, а также возрастных особенностей и возможностей детей раннего возраста с 1,0 года до 3,0 – х лет.
Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения:
с 1,0 –2,0лет – 1 год
с 2,0 – 3,0 лет – 2 год
Рабочая программа музыкального руководителя утверждена на педагогическом совете ДОУ.
Создание программы художественно – эстетического направления осуществлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.11.2013 №1014.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26, (далее –СанПиН). «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций».
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 мая 2015 года №41 «О внесении изменений в СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа разработана с учётом:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой3 – е изд, испр. и дополн. –Москва, Мозаика – Синтез, 2014
- Парциальной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплунова И., Новоскольцева И.
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Д/С№1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» г. Озёрска Челябинской области (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 года№2/15)
- Устава МБДОУ «Детский сад №1общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников».
- Положения о рабочей программе
Обязательная часть (инвариантная) основной рабочей Программы музыкального воспитания и развития составлена с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой), примерной основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Д/С№1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого направления развития воспитанников» г. Озёрска Челябинской области.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей утверждена педагогическим советом ДОУ и представляет внутренний нормативный документ, который является основанием для оценки и качества музыкального образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Основная часть Программы содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел содержит пояснительную записку, раскрывает цели, задачи и условия реализации Программы музыкального развития и воспитания детей; принципы и подходы, при помощи которых реализуется музыкально - образовательный процесс, характеристики возрастных возможностей музыкального развития детей с 1,0 - 3,0 лет, планируемые результаты возможных достижений детьми раннего возраста в реализации Рабочей программы.
Содержательный раздел Программы включает формы организации совместной деятельности с детьми, (далее НОД), календарно-тематическое планирование образовательного процесса по видам музыкальной деятельности, содержание музыкального воспитания и развития детей по пяти областям основной образовательной Программы; организацию культурно – досуговой деятельности (праздники и развлечения), самостоятельную музыкальную деятельность детей; взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и сотрудничества с семьями воспитанников (законных представителей), вариативную часть Рабочей программы – вариативную деятельность, по приобщению детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора с 1,6 – 3,0 лет.
Организационный раздел состоит из учебного плана музыкальной образовательной деятельности, раскрывает особенности к организации предметно – пространственной среды, включает комплекс учебно – методического обеспечения музыкально – образовательной деятельности и приложения.
1.2. Цель, задачи и условия реализации основной программы образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направление «Музыка».
В программе сформулирована цель и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей раннего возраста, освещены условия для реализации муз – образовательной области.
Цель – развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку
Задачи:
- приобщение дошкольников к музыкальному искусству
- формирование основ музыкальной культуры воспитанников;
- развитие муз способностей в разных видах музыкальной деятельности;
- всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
- приобщение детей к истокам русской национальной культуры посредством фольклора.
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Условия реализации Программы:
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- использование различных форм сотрудничества с семьей;
- сотрудничество ДОУ с социумом (муниципальным кукольным театром «Золотой петушок»с целью приглашения артистов для показа мини-спектаклей, взаимодействие с Муниципальным ДетскимЭколого – Биологическим Центром с целью приглашения в детский коллектив для организации катания на лошадке, пони ).
1.3.Принципы и подходы к реализации Программы
Реализуемая Программа строится на следующих принципах и подходах ФОП ДО (
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- Принцип научной обоснованности практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- Принцип интеграции. Строится на взаимодействии разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно - тематический принцип. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
- Принцип культуросообразности региона. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку.
- Принцип обратной связипредполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
- Принцип адаптивностипредполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
- Принцип возрастной адресованностипредполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- Принцип постепенности и последовательности. Постепенное и последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год.
- Принцип преемственности с социумом. Сотрудничество с ДетскимЭколого – Биологическим центром, Муниципальным кукольным театром «Золотой петушок с целью приглашения в детский коллектив.
1.4.Характеристика возрастных особенностей музыкального развития детей раннего возраста.
Особенности музыкального развития детей раннего возраста с 1,0 до 2,0 лет
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированные: ребенок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (барабан, дудочка, гармошка). Малыш начинает воспроизводить первые певческие интонации (звукоподражания); подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончание музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится, переступает с ноги на ногу, вращает руками «фонарики». В процессе игровых действий малыши передают игровые движения, связанные с образом (мишка, зайка, птичка).
Особенности музыкального развития детей раннего возраста с 2,0 до 3,0лет
На третьем году жизни у детей возрастает активность в музыкальной деятельности.У малышей совершенствуются восприятие, активная речь, зрительные и слуховые ориентировки, происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку, совершенствуется музыкальная память и мышление. Дети запоминают музыкальные произведения, узнают их. Дети воспринимают и понимают доступные им музыкальные произведения, сопровождающие рассказом взрослого.Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка. Он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности, понимать о чём (ком) поётся, и эмоционально реагировать на содержание. Малыши получают удовольствие от пения, поют несложные песенки, подпевают концы фраз; поёт песни выразительно, напевно, но неточно передают мелодию. Дети любят повторять разученные ими ранее знакомые песенки. Успешно проходят движения под музыку, у малышей расширяются двигательные возможности. Они любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют стоя в кругу, в паре, по одному по показу взрослого. В этом возрасте дети способны сочетать в пляске движения рук и ног (хлопать в ладошки и притопывание ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. п.). Малыши активно участвуют в музыкально – сюжетных играх, выполняет образные игровые движения. В этом возрасте дети проявляют элементы творчества в пении, танцевальных движениях, в играх, в играх – драматизациях.
1.5. Целевые ориентиры реализации рабочей Программы
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей.
Целевые ориентиры возможных достижений детей с1,0 – 1,6 лет.
Музыкально – слуховые представления | Музыкально– ритмические движения | Игра на детских музыкальных шумовых инструментах | ||
Умеет слушать музыку, эмоционально на неё откликается | Различает на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка) | Ребёнок понимает содержание песенок, Подпевает взрослому, заканчивая петь вместе с ним, как может и умеет. | Выполняет простейшие танцевальные движения по показу взрослого; Начинает и заканчивает движения с музыкой; Передаёт образные движения; умеет действовать с предметами. | Владеет игрой на детских шумовых инструментах: (бубенчики, погремушки) |
Целевые ориентиры возможных достижений детей с 1,6 – 2,0 лет.
Музыкально – слуховые представления | Музыкально– ритмические движения | Игра на детских музыкальных шумовых инструментах | ||
Умеет слушать произведение до конца. Эмоционально откликается на восприятие знакомого муз.произведения. | Различает на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка, гармошка, флейта) Методом показа указывает на инструмент, на котором играл взрослый. | Пытается самостоятельно подпевать звукоподражания, слова, фразы несложных песенок. | Пытается самостоятельно выполнять ритмические движения под музыку. Изменяет движения с изменением характера звучания музыки. Начинает и заканчивает движения с музыкой; Чувствует характер музыки и передаёт образные движения («мишка идёт», «зайка прыгает», «птичка клюют»). | Владеет игрой на детских шумовых инструментах: (бубенчики, погремушки, барабан) |
Целевые ориентиры возможных достижений детей с 2,0-3,0 лет.
Музыкально – слуховые представления | Музыкально– ритмические движения | Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах | Предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. | ||
Умеет слушать музыку разного характера, эмоционально на неё откликается Понимает содержание песенок. | Различает высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона. Различает звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона по тембру Различает музыку по динамике (тихо - громко). | Умеет подпевать взрослому фразы и петь (сольное пение) | Выполняет простейшие танцевальные движения по показу взрослого( в кругу, врассыпную) Менять движения с изменением характера музыки. Начинает и заканчивает движения с музыкой; передаёт образные движения. Умеет действовать с предметами. Умеет передавать образные движения. Умеет чередовать ходьбу и бег. | Владеет игрой на детских музыкальных ударных инструментах: (бубенчики, колокольчики, металлофон, барабан, погремушки) | Самовыражение (попытки к самостоятельному творчеству) |
Результатом реализации образовательной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста следует считать формирование эмоциональной отзывчивости на музыку: узнавать знакомые мелодии, различать звуки по высоте (высокий – низкий), умение петь, подпевать взрослыму музыкальные фразы, двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки, умение выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называть и играть на детских музыкальных и шумовых инструментах; умение действовать с предметами; передавать игровые образы, проявление активности, предпосылок самостоятельности, творчества в разных видах музыкальной деятельности.
2.Содержательный раздел
2.1.Методы, способы и формы взаимодействия с детьми в музыкальном направлении для реализации Программы.
Реализация рабочей Программы музыкального развития детей осуществляется через различные формы, способы, методы и активное, эмоциональное участие взрослых (воспитателей, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досугов и самостоятельной деятельности детей.
При проведении музыкальной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
- регулярность проведения;
- простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);
- выразительность и яркость предлагаемых детям музыкальных произведений,
- сочетание в рамках одного занятия различных методов работы и видов деятельности детей;
- повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий
- использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);
Рабочая программа раскрывает разнообразные методы и приемы работы с детьми.
В раннем возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам. Сочетание методов и приемов зависит от содержания задач, интеграции с образовательными областями и учёта возрастных особенностей детей.
Методы и приёмы, используемые в музыкальной образовательной деятельности.
Наглядный | Словесный | Практический | Игровой |
Рассматривание иллюстраций, игрушек Знакомство с муз.и шумовыми инструментами | Беседа Словесно-слуховой (пение+ слуховой (слушание музыки) Объяснение. | Разучивание песен, танцев; Игра на муз.и шумовых детских инструментах показ действий (образец) | Музыкально-дидактическая игра Подвижная игра Сюрпризность |
2.1.1.Содержание музыкальной деятельности по пяти образовательным областям рабочей Программы
Содержание Программы музыкальной деятельности детей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует со всеми образовательными областями: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие.
Интегративная образовательная деятельность с детьми строится в форме сотрудничества и игры, где дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.
Образовательная область | Интеграция |
«Физическое развитие» |
|
«Социально – коммуникативное развитие» |
|
«Познавательное развитие» |
|
«Художественно – эстетическое развитие» |
|
«Речевое развитие» |
|
2.1.2.Совместная деятельность с детьми раннего возраста.
Содержание непосредственно – образовательной деятельности с детьми.
Регламентированная деятельность:
- непосредственно - образовательная деятельность (далее НОД),
- вариативная деятельность, формируемая участниками образовательных отношений.
Рабочая программа освещает виды музыкальной НОД, направленные на музыкальное развитие детей раннего возраста: восприятие, пение, подпевание, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах, предпосылки к самостоятельному творчеству у детей.
Структура непосредственно - образовательной деятельности (НОД) рабочей программы:
Музыкальная НОД состоит из трех частей:
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие; развивать навыки музыкально – ритмических движений, которые будут использованы в плясках, танцах, играх.
Основная часть.
Слушание музыки.
Цель: воспитание интереса и желания слушать музыку.
Подпевание и пение.
Цель: формирование певческих навыков, навыков подпевания взрослому.
В основную часть занятий включены музыкально - дидактические игры и здоровьесберегающие технологиии.
Музыкально – дидактические игры нацелены на развитие памяти, внимания, мышления, речи и музыкально-сенсорные способности у детей.
Здоровьесберегающие технологии направлены на подготовку и развитие артикуляционного аппарата, развитие органов дыхания, развитие речи; включают упражнения, снижающие утомляемость - пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, массаж пальцев рук и т.д.(Приложение №1«Перспективное планирование здоровьесберегающих технологий в области «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыка» (с 1,6 – 2,0; с 2 – 3 лет)
Заключительная часть.
Игра или пляска.
Цель: развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения.
Виды музыкальной деятельности, включённые в структуру НОД, состоят из развивающих, воспитывающих и обучающих программных задач, характерных для возрастных особенностей детей данного возраста.
Возраст с 1,0 – 2,0 лет
Задачи: Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.
Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью разнообразных приёмов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.
Виды муз.деятельности | Программные задачи |
Слушание |
(барабан, флейта или дудочка)
(барабан, флейта или дудочка).
|
Пение |
|
Музыкально-ритмические движения. |
(пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши)
|
Возраст с 2,0 – 3,0 лет
Задачи:
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Виды муз.деятельности | Программные задачи |
Слушание |
|
Пение |
|
Музыкально-ритмические движения |
|
Игра на детских музыкальных и шумовых. инструментах. |
(погремушка, колокольчик, бубенцы, трещётка, барабан, бубен) |
2.1.3. Календарно - тематическое планирование.
Рабочая программа содержит календарно – тематическое планирование музыкально – образовательной деятельности детей с 1,0 – 1,6; с 1,6 – 2,0; с,2,0– 3,0 лет (на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и примерных тем методического пособия Н.А. Карпухиной «Реализация содержания образовательной деятельности» с 1,6- 2,0лет, с 2,0- 3 лет)
Специально подобранный музыкальный репертуар, соответствующий возможностям детей раннего возраста, позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Календарно – тематический план музыкально – образовательной деятельности.
Возраст детей с 1,0 – 1,6 лет
Месяц | Тема | Репертуар |
Сентябрь | «Давайте познакомимся» | «Полянка»р.н.м.обр.Фрида «Бобик»муз. Попатенко «Птичка»муз.Тиличеевой «Ладушки» (р.н.м.) Упражнение«Мы идём» муз.Рустамова Пляска «Ай-да»муз.Верховинца |
Октябрь | «Осень, осень, в гости просим». | «Колыбельная» муз.Агафонникова «Кошка» муз.Александрова «Бобик»муз.Попатенко «Зайка» (р.н.м.) Упражнение« Мы идём» муз.Рустамова Пляска «Маленькая кадриль» муз.Раухвергера(см. стр.102, Бабаджан) |
Ноябрь | «Тайны леса» | «Искупался Иванушка» р.н.м. «Наша ёлочка» муз.Красева «Птичка» муз.Тиличеевой «Кошка» муз.Александрова Пляска «Вот так вот» бел.н.м.(«Микита»),обр.Полонского (Бабаджан, стр.108) |
Декабрь | «В гости к животным» | «Как у наших у ворот» р.н.м. обр.Быканова «Ёлка» муз.Попатенко «Кошка» Александрова «Бобик» муз.Попатенко Упражнение «Зайки на лужайке» Пляска «Ай – да» муз.Верховинца. |
Январь | «Зимние забавы». | «Верхом на лошадке» муз.Гречанинова Пение потешек: «Петушок» (р.н.м.) «Сорока – сорока» «Ёлка» муз.Попатенко «Ладушки – ладушки» обр. Иорданского Пляска«Все захлопали в ладоши» (на мотив р.н.м «Ах, вы сени») Игра «Прятки»(под любую р.н.м.) Игра со снежками |
Февраль | «Наш друг – транспорт»» | «Колыбельная» муз.Гречанинова «Барабан» муз.Тиличеевой «Паровоз» муз.Тиличеевой Ёлка» муз.Попатенко Упражнение «Мы идём» муз.Рустамова Игра с погремушками |
Март | «Весенние трели» | «Мама» муз.Чайковского Попевка «Лиса» «Кап – кап» муз Тиличеевой «Птичка» муз.Раухвергера или «Ой, летали птички» муз.Александрова Упражнение «Устали наши ножки» муз.Ломовой Пляска «Да – да –да» муз. Тиличеевой. |
Апрель | «Наши помощники» | «Танец» муз. Гречанинова «Мама» муз.Чайковского Пение потешек «Идёт коза рогатая» (р.н.м.) «Варись, кашка» р.н.м. «Чижик» р.н.п Упражнение «Мишки идут» Пляска «Юрочка» бел.н.м., обр.Александрова. |
Май | «Планета Земля – наш общий дом» | «Мотылёк» муз.Майкапара М/д игра «Кто в домике живёт?» «Кошка» муз.Александрова «Бобик» муз.Попатенко «Петушок» р.н.м. Упражнение «Зайка и мишка» Пляска «Вот так вот» бел.н.м. «Микита», обр.С. Полонского |
Возраст детей с 1,6 – 2,0 лет
Месяц | Тема | Репертуар |
Сентябрь | «Давайте познакомимся» | «Лошадка» муз.Тиличеевой Дыхательное упр-ние «Чашечка» (пьём чай) Артикуляционная гимнастика «Киска лакает молочко» «Колыбельная» муз.Красева «Ладушки» р.н.м. «Бобик» муз.Попатенко Упражнение «Мы идём» муз.Рустамова Пляска «Все захлопали в ладоши» (р.н.м.) |
Октябрь | «Осень, осень, в гости просим». | «Вальс собачек» муз.А.Артоболевской Дыхательноеупр-ние «Подуем на листочки», «Дует ветер» «Водичка» муз. Е.Тиличеевой «Зайка» р.н.м. «Бобик» муз.Попатенко Упражнение «Устали наши ножки»муз.Ломовой Пляска «Да-да-да» муз.Е. Тиличеевой. Пляска с листочками «Погуляем» муз. Е.Тиличеевой |
Ноябрь | «Тайны леса» | «Марш» муз.С.Прокофьева Дыхательное упр-ние «Флажок» М/д игра «Барабан» муз.Г.Фрида. «Машенька-Маша» обр.В.Герчик,сл.Невельштейн «Петушок» р.н.м. Упражнение «Бег» муз.Р.Рустамова Пляска «Зайчики и лисичка» или «Зайка беленький сидит..» |
Декабрь | «В гости к животным» | «Весело-грустно» муз.Л.Бетховена Дыхательноеупр-ние «Подуем на снежинку» Артикуляционная гимнастика «Дудочка» «Ёлка» муз.Т.Попатенко «Машенька-Маша» обр.Герчик, сл.Невельштейн «Мишка» муз.Е.Тиличеевой («Спать не хочет..») Упражнение «Ходим, как мишки» («Идёт мишка» муз.Ребикова») «Колыбельная» муз.Красева Хоровод «Как на ёлке у ребят» муз.Петровой Упражнение-игра «Петрушки» муз.Р.Рустамова |
Январь | «Зимние забавы». | «Три подружки» муз. Д.Кабалевского Дыхательноеупр-ние «Подуем на снежинку» «Ёлка» муз.Т.Попатенко «Машенька-Маша» обр.В.Герчик. «Колыбельная» муз.Красева Упражнение-игра «Петрушки» муз.Р.Рустамова Пляска «Юрочка» бел..н.м.,обр.А.Александрова Игра соснежками |
Февраль | «Наш друг – транспорт»» | «Жалоба» муз. Гречанинова Дыхательноеупр-ние «Дует ветер» «Мама» муз.Арсеева «Лиса» р.н.м. «Баю-бай» р.н.п. «Паровоз» муз.Тиличеевой Упражнение «Зайка на лужайке»(«Скачет зайка»р.н.м.,обр.Александрова) Пляска - игра «Зайки и лисичка» муз. Финаровского |
Март | «Весенние трели» | «Материнские ласки» муз. Гречанинова Дыхательное упражнение«Чья птичка улетит дальше? Артикуляционная игра «Покажи зубки» «Мама» муз. Арсеевой «Кто нас крепко любит?» муз.Арсеева «Пирожок» муз.Тиличеевой «Петушок» р.н.п. «Ладушки-ладошки» муз.Иорданского Упражнение «Медведь»,«Зайка» муз.Е.Тиличеевой. Пляска «Каблучок» муз.Бабаджан |
Апрель | «Наши помощники» | «Спортивный марш» муз.М.Дунаевского Дыхательное упр-ние «Бабочка,лети!» «Воробей» р.н.м.,обр. В. Герчик «Собачка» муз.М.Раухвергера «Кошка» муз. А.Александрова Упражнение «Птички летают, птички клюют зёрнышки» Пляска «Вот как пляшем» бел..н.м.,обр.Р.Рустамова. |
Май | «Планета Земля – наш общий дом» | В.Вивальди «Времена года», концерт №1 «Весна» (аллегро) М/д игра «Кто в домике живёт?» Дыхательное упр-ние «Нюхаем цветочки» «Постучим палочками» р.н.м., обр.Раухвергера «Гули» р.н.потешка «Лиса» р.н.м., муз.Железнова Упражнение «Марш и бег» муз.Р. Рустамова Пляска «Вот как хорошо» муз.Т.Попатенко |
Возраст детей с 2,0 – 3,0 лет
Месяц | Тема | Репертуар |
Сентябрь | «Давайте познакомимся!» | Игровоеупражнение «Как тебя зовут?» «Дождик» р.н.м.,обр. Фере «Кошка» муз. А.Александрова «Зайка» р.н.м. «Ладушки-ладошки» муз. М.Иорданского Упражнение «Марш и бег» муз. Е. Тиличеевой («Марш») Пляска «Ай - да» (парами) муз. В. Верховинца Игра «Догони зайчика» муз.Е.Тиличеевой Плясоваяр.н.м. «Из-под дуба» Игра «Догонялки» с собачкой муз. А.Александровой Песня «Где ты, зайка?» муз.Е.Тиличеевой р.н. м обр. Е.Тиличеевой «Погремушка» муз.М.Картушиной Пляска с листочками Игра «Разбудим мишку» |
Октябрь | «Осень, осень, в гости просим!». | «Баю» (Колыбельная) муз. М.Раухвергера М/д игра «Наша погремушка» муз. И.Арсеева «Осень» муз.Кишко Упражнение «Мишки идут» Пляска-игра «Дождик, на дорожке» муз.Макшанцевой «Осенью» муз. С. Майкапара «Сорока-сорока» р.н.п.,обр. Т. Попатенко «Осень» муз. Кишко Упражнение с погремушками. «Лошадка» муз. Е.Тиличеевой М/д игра «Тихо - громко» муз. Е.Тиличеевой Упражнение «Погуляем» муз. И.Арсеева «Непослушный дождик» муз.Тиличеевой «Огородная» (р.н.м «Земелёшка-чернозём») сл.Е.Долговой Плясовая р.н.м. «Из-под дуба» Упражнение «Погремушка, попляши!» муз. И Арсеева М/д игра «Колокольчик» муз. И.Арсеева «Пляска с платочком» муз. Е.Тиличеевой «Утро» муз. Г.Гриневича М/д игра «Кукла пляшет и спит» муз.Е.Тиличеевой Упражнение «Гуляем и пляшем» муз. М. Раухвергера «Колыбельная» муз. Красева Упражнение «Паровоз» муз. А. Филиппенко Пляска «Гопачок» укр. н.м.,обр.М. Раухвергера Игра «Солнышко и дождик» муз.Е.Тиличеевой Игра «Зайки и лисичка» муз. Финаровского |
Ноябрь | «Тайны леса» | Плясовая«Ах, вы сени» р.н.п.,обр. В. Агафонникова М/д игра «Тихо-громко» муз.Е.Тиличеевой «Утро» муз.Г.Гриневича «Кошка» муз. А.Александрова Упражнение«Гуляем и пляшем» муз.М.Раухвергера Пляска «Гопачок» укр. н. м., обр. М. Раухвергера Игра «Разбудим Таню» муз.Е.Тиличеевой «Машенька-Маша» муз.В.Герчик.,сл.Невельштейн Игра «В огороде заинька» «Зима» муз. П.Чайковского Упражнение«Ноги и ножки» муз.В.Агафонникова Пляска «Маленькийхоровод» укр.н.м., обр.Раухвергера Игра «Прятки» «Где ты зайка?» обр.Е.Тиличеевой «Лошадка» муз..Е.Тиличеевой «Зима» муз. В. Карасёвой «Ёлочка» муз.Е.Тиличеевой Упражнение с погремушками Упражнение «Ловкие ручки» («Где же…» муз.Т.Ломовой Новогодний хоровод, пляска (к утреннику) Игра «Разбудим мишку» «Зайка» р.н.м. «Лошадка» муз. М.Раухвергера Упражнение «Да-да-да!» муз.Е.Тиличеевой Игра с бубном М/д игра «Кукла шагает и бегает» Игра с лисичкой «Весёлая песенка» муз.А Филиппенко «В лесу» муз.Е.Тиличеевой (кукушка, мишка, зайка) |
Декабрь | «В гости к животным» | ««Мишка» муз. Е.Тиличеевой(«Спать не хочет..») Упражнение «Ходим, как мишки» («Идёт мишка» муз.Ребикова») «Спи, мой Мишка» муз.Е.Тиличеевой М/д игра «На чём играю?» муз.Р.Рустамова Упражнение «Попрыгушки» муз.М.Картушиной Новогодний хоровод или пляска (к утреннику) «Зимнее утро» муз. П.Чайковского «Дед Мороз» муз А.Филиппенко «Ёлочка» муз .Е.Тиличеевой Упражнение – игра «Веселись, детвора!» муз. М Картушиной Пляска «Гопачок» укр.н.м.,обр.М.Раухвергера Игра Зайцы и лисичка» муз.Финаровского «Зимнее утро» муз.П.Чайковского М/д игра «Петрушка и мишка» «Ах, какая наша погремушка» муз.М.Картушиной «Танечка, бай,бай,бай » р.н.м., обр.В.Агафонникова Игра «Заинька» муз. М.Картушиной «Лиска-лиса» р.н.п.,обр.М.Картушиной« Игра «Воротики» муз.Р.Рустамова «Заинька» муз. М.Красева Игра «Зайка» муз. М.Картушиной |
Январь | «Зимние забавы». | Дыхательное упражнение «Подуем на снежинку» «Машенька-Маша» обр.В.Герчик. Упражнение-пляска «Санки» англ.н.м. муз. М.Картушиной «Колокольчик» муз. И.Арсеева «Зима» муз. В.Карасёвой «Дед Мороз» муз.А.Филиппенко «Ёлочка» муз.Е. Тиличеевой М/д игра «Бубен» муз. Г.Фрида Хоровод «Как на ёлке у ребят» муз.Петровой или «Ёлочка» муз.В.Красева(на выбор взрослого Игра «Зайка» муз. М.Картушиной «Пришла зима» (Снег идёт) муз.Е.Тиличеевой «Зимнее утро» муз.П.И.Чайковского Упражнение «Погремушка, попляши!» муз.И.Арсеева Игра со снежками «Заболел наш петушок» муз.В.Витлина Упражнение «Топ – топ» р.н.м Пляска – игра«Бурый мишка» муз.М.Картушиной Упражнение «Бодрый шаг» муз.В.Герчик Парная пляска «Приседай» эст.н.м, обр.А.Роомере |
Февраль | «Наш друг – транспорт»» | Упражнение «Автобус»муз. М. Картушиной «Самолёт летит» муз.Е.Тиличеевой М/д игра «Тихо – громко» муз.Е.Тиличеевой «Молодой солдат»муз. В.Карасёвой Упражнение «Мы – солдаты» муз.Ю.Слонова Упражнение «Летаем на самолётах» «Машина»муз.К.Волкова «Маленькая полечка» муз.Е.Тиличеевой М/д игра«Кукла шагает и бегает» муз.Е.Тиличеевой Пляска с ленточками «Салют» р.н.м «Я рассею своё горе..» Упражнение «Зашагали ножки Упражнение с погремушками (любая) «Весёлые погремушки» Пляска «Стуколка» укр.н.м, обр.Т.Ломовой |
Март | «Весенние трели» | «Материнские ласки» муз. Гречанинова Дыхательное упражнение «Чья птичка улетит дальше? «Мама» муз. Арсеевой «Кто нас крепко любит?» муз.Арсеевой «Петушок» р.н.п. «Ладушки-ладошки» муз.Иорданского Упражнение «Медведь», «Зайка» муз.Е.Тиличеевой. Пляска «Каблучок» муз.Бабаджан «Пирожок» муз.Е.Тиличеевой М/д игра «Птица и птенчики» муз.Е.Тиличеевой «Солнышко» муз.Т.Попатенко Упражнение «Устали наши ножки» муз.Т.Ломовой «Весною» муз.С.Майкапара «Певучая пляска» р.н.м.,обр.Е.Тиличеевой «Маму поздравляют малыши» муз.Т.Попатенко «Дождик» р.н.м.,обр В. Фере Упражнение «Козлятки» укр.н.м. сл.Е.Макшанцевой «Кап- кап» муз.Макшанцевой Игра «Птички и кот» «Водичка» муз.Е.Тиличеевой М/д игра «Чудесный мешочек» «Птичка» муз.М.Раухвергера «Куры и петухи» («Карнавала животных» муз.Сен –Санса) Игра «Карусель» (под р.н.мел. «Во саду ли, в огороде» М/д игра «Волшебный сундучок» Упражнение «Птички летают, птички клюют зернышки»» муз.Т.Ломовой Хоровод «Берёзка» муз. Р.Рустамова Игра «Прятки» с большим платком. |
Апрель | «Наши помощники» | «Надо дружить» муз.Е.Тиличеевой Пляска«Мы по кругу идём» муз. М.Картушиной «Материнские ласки» муз.Гречанинова Игра «Догонялки» с собачкой «Корова» муз.М.Раухвергера «Шарики» муз.И.Кишко «Ладушки» р.н.потешка «Спи, мой мишка» муз.Е.Тиличеевой Игра «Кошка и котята» муз.В Витлина Упражнение «Большие, маленькие ножи» муз.Е.Тиличеевой Игра с козой («Козочка рогатая») р.н. потешка или «Идёт коза рогатая» Упражнение « Кто хочет побегать?» муз.Е.Тиличеевой «Зарядка муз.Е.Тиличеевой М/д игра «А кто это?» муз.Р.Рустамова Пляска с платочками(свободная пляска под р.н.м. «Полянка») Упражнение «Гуляем –пляшем» муз.Е.Тиличеевой «Дудочка» муз.Г.Левкодимова М/д игра «На чём играю?» Упражнение «Зарядка» муз.Е.Тиличеевой Пляска –игра «Солнышко и дождик» «Цап - царап» муз.С.Гаврилова Упражнение «Кошечка» « Ах, вы сени» р.н.мелодия или «Полянка Пляска - игра «Дождик на дорожке» муз. Е.Макшанцевой «Рыбка» муз.Е.Тиличеевой Пение птиц (Музыка в природе)свистулька Игра с погремушками «Ах, вы сени» р.н.мелодия или «Полянка М/д игра «Мишка спит, мишка пляшет» М/д игра «Громко – тихо» |
Май | «Планета Земля – наш общий дом» | «Цветики» муз. В.Карасёвой Пляска с погремушками Песня - игра «Котята и Барбос» «Молодой солдат» муз.В.Карасевой Игра «Кто первый?» с платочком «Цыплята» муз.А.Филиппенко Упражнение «Воробушки» муз.И.Арсеева Пляска «Все захлопали в ладоши» р.н.м. Игра «Птички и кот» Пляска «Приседай» эст.н.м., обр. А.Роомере «Кря – кря»муз.И.Арсеева Упражнение «Марш и бег» муз.Е.Тиличеевой «Белые гуси» муз.М.Красева «Жук» муз.В.Карасёвой Упражнение с погремушками Упражнение «Вот как мы умеем» муз.Е.Тиличеевой М/д игра «Бубен» муз.Г.Фрида |
В летний период проводятся занятия на основе закрепления пройденного материала.
Календарно – тематический план раскрывает тему, характеризует программные задачи, музыкальный репертуар, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей данного возраста(Приложение № 2,3,4
«Примерное календарно - тематическое планирование непосредственно – образовательной деятельности в области художественно – эстетического развития детей», направление «Музыка»).
2.1.4.Содержание культурно – досуговой деятельности в ДОУ.
Нерегламентированная деятельность:
- Культурно – досуговая деятельность детей (праздники и развлечения)
- Самостоятельная деятельность детей.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в учреждении с учетом возрастных особенностей организована культурно-досуговая деятельность, посвященная особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений происходит с учётом календарных праздников и традиций ДОУ, способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка (Приложение №5« Годовой план культурно – досуговой работы в ДОУ»)
В Рабочей программе учтены задачи для проведения праздников и развлечений, характерных для детей раннего возраста.
Задачи:
- Содействовать созданию эмоционально – положительного микроклимата в группе и в ДОУ, обеспечивать детям чувство комфорта и защищённости.
- Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.
- Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.
- Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
- Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
- Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.
Рабочая программа освещает формы работы с детьми в самостоятельной и культурно – досуговой деятельности.
Формы работы с детьми в ДОУ
Формы работы с детьми | Задачи |
Самостоятельная музыкальная деятельность | Развитие слухового восприятия детей в муз.-игровой деятельности. Побуждать использовать музыкальную деятельность в повседневной жизни и в режимных моментах. Побуждать детей использовать знакомые песни в играх. Самостоятельно играть на детских музыкальных инструментах (по возрасту) Побуждать детей использовать музыкальные игры в повседневной жизни. Использовать музыкальные игры в повседневной жизни. Использовать музыкальный фольклор и малые формы фольклора для чтения детям. |
Праздники и развлечения | Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. Закреплять знание знакомой сказки. Прививать детям культуру восприятия театрализованных действий. Стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного во время развлечения, представления. Воспитывать стремление и желание родителей детей принимать участие в праздничных выступлениях. Создавать обстановку эмоционального благополучия, дать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Создать радостную, душевную атмосферу, воспитывать добрые чувства. Приобщать детей к русской народной культуре в процессе муз. – игровой деятельности. |
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в групповых комнатах.
Для самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе ДОУ создана развивающая предметно-пространственная музыкальная среда – центр музыки, где представлены различные музыкальные инструменты, методический и практический материал: музыкально-дидактические игры и пособия картинки, озвученные муз.игрушки, центр театра (атрибуты, элементы костюмов, шапочки-маски, ободки, различные виды театров: настольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр, театр игрушки и т.д.), имеется магнитолы, СД-диски детских песенок, потешек, сказок, релаксаций)
Программа раскрывает способы, методы и средства работы с детьми в разных видах музыкальной деятельности.
Раздел «Слушание».
Формы работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Подгрупповые Индивидуальные | Подгрупповые Индивидуальные |
|
|
Раздел «Пение»
Формы работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Подгрупповые Индивидуальные | Подгрупповые Индивидуальные |
|
|
Раздел «Музыкально – ритмические движения»
Формы работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Подгрупповые Индивидуальные | Подгрупповые Индивидуальные |
|
|
Раздел «Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах»
Формы работы | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Подгрупповые Индивидуальные | Подгрупповые Индивидуальные |
|
|
2.1.5.. Мониторинг усвоения программного материала по области «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка».
Для выявления знаний, умений, навыков усвоения программного материала детьми в художественно – эстетической области музыкального направлении Программа предусматривает проведение мониторинга.
На основании программных задач и целевых ориентиров (проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, узнаёт знакомые мелодии, различает звуки по высоте (высокий – низкий), умеет петь, подпевать со взрослым музыкальные фразы, двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки, умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, умеет передавать игровые образы, проявляет активность, предпосылки самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности) разработана диагностическая карта (мониторинг).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребёнком рабочей образовательной программы музыкального развития детей раннего возраста с 2 – 3 лет.
Мониторинг разработан с учётом основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года.
Методика проведения мониторинга в музыкальной деятельности.
Направление мониторинга в соответствии с муз. - образовательной деятельностью. | Периодичность | Сроки проведения | Формы проведения |
Художественно-эстетическое развитие | 1 этап (начало) 2 этап (конец) | середина сентября - начало октября; начало мая – середина мая. | Самостоятельная деятельность. Индивидуальная Подгрупповая. |
Вариативная программа «Топотушки» (по приобщению детей к русской национальной культуре посредством фольклора) | 1 этап (начало) 2 этап (конец) | начало октября – середина октября; середина мая. | Самостоятельная деятельность Индивидуальная Подгрупповая. |
Учёт качества усвоения знаний, умений и навыков программного материала детьми осуществляется внешним контролем со стороны музыкального руководителя 2 раза в учебный год (с 15сентября, май) с помощью наблюдений, бесед и игровых оценочных заданий, по каждому виду музыкальной деятельности.
Данные результатов заносятсямузыкальным руководителем в таблицу диагностического обследования с помощью 3 бальной системы с помощью оценочного уровня: 3 балла – выполняет; 2 балла – затрудняется; 1 балл – не получается.(на основе методического пособия О.Радыновой «Музыкальное воспитание дошкольников»
В конце мониторинга подсчитывается количество баллов и подводится итоговый уровневый и процентный показатель освоения детьми Программы художественно – эстетического развития (Приложение №6«Мониторинг освоения программного материала области «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Музыка»)
Индивидуальная работа с детьми.
Программой предусмотрена индивидуальная работа с детьми, затрудняющихся в выполнении заданий на основе пройденного материала, которая направлена на коррекцию программных задач музыкального развития. Она проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (2 – 3 чел) в групповой комнате или в музыкальном зале в свободное от НОД и режимных моментов время.
Данная программа музыкального развития детей раннего возраста предусматривает формы взаимодействия с воспитателями и сотрудничества с семьями воспитанников (законных представителей).
2.1.6.Формы взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с детьми в процессе организации их общения с музыкой.
Программа содержит задачи и различные формы взаимодействия с воспитателями в музыкальном развитии малышей.
Задачи:
- дать воспитателям теоретические и практические знания в вопросах музыкального образования и развития детей;
- разъяснить содержание, методы и приёмы работы в музыкальной деятельности с детьми.
- обсудить сценарии праздников и развлечений; время их проведения,
- участвовать в проведении праздников, развлечений для детей, открытых занятий для пед. сообществ.
- участвовать в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
- участвовать в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды;
- участвовать в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
Формы взаимодействия с воспитателями:
- индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;
- практические занятия, включающие разучивание музыкального репертуара для детей.
- семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;
- практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах.
- выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями, презентациями, проектами по вопросам музыкально – образовательной деятельности детей.
- проведение открытых музыкальных мероприятий для пед.сообществ с последующим их анализом и обсуждением, с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
Рабочая программа предусматривает план взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ (Приложение №7 «План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями ДОУ».)
2.1.7. Формы сотрудничества с семьями воспитанников (законных представителей)
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в ДОУ. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, формирование личности ребенка несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Задачи:
- повысить компетентность родителей в вопросах музыкально – образовательной деятельности.
- установить партнёрские отношения с семьями воспитанников
- объединить усилия для развития и воспитания детей
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.
Направления и формы работы с родителями в музыкальном воспитании:
Разнообразные формы работы позволяют значительно повысить активность родителей и их компетентность в вопросах музыкального воспитания
Формы работы с семьями воспитанников:
- индивидуальные беседы с родителями;
- консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;
- выступления на родительских собраниях ДОУ с докладами о музыкальном образовании детей;
- открытые музыкальные мероприятия с детьми для родителей,
- анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье; с целью оценки работы воспитателя и музыкального руководителя по музыкальному развитию ребёнка; с целью оценки и предложений о проведении праздника или развлечения;
- интеллектуальные викторины для родителей;
- занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром;
- создание буклетов, памяток для родителей;
- мини-музеи поделок - приобщение родителей к совместной деятельности с детьми через создание поделок, пособий, атрибутов для игр, праздников, развлечений; участие родителей в выставках, создании газет, фотоколлажей, фотовыставок, генеалогических древ семьи и пр.
- активное участие родителей совместно с детьми на праздниках, развлечениях, проектах.
- создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
- оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
- круглый стол
- родительский клуб
- сетевое взаимодействие: сайт ДОУ, персональный сайт муз.руководителя
- дни открытых дверей
- наглядная пропаганда
- семейные вернисажи.
Программа предусматривает алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников.(Приложение №8«План сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ»)
3.Организационный раздел
Условия организации для осуществления музыкально - образовательного процесса.
Важнейшим условием реализации рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
В музыкальном зале МБДОУ созданы условия для музыкального воспитания и развитияраннеговозраста с 1,0 года до №3-х лет,
Характеристика музыкального зала:
- Площадь помещения – 20 кв.м
- Естественное освещение – 3 окна;
- Искусственное освещение – 6 люстр(18 ламп);
- Водоснабжение – центральное;
- Настенное панно из гипса;
- Стенка – горка для хранения музыкального оборудования;
- Письменный стол для взрослого-1 шт.;
- Стул взрослый-2 шт.;
- Количество мест для воспитанников – 17 стульев;
Оснащение музыкального зала:
- Пианино «Элегия»;
- Музыкальный синтезатор;
- Аккордеон «Малыш»;
- Музыкальный центр «Soni»
- Аудио материалы;
- СД - диски;
- Мини - мольберт для показа наглядных пособий;
- Детские озвученные музыкальные инструменты;
- Неозвученные плоскостные музыкальные инструменты
- Атрибуты;
- Комплекты развивающих пособий «Музыкально-дидактические игры»;
- Комплект наглядно - дидактических пособий;
- Игрушки;
- Озвученные музыкальные игрушки;
- Комплекты для обеспечения культурно – досуговой деятельности: кукольный театр, настольный театр, театр варежки, фланелеграф;.
- Комплекты элементов костюмов, ободков;
- Комплект материала для обеспечения вариативной деятельности;
- Ширма для просмотра кукольных спектаклей;
- Комплекты оформления к праздникам;
- Комплект физкультурного оборудования;
- Атрибуты для физкультурного оборудования.
3.1.Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала
Для осуществления образовательной деятельности в музыкальном зале ДОУ создана предметно – пространственная развивающая среда, которая организована с учётом возрастных особенностей и интересов детей, где предусмотрены центры детской занятости, в которых обеспечена доступность, комфортность, эстетичность.
Условия реализации Программы предметно – развивающей среды.
В музыкальном зале МДОУ создана развивающая и эмоционально комфортная для ребенка образовательная среда, которая соответствует следующим условиям реализации Программы:
- Оснащение развивающей предметно-пространственной средой;
- Оснащение учебно-методическим комплектом, музыкальным оборудованием, оснащение методической литературой, музыкальной литературой;
- Доступность (соответствие пособий и оборудования возрасту детей);
- Комфортность;
- Безопасность;
- Эстетика и культура;
- Соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- Соответствие правилам пожарной безопасности;
- Соответствие должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ.
Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН (2.4.1.3049-13), ФГОС ДО, основной образовательной программы МДОУ, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Организация предметно-развивающей среды.
Для осуществления организации образовательной деятельности создана предметно – пространственная развивающая среда, которая организована с учётом возрастных особенностей и интересов детей, где предусмотрены центры детской занятости:
- «Центр музыки» - ведущая образовательная область Программы «Художественно – эстетическое развитие»
- «Центр театра» - ведущая образовательная деятельность Программы «Художественно – эстетическое развитие»
- центр двигательной активности или «Физкультурно - оздоровительный центр» (образовательная область «Физическая развитие»)
- центр обеспечения самостоятельной деятельности детей.
Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ освещает требования ФГОС к организациям музыкальных уголков (музыкальных центров) в группах: с 1,0 –2,0 лети с 2,0 – 3,0 лет:
- Шумовые музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, металлофон.
- Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях.
- Атрибуты, игрушки (исполнение на музыкальных занятиях в играх, плясках, песнях)
- Музыкальные озвученные игрушки, неваляшки, музыкальные молоточки, музыкальные волчки, шарманки, шумелки, стучалки.
- Магнитофон или музыкальный центр
- СД-диски с детскими песнями, потешками, сказками; музыкой, различной по характеру, для режимных групповых моментов.
Условия взаимодействия с детьми.
«Центр Музыки»
Пособия, материалы, оборудование муз.зала | Условия в группе | Виды и содержание деятельности детей |
(колокольчики, барабан, резиновые пищалки)
|
после каждого использования.
|
|
«Центр театра»
Пособия, материалы, оборудование муз.зала | Условия в группе | Виды и содержание деятельности детей |
Сказки:
|
Безопасность пособий и оборудованиСоответствие |
|
3.2.Учебный план.
Учебный план соответствует нормативным требованиям СанПин (СанПиН 2.4.1.3049-13),учитывает возрастные особенности и определяет объём учебного времени на проведение музыкальной деятельности. Количество и продолжительность непрерывной непосредственно - образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая учебного года
(выпадают праздничные дни и зимние каникулы – (2 недели).
Регламент музыкально - образовательной деятельности детей раннего возраста (количество в днях)
Ранний возраст | В неделю | В месяц | В уч. год | ||||
НОД | Культурно – досуговая деятельность | НОД | Культурно – досуговая деятельность | НОД | Культурно – досуговая деятельность | ||
с 1,0 – 1,6 | 2 | 1 | 8 | 2 | 72 | 18 развлечений 1 праздник | |
с 1,6 – 2,0 | 2 | 1 | 8 | 2 | 72 | 18 развлечений 1 праздник | |
с 2,0 – 3.0 | 2 | 1 | 8 | 2 | 72 | 18 развлечений 5 праздников |
Исходя, из календарного года (с 1 сентября текущего года по 31 мая) количество часов, отведённых на музыкальные занятия, будет равняться часам базисного плана для каждой возрастной категории раннего детства. (Приложение №15 «Регламент НОД музыкальной деятельности»)
Музыкальная НОД, организуется в первую половину дня, культурно – досуговая и вариативная деятельность детей –проводятся во вторую половину дня.
Деятельность муз.руководителя спланирована в циклограмме Рабочей программы(Приложение № 16 «Циклограмма музыкального руководителя ДОУ»
Алгоритм проведения непосредственно - образовательной музыкальной деятельности.
Возраст | Длительность занятия (мин.) | В неделю (мин) | В месяц (мин) | В уч.год (час/мин) |
с 1,0 – 1,6 лет | 6 | 12 | 48 | 528мин - 9,6 часа |
с1,6 – 2,0 лет | 8 | 16 | 64 | 768 мин – 12,8 часа |
с 2,0 – 3,0 лет | 10 | 20 | 80 | 960 мин – 16 часов |
Виды музыкальной НОД (в минутах)
№ | Вид деятельности | с 1,0 – 1,6 лет | с 1,6 – 2,0 лет | с 2,0 – 3,0 лет |
1. | Восприятие | 2 | 2 | 2 |
2. | Пение (подпевание) | 2 | 2 | 4 |
Здоровьесберегающиетехнологиии | - | 1 | 1 | |
3. | Музыкально – ритмические движения | 2 | 3 | 3 |
Итого: | 6 | 8 | 10 |
Алгоритм культурно – досуговой муз. - образовательной деятельности в ДОУ (в минутах)
Возраст | Праздники | Развлечения |
с 1,0 – 2,0 лет | 15 – 20 | 10 |
с 2,0 – 3,0 лет | 20 - 25 | 15 |
Учебный план вариативной программы соответствует нормативным документам требований СанПин, учитывает возрастные особенности детей и определяет объём нагрузки детей по данному направлению.
Музыкально – игровые занятия с малышами проводятся с 1 сентября и заканчиваются 31 мая. (ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели).
Объём нагрузки детей раннего дошкольного возраста в совместной вариативной деятельности.
Возраст | НОД | Праздники | Развлечения | В неделю | В месяц | В год |
(в минутах) | (кол-во занятий) | |||||
с 1,6 – 2 лет | 10 | 15 - 20 | 10 | 1 | 4 | 36 |
с 2,0 – 3,0 лет | 15 | 20 - 25 | 15 | 1 | 4 | 36 |
Музыкально-игровые занятия с детьми подчинены определённой теме. Названия и количество тем проведённых в месяц, указаны в таблице ниже.
4. Программно – методическое обеспечение музыкально - образовательного процесса.
Перечень | Список литературы (программы,учебно-методические пособия, методические разработки) |
Перечень комплексных программ |
|
Перечень парциальных программ и технологий |
Каплунова И., Новоскольцева И.. -СПб.:Изд-во«Композитор», 2010
|
Перечень музыкальных пособий |
|
Перечень литературы Интернет – ресурсы: |
Журналы:
Электронный журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/help/index.php Образовательный портал «Маам.ру» Электронный журнал «Музыкальный руководитель» Электронный журнал «Справочник музыкального руководителя» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»
Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГТ в детском саду.
требования к проведению различных видов музыкальной деятельности в соответствии с ФГТ...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004
Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...