Консультация для родителей «Значение патриотического воспитания в жизни старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Новикова Татьяна Владимировна

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.

Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение патриотического воспитания в жизни старших дошкольников»

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.

Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Поэтому уже с раннего детства нужно воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному городу, родной природе, семье, дому. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.

Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а «патриот» (от греческого - земляк) - как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи».

По H.A. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от

желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Учитывая тот факт, что в стране выдвигаются новые требования к личности, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, система воспитания может и должна корректировать все перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на устойчивых ценностях, выступающих жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, населяющих нашу страну. Таким стержнем, основой является патриотизм, формирующийся и утверждающийся средствами целенаправленного патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях формирования нового поколения. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с педагогами, дошкольниками, семьей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью определенных средств и методов:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,

диафильмы, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства,

желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная

деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

Общению как средству нравственно-патриотического воспитания

отводится особое место. Оно выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

Окружающая ребенка обстановка (атмосфера, в которой живет ребенок)

становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирование нравственных и патриотических качеств.

Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, являются:

формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, где ребенок живет; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;

формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;

воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;

формирование в ребенке национального духовного характера;

развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;

совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;

тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;

создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря формированию и развитию у детей таких важнейших социально значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут их возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.

Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться, прежде всего, ее готовностью взять на себя ответственность за будущее страны.

Придёт время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее своей малой родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы ознакомление детей с малой родиной, родным городом, страной, Отечеством эффективно повлияло на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины, Отчизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение патриотического воспитания дошкольников"

Не может быть настоящим сыном Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца. В.А. Сухомлинский....

Значение патриотического воспитания в жизни дошкольника

. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребе...

Консультация для родителей «Нравственное-патриотическое воспитание детей в старшей группе»

Нравственно – патриотическое воспитание детей одно из основных задач дошкольного образования....

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...

Консультация для родителей. Роль финансовой грамотности в жизни старшего дошкольника

Консультация для родителей. Роль финансовой грамотности в жизни старшего дошкольника...