Воспитательная сила фольклора
консультация

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Он побуждает интерес к познавательной деятельности, усвоению морально-нравственных норм поведения, обогащает духовный мир, синтезирует различные задачи и формы воспитания дошкольников.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка. К сегодняшнему дню, мы успели растерять то, что накоплено поколениями. Наша с вами задача сохранить то, что осталось, то, что ещё не забыто. Мы должны восстановить связь времен. Ведь, без прошлого - нет будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klassiyu.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Семинар- практикум

      «Приобщение детей к истокам

русской народной культуры через

устное народное творчество»

Конспект

«Воспитательная сила фольклора»

МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Воспитатель Колесникова И.Ю.

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях.

Великая культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями стала забываться. А ведь дети, их жизнь и творчество – это феномен в культуре каждого народа.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Он побуждает интерес к познавательной деятельности, усвоению морально-нравственных норм поведения, обогащает духовный мир, синтезирует различные задачи и формы воспитания дошкольников.

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка. К сегодняшнему дню, мы успели растерять то, что накоплено поколениями. Наша с вами задача сохранить то, что осталось, то, что ещё не забыто. Мы должны восстановить связь времен. Ведь, без прошлого - нет будущего.

Песни, прибаутки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Исследование ученых показывает, что фольклор вызывает у ребенка чувство психологической защищенности, оказывает терапевтическое воздействие. Знакомство с фольклором обогащает чувства, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи. Нельзя не отметить положительное влияния фольклора и на здоровье дошкольников

Отсюда вытекают цель и задачи мастер-класса:

-распространение педагогического опыта работы по пропаганде фольклора;
-закрепление полученных знаний в практике.

У нас в детском саду постоянно ведётся работа по ознакомлению воспитанников с русским фольклором. Дети играют в народные игры, водят хороводы, занимаются театральной деятельностью.

Предлагаю вашему вниманию фольклорный материал, который вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни для развития творческих способностей детей.

Итак, сегодня приглашаю вас в необыкновенное путешествие! А отправимся мы туда с помощью русской карусели!

Народная игра «Карусель»

 «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом все бегом, бегом, бегом».

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра!»

Молодцы! Вот мы и прибыли на место!

Сказки, загадки, частушки, сказы, легенды, пословицы передавались народом из уст в уста от поколения к поколению. Пословица — жанр устного народного творчества. Применялась к самым разным жизненным ситуациям. В ней заключена народная оценка жизни.

Давайте вспоминаем пословицы. Я начинаю, а вы заканчиваете.

Тише едешь — дальше будешь.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Пуганая ворона и куста боится.

А теперь сами!

Участники продолжают говорить поговорки. Молодцы!

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Загадки появились очень давно. В древности загадка - средство испытания мудрости. Теперь загадка - народная забава. Предлагаю и вам позабавиться! Возьмите по одному листочку жёлтого или зеленого цвета.

Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого зеленые - даёт ответ. 

ЗАГАДКИ

А теперь проверим ответы.

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка.
Сказки слушать не только интересно, но и поучительно. В старые времена они рассказывали об окружающем мире, давали начала знаний, воспитывали нравственно и эстетически. Знать сказки должны все.

 А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

«Соедини несоединимое».

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

Все сказки знаете, молодцы!

Игра «Узнай музыкальный инструмент» 

В гости Лисонька пришла,
Нам корзинку принесла,
Мы к корзинке подойдем,

Что услышим-назовем. (встаньте в ряд и повернитесь лицом к залу)

Определите, что за народный инструмент звучит!

Игра с муз инструментами ( балалайка, дудочка, бубен, ложки, трещетки, рубель)

А теперь под музыку пусть зазвучит ансамбль народных инструментов!

Музыка «Ах вы сени»

Замечательный ансамбль у нас получился. Вы - настоящие музыканты!

Праздничных  дней  в  России  было  много:  сто  сорок – сто  пятьдесят  в  году.

Самыми  древними  были  праздники,  связанные  с

 земледельческим  календарём. Они сопровождались  весёлыми  играми,  забавами,  в  которых  принимали  участие  и  дети  и  взрослые.  Детские  народные  игры  отличаются  большим  разнообразием.  Они,  как  правило, подвижны,  требуют  находчивости,  смекалки,  дают  массу  навыков  и  умений. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Подвижные игры - ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Предлагаю поиграть в игру Алтайского края «Заинька»

Выбор водящего по считалке. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять работу между людьми. Сейчас помогает выбрать ведущего без обмана и обид. Правильно считать – тоже умение. Верным будет на каждое слово касаться игрока рукой.

Раз, два, три, четыре, пять Мы собрались поиграть

К нам сорока прилетела И тебе водить велела.

Игра-хоровод «Золотые ворота»

Молодцы! Здорово играете! Но нам пора возвращаться.

Закрываем крепко глазки возвращаемся из сказки!

 А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношени...

Консультация для родителей "Воспитательная роль фольклора"

Воспитательная роль фольклора в дошкольном образовании состоит в приобщении детей к истокам родной культуры, развитию речевого творчества, обогащению словаря. Фольклор можно использовать при обучении ...

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношени...

МОЯ СТАТЬЯ “Волшебная воспитательная сила башкирских народных сказок” для газеты "Маяк"

    Моя статья “Волшебная воспитательная сила башкирских народных сказок”  для газеты "Маяк"...

"Воспитательная сила музыки"

консультация для родителей детей 3-5 лет...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию в первой младшей группе “Радость труда - могучая воспитательная сила”

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание, начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Самообс...

К. Ушинский «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой искусственный организм заведения, как бы хитро он

laquo;Особая сфера воспитательной работы-ограждение детей, подростков и юношества отодной из самых больших бед- пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там где есть святыни ду...