"Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Леман Ирина Викторовна

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.

            Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod_obedinenii.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1987 д/о «Сказка»

Выступление на методическом профессиональном объединении воспитателей подготовительных групп

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников"

Подготовила

Воспитатель

Леман И.В.

г. Москва, 2024

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.

            Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

Недаром говорится: "Дети – наше будущее". И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

             Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому на современном этапе развития образования духовно - нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте   дошкольного образования.

  •  Общество   нуждается   в воспитании не   только   образованных   людей, но и воспитанных.
  •  В   современном   мире     ребенок окружен    множеством    сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства.
  • ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания приобщение детей "приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства".

Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

 Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

      В условиях реализации ФГОС ДОУ, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

  •   формирование начал патриотизма и гражданственности;
  •  формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
  •  формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
  •  формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего
  • народа и уважения к представителям других национальностей;
  •  формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)
  •  воспитание уважительного отношения к труду.

Система духовно-нравственного воспитания в ДОУ строится на приобщении дошкольников к историческому и культурному наследию своего народа и осуществляется по направлениям

 

Виды деятельности

 познавательная деятельность: чтение исторической и художественной литературы, сказок; посещение краеведческого музея; познавательные беседы; работа с народным календарем, экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

 творческая деятельность: лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы;

 творческая продуктивная деятельность: изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков;

театральная деятельность: смоделированные сценки и спектакли, предпраздничные посиделки;

 игровая деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта;

нравственная деятельность: уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями, этические беседы;

 совместная деятельность детей и родителей, направленная на укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание: семейные и православные праздники, игры и конкурсы; семейное проектирование.

      В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Одним из важных факторов духовно – нравственного воспитания ребёнка является развивающая предметно-пространственная среда, организованная с учётом национально-культурных условий, возрастных особенностей детей.

Дидактические средства:

·       традиции, обряды народных праздников и быта россиян;

·       фольклор;

·       народные игрушки;

·       предметы быта;

·       предметы декоративно-прикладного искусства;

·       коллекции: одежды, монет, открыток.

·       научно-популярная и художественная литература;

·       фотографии;

·       репродукции, иллюстрации;

·       схемы, модели, символы (геральдика);

·       видео, аудио продукция.

·       Социум;

·       Музеи;

·       Выставочный зал;

·       Библиотеки;

·       Окружающая природа.

 Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...