"Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.
Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1987 д/о «Сказка»
Выступление на методическом профессиональном объединении воспитателей подготовительных групп
"Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
Подготовила
Воспитатель
Леман И.В.
г. Москва, 2024
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.
Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе.
Недаром говорится: "Дети – наше будущее". И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Поэтому на современном этапе развития образования духовно - нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
- Общество нуждается в воспитании не только образованных людей, но и воспитанных.
- В современном мире ребенок окружен множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства.
- ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания приобщение детей "приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства".
Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
В условиях реализации ФГОС ДОУ, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего
- народа и уважения к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)
- воспитание уважительного отношения к труду.
Система духовно-нравственного воспитания в ДОУ строится на приобщении дошкольников к историческому и культурному наследию своего народа и осуществляется по направлениям
Виды деятельности
познавательная деятельность: чтение исторической и художественной литературы, сказок; посещение краеведческого музея; познавательные беседы; работа с народным календарем, экскурсии, целевые прогулки по улицам города;
творческая деятельность: лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы;
творческая продуктивная деятельность: изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков;
театральная деятельность: смоделированные сценки и спектакли, предпраздничные посиделки;
игровая деятельность: игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта;
нравственная деятельность: уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями, этические беседы;
совместная деятельность детей и родителей, направленная на укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание: семейные и православные праздники, игры и конкурсы; семейное проектирование.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Одним из важных факторов духовно – нравственного воспитания ребёнка является развивающая предметно-пространственная среда, организованная с учётом национально-культурных условий, возрастных особенностей детей.
Дидактические средства:
· традиции, обряды народных праздников и быта россиян;
· фольклор;
· народные игрушки;
· предметы быта;
· предметы декоративно-прикладного искусства;
· коллекции: одежды, монет, открыток.
· научно-популярная и художественная литература;
· фотографии;
· репродукции, иллюстрации;
· схемы, модели, символы (геральдика);
· видео, аудио продукция.
· Социум;
· Музеи;
· Выставочный зал;
· Библиотеки;
· Окружающая природа.
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/29/picture-927662-1496085593.jpg)
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963740-1508867922.jpg)
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-578207-1651774352.jpg)
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-811324-1507397531.jpg)
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-811324-1507397531.jpg)
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-688566-1704274676.jpg)
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...