Самообразование педагога по теме: «Мотивационный компонент готовности к школе у детей 6-7 лет»
методическая разработка (подготовительная группа)
Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие составляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и другие. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказывается на успешности обучения.
В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению является одной из актуальных для психологической и педагогической практики. Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, желание учиться, т.е. мотивация к обучению. Чем ребенок менее мотивационно готов к школе, тем труднее он привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем в дальнейшем.
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. «Хочешь ли ты пойти в школу?» - этот вопрос один из важнейших. Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать». Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить родителей, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить». Так считают чаще всего неуверенные в себе, застенчивые дети, которым и в детском саду с трудом даются ответы «на публике», или же дошкольники с закрепившимся образом неудачника. Недостаточно сформированная мотивационная готовность может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2024-2025_uchebnyygod.docx | 29.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Солнышко» с. Ульяновка
Самообразование педагога по теме:
«Мотивационный компонент
готовности к школе у детей 6-7 лет»
Выполнил:
Воспитатель Сариева Марина Николаевна
2024г.
Содержание:
Введение
1. Понятие мотивационной готовности к школе
2. Формы работы
3. План работы
4. Результаты первичной диагностики уровня мотивационной готовности детей
5. План занятий с детьми
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие составляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и другие. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказывается на успешности обучения.
В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению является одной из актуальных для психологической и педагогической практики. Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, желание учиться, т.е. мотивация к обучению. Чем ребенок менее мотивационно готов к школе, тем труднее он привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем в дальнейшем.
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. «Хочешь ли ты пойти в школу?» - этот вопрос один из важнейших. Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать». Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить родителей, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правильно ответить». Так считают чаще всего неуверенные в себе, застенчивые дети, которым и в детском саду с трудом даются ответы «на публике», или же дошкольники с закрепившимся образом неудачника. Недостаточно сформированная мотивационная готовность может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.
Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.
Таким образом, задача подготовки детей к школьному обучению не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт здесь должен делаться на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача воспитателя сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
1. Понятие мотивационной готовности к школе
Мотивационная готовность к школе включает в себя:
- внутреннюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать);
- внешнюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что у него будет новый ранец, или родители пообещали купить велосипед)
Другие ученые выделяют следующие мотивы:
а). Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"). Если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
б). Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"). Одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.
в). Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.
г). Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"). Часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит перемены.
д). Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Таким образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
е). Внешние, не связанные со школой. Их может быть множество, например, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.
ж) Оценочные мотивы. (Основаны на стремлении получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны: «Меня будут хвалить за пятерки», «Оценки нужны, чтобы мама узнала о моих успехах» и даже: «За пятерку мне деньги дадут»).
з) позиционные мотивы (Они связаны с интересом к школьной атрибутике: «Мне уже купили новый портфель и пенал», «В школе парты и доска»).
Таким образом, говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения ученика.
Итак, мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- Положительных представлений о школе, учителе и учебной деятельности;
- Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
- Сформированной позиции школьника.
2. Формы работы
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. В воспитательно-образовательной работе с детьми 6 – 7 лет при акценте на мотивационной готовности к школе могут быть использованы различные организационные формы и методы обучения. Эффективно применение гибкой, вариативной структуры занятий различных видов, объединяющих различные виды деятельности.
Занятия – основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ мотивационной готовности детей. Все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные) применяются и варьируются в зависимости от уровня развития детей. Занятия с детьми должны проводиться разнообразными методами с применением разнообразных приемов. Первостепенное значение принадлежит группе словесных методов. К ним относятся: повествование, описание, рассуждение, характеристика, объяснение, беседа.
На каждом занятии, кроме словесных методов обучения, необходимо предусматривать практическую самостоятельную деятельность детей. Кроме этого, предлагается использовать обсуждение, составление совместного рассказа о школе, инсценировку и различные виды детской деятельности: рисование, лепка, изготовление поделок, пение, слушание музыки, чтение и т.д.
Каждое занятие нужно проводить так, чтобы дети поняли, что они узнали нового. Целесообразно давать не готовый результат, а способ, с помощью которого достигается решение умственной задачи.
Ученый Е. Б. Балуева рекомендует для формирования мотивационной готовности:
1. Проводить беседы, направленные на создание у ребёнка правильного отношения к школе (всё, что говорится в семье о школе, о её роли в подготовке к будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение). Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребёнка живой отклик, чувство радости, сопереживания. Родителям следует в беседе с детьми обращать внимание на то, что школа – это не только новый портфель и красивые тетрадки с обложками, намного интереснее то, чем занимаются дети в школе.
2. Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Так же при формировании мотивационной готовности к школе основным остается использование игр и игровых заданий. Развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования личности ребенка, и, прежде всего, они направлены на развитие необходимых в школьном обучении психических процессов. Дидактическая игра способствует закреплению, уточнению, расширению знаний, их обобщению и систематизации, выработке умений и навыков, учит их практическому применению. При этом ученые выделяют словесные, настольные, подвижные, строительные, творческие дидактические игры, заочные путешествия, инсценировки, викторины. Н. Голикова предлагает использовать игру «Школа».
К занятиям и играм Г. Г. Петроченко добавляет использование различных контактов воспитанников детских садов с учащимися школ: шефство учащихся над дошкольниками; совместное проведение мероприятий – вечеров и утренников сказок; посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников; экскурсии в школу; просмотр кинофильмов о школе; встречи с учащимися; организация и проведение совместных трудовых дел, игр. Н. В. Турчина добавляет размещение начальных классов школы на площадях ДОУ и «комплекс» ДОУ и школы. При этом во время проведения экскурсии по школе детям следует предоставить возможность посидеть за школьной партой, посетить школьную мастерскую, компьютерный класс, заглянуть в спортивный зал, посмотреть рисунки школьников и потрогать поделки, выполненные их руками, «перекусить» в школьной столовой, посетить библиотеку, походить между полками с книгами. Опыт проведения подобных экскурсий показал, что они производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию.
Также предлагается рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседа по ним, рисование школы, организация переписки с учителем, организация выставок, создание альбомов о школе.
При формировании эмоционального отношения к школе в современных ДОУ основное внимание уделяется соприкосновению детей с музыкой. Это может быть как пение, так и простое слушание музыки с последующей беседой. Не мало важное значение имеет досуг совместно с первоклассниками, показ первоклассниками театрализованного представления.
Из рассмотренного можно сделать вывод, что для успешного развития компонентов психологической готовности детей к школе необходим ряд условий. Активное формирование готовности к школьному обучению не представляется возможным без накопления знаний, умений и навыков на организованных, систематических занятиях с использованием разнообразных методов и форм организации обучения и воспитания соответствующего содержания.
3. План работы.
Исходя из выше сказанного, мною был составлен следующий план работы:
№ | Содержание работы | Сроки проведения | Результаты работы |
1 | 1. Подбор и изучение методической литературы, интернет-сайтов 2. Диагностика уровня мотивационной готовности к школе | сентябрь - октябрь | Составление плана работы и занятий по теме самообразования |
2 |
| ноябрь – март | составление картотеки («Игра в школу», «Класс», «Школа», «Сказка о глупом мышонке», «Собери портфель в школу», «Четвертый лишний», домино и др.) создание уголка первоклассника (учебники, канцелярские товары, школьная форма и др.) подготовка стенда для родителей «Первоклассница» (закрепление интереса к школе) Л. Ф. Воронкова «Подружки идут в школу», Л. Н. Толстой «Филиппок», А. Барто «В первый класс», М. Садовского «Первое сентября», М. Бородицкого «Первоклассник» и др. «Учат в школе», «Первоклашка», «Дважды два четыре» коллективное создание альбома о школе желание узнать буквы, чтобы научиться читать выставка работ: «Что я знаю о школе?», «В какой школе я хочу учиться», «Чем я буду заниматься в школе», «Школа зверей» знакомство с особенностями школьной жизни, правилами поведения в школе благоприятное представление о школьной жизни выпуск памятки и буклетов, проведение бесед и консультаций по теме самообразования |
3 | Диагностика результатов работы | апрель – май | подведение итогов, подготовка отчета работы, разработка презентации |
4. План занятий с детьми
В соответствии с выше указанными данными был составлен следующий план занятий с детьми:
Этапы | Цель | Содержание |
I. Подготовительный | развитие доброжелательных чувств друг к другу, создание благоприятной атмосферы в группе, знакомство с детьми; воспитывать желание учиться, развивать доброжелательное отношение к школе; доставить детям старшего дошкольного возраста радость, продолжить формировать положительное отношение к школе; развитие интереса к школе; | Занятие 1 Выставка «Мои родители в школе» Чтение литературы на учебно-школьную тематику (Л. Ф. Воронкова «Подружки идут в школу», Л. Н. Толстой «Филиппок», В. Орлова «Что написано в тетрадке») Игра «Первоклассник» Занятие 2 Рисование на тему: «Что я знаю о школе?» «Игра в школу» |
II. Основной | сформировать представление о Дне знаний; рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком, вызвать интерес и положительное отношение к школе; познакомить с оснащением класса; дать представление о том, что такое класс, познакомить с учителем, с правилами поведения в школе, вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение к нему; познакомить детей с самым первым учебником в их жизни, вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать; продолжать знакомить с особенностями школьной жизни; | Занятие 1 Целевая прогулка к зданию школы Занятие 2 Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учиться» Игра «Класс» Занятие 3 Знакомство с букварем Занятие 4 Чтение стихов: А. Барто «В первый класс», М. Бородицкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября» Слушание и исполнение песен школьной тематики «Учат в школе», «Первоклашка», «Дважды два четыре» |
III. Заключительный | закрепить знания, полученные при посещении школы, интерес к школе и желание учиться; создать у детей эмоционально положительный настрой, закрепить интерес к школе; продолжение закрепления интереса к школе. | Занятие 1 Игра «Школа» «Сказка о глупом мышонке» Коллективное создание альбома о школе Занятие 2 Рисование «Чем я буду заниматься в школе» Создание уголка первоклассника (учебники, канцелярские товары, школьная форма и др.) |
В ходе работы предполагалась соответствующая работа с родителями. В частности, был проведен лекторий на тему «Формирование мотивационной готовности к школе», особенно обращалось внимание на использование разнообразных методов для развития школьной мотивации в домашних условиях, в частности, игры, чтение, рассказы, просмотры фильмов, фотографий, рисование, слушание песен и т.д.
Для родителей были составлены консультации: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».
Заключение
Таким образом, основываясь на полученных данных исследования, можно утверждать, что осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению в контексте определенных психолого-педагогических условий позволяет повысить уровень сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
11. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 42 – 49.
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Как подготовить ребенка к школе. – М., 2002. – 93 с.
17. Ерошова А. К первому классу будь готов // Дошкольное воспитание.
– 2004. - № 2. – С. 70 – 74.
19. Здравствуй школа // Полезные советы и идеи. Спецвыпуск для роди
телей. – 2007. – сент. – 35 с.
20. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации пер
воклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным
образованием. – 2008. - № 1. – С. 29 – 36.
26. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспита
ние. – 1991. - № 7. – С. 81 – 84.
31. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // До
школьное воспитание. – 2005. - № 8. – С. 95 – 100.
32. Никифорова Л. А. Играем в школу // Ребенок в детском саду. – 2007.
- № 4. – С. 59 – 67.
41. Семерикова В. Г. Мотивационная готовность детей к школе // Спра
вочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. – № 2. – С. 55 – 60.
42. Смирнова С. А. Игровые методы и приемы в обучении детей //
Управление дошкольным образованием. – 2008. - № 1. – С. 89 – 92.
46. Турчина Н. В. Преемственность дошкольного и начального образо
вания // Управление дошкольным образованием. – 2008. - № 1. – С. 36 – 40.
49. Черникова Т. В. Школа и д/с: лицом друг к другу // Управление дошкольным образованием. – 2005. - № 4. – С. 32 – 39.
50. Юдина Т. П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образованием. – 2008. - № 1. – С. 62 – 74
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...
Консультация для педагогов на тему: «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школе».
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, от кот...
Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Круглый стол для педагогов на тему "Мотивационная готовность воспитанников к школе в соответствии принципам" ФГОС ДО
Консультация для круглого стола. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное разв...
Самообразование педагога по теме: «Мотивационный компонент готовности к школе у детей 6-7 лет»
Материал для воспитателя подготовительной к школе группы. Самообразование....
Выступление на родительском собрании на тему: «Мотивационная готовность ребёнка к школе».
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия....