Консультация для педагогов Научно-методические и практические аспекты работы с педагогической технологией воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?»
консультация

Галина Сергеевна Фролова

В основе педагогической технологии «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?» лежит синтез разнообразных форм воспитательной работы с детьми. Цель этой технологии — наладить тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: представителями администрации образовательных учреждений, старшими воспитателями, воспитателями, музыкальными руководителями, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами, учителями начальных классов, воспитанниками детских садов, учащимися начальной школы и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karapushka.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Научно-методические и практические аспекты работы с педагогической технологией воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?»

Подготовил: Воспитатель МДОАУ №180

Фролова Галина Сергеевна

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Толерантность многолика в своих проявлениях. Она нашла отражение в целом ряде понятий, очень близких детскому восприятию: миролюбие, забота, понимание, сочувствие, поддержка, внимание, терпимость, принятие, дружелюбие.

Одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, является разработанная в 2008 г. педагогическая технология «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?».

Для дошкольной и начальной ступени общего образования наиболее адекватными методами воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности выступают игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности, социально-психологические тренинги. Игра, выступающая как особая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир – мир социальных и межличностных человеческих отношений и его освоение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает «идеальную форму», задающую образец-эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме.

Существенное значение, по мнению С.Л. Рубинштейна, имеет игра для развития Я-концепции и идентичности ребенка, так как, играя разные роли в процессе игры, ребенок не просто переносится в другую личность, но при этом значительно обогащает и углубляет свою собственную.

Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мотивационно-ценностный, смысловой компонент толерантности и гражданской идентичности, что вполне адекватно и возрастным психологическим особенностям детей 5–8 лет, и сущностным закономерностям развития самой личности (А.Н. Леонтьев).

Педагогическая технология «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?» направлена на создание универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в образовательном учреждении. Модель строится на интеграции различных видов деятельности: игровой с элементами сказкотерапии и продуктивной. Именно эти виды деятельности позволяют ребенку в доступной форме не только успешно усваивать такие непростые понятия, как уважение, равенство, миролюбие, но и развивать навыки коммуникативной культуры, что очень важно для формирования установок позитивного отношения к миру, сверстникам и взрослым.

Теоретико-методологической основой разработки педагогической технологии выступают: культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев; А.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов), учитывающий основные концепции, идеи и положения концепций социальной и личностной идентичности (Х. Теджфел, Э. Эриксон); теории аккультурации (Д. Берри, Ф. Могхеддем, А. Фернхем, С. Бокнер); теории межкультурной коммуникации, межэтнической напряженности и конфликтов, учитывающая развитие и трансформацию этнической идентичности (Дж. Бертон, Л. Козер, Г.В Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Л.А. Шайгерова); теории, раскрывающие роль ценностных ориентаций в становлении идентичности личности (С. Шварц, Г. Хофстеде, Х. Триандис, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, М.Р. Гинзбург).

Основу педагогической технологии «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?» составляет синтез различных форм организации воспитательной работы с детьми, направленный на установление тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса – представителей администрации образовательных учреждений; старших воспитателей; воспитателей; музыкальных руководителей; педагогов-психологов; педагогов дополнительного образования и других специалистов; учителей начальных классов; воспитанников детских садов; учащихся начальной школы; родителей.

Коллектив конкретного образовательного учреждения на примере предложенной в педагогической технологии модели работы с детьми 5–8 лет по проблеме формирования позитивного отношения к миру может с учетом специфики деятельности учреждения и психолого-возрастных особенностей контингента воспитанников и учащихся «выстроить» собственную систему воспитательной работы. Кроме того, педагогическая технология может являться основой системной работы в плане организации преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Система будет строиться на неформальном взаимодействии детей, имеющих различный социальный статус («дошкольник» и «ученик») в тех видах деятельности, в которых они наиболее успешны (лепка, аппликация, конструирование, рисование, танцевальное и песенное творчество, подвижные и спортивные игры и др.). Это позволит, в первую очередь, «сгладить» сложности адаптационного периода при переходе детей из детского сада в школу: при привыкании к новому коллективу сверстников и взрослых уже в стенах школы.

В технологии рассматриваются 11 основных тем, раскрывающих многогранность понятия толерантность на материале, доступном и понятном детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» состоят из двух частей:

1-я часть. «Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения», содержащая методические рекомендации, разработанные для учителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования – тех, кто будет непосредственно реализовывать технологию на практике со своими учениками и воспитанниками.

2-я часть. «Сборник сказочных историй с творческими заданиями для детей 5–8 лет «Как Карапушки учились понимать друг друга». Сборник включает 12 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи – карапушки учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев.

На страницах технологии нет единого образа главных героев – карапушек. Это позволяет каждому ребенку примерить на себя «пиджачок» своего карапушки, который близок ему по характеру, темпераменту, манере поведения. Поэтому каждый карапушка – уникален! Сюжеты сказочных историй по своему содержанию очень близки к тем ситуациям, в которые нередко попадают дети. Погружение в образ сказочных героев и их друзей, сопереживание, совместный поиск выхода из сложных ситуаций через творческое участие каждого ребенка – все это способствует формированию установок позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми.

К каждой сказочной истории предлагается творческое задание, которое помогает детям усваивать пройденный материал на основе собственного творческого и познавательного потенциала.

Начинать работу по педагогической технологии следует с обучения специалистов образовательных учреждений. С этой целью разработан обучающий тренинг «Мы разные, но дружные!», направленный на постепенное «погружение» педагогов в изучаемую проблему параллельно с реализацией полученных знаний на практике в своем образовательном учреждении.

Вовлечение родителей в работу по педагогической технологии также происходит постепенно в основном через участие в деятельности родительского клуба «Большие Карапуши». Работа с детской аудиторией начинается только после того, как взрослые (педагоги и родители) уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая «этапность» была соблюдена, поскольку все, что дети будут осваивать по педагогической технологии в стенах образовательного учреждения, должно закрепляться и поддерживаться в условиях семьи.

В примерной циклограмме организации воспитательно-образовательной работы по педагогической технологии в образовательном учреждении на первый квартал первого года работы (скачать табл. 1) указаны основные формы проведения мероприятий, «источник» построения работы, предложен поквартальный перечень взаимосвязанных между собой мероприятий и дана ссылка на тех участников образовательного процесса, которые отвечают за выполнение мероприятий.

Как работает технология на примере конкретной темы

Особого внимания заслуживает проблема выстраивания алгоритма работы с детьми по материалам педагогической технологии.

1-й этап. Работа со «Словарем основных понятий»

«Словарь основных понятий» – подборка материалов, построенных на основе энциклопедической информации, где не только раскрывается значение понятий по проблеме выстраивания позитивного отношения с другими людьми, но и предлагаются некоторые практические советы для начинающих и малоопытных педагогов и психологов. В словарь включены «Афоризмы, цитаты, пословицы и поговорки» для более яркого и образного восприятия рассматриваемых понятий.

2-й этап. Ознакомление с концепт-сценарием по изучаемой теме

Концепт-сценарий ориентирован на представителей взрослой аудитории. В нем очерчивается круг некоторых философских, психолого-педагогических и «житейских» позиций каждой темы, акцентируется внимание на тех вопросах, которые требуют особого внимания при работе с детьми.

3-й этап. Работа с «фотословарем»

«Фотословарь» – «визуальный портрет», своеобразный «символ» эмоции или состояния, которое отражается в концепт-сценарии и в тексте сказочной истории.

4-й этап. Работа со сборником сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга»

Сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга» – подборка сказочных историй по проблемам формирования навыков позитивного общения детей 5–8 лет со сверстниками и взрослыми.

5-й этап. Организация мини-проекта – мероприятия по выполнению творческих заданий к тексту сказочной истории. Основные участники мини-проекта – воспитанники дошкольного образовательного учреждения или учащиеся начальных классов. Мини-проекты проводятся под руководством педагога.

6-й этап. Проведение мега-проекта – мероприятия, выполняющее диагностическую прогностическую функции, построенного на основе интеграции различных видов деятельности. В мега-проекте заняты все участники воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители). Мега-проекты проводятся под руководством творческой группы.

Рассмотрим алгоритм работы с материалами педагогической технологии на примере раздела «Равнодушие» темы «Значимость установки на сотрудничество и выбора стратегии договора в конфликтных и напряженных ситуациях»

1-й этап. Работа со «Словарем основных понятий»

РАВНОДУШИЕ


Безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.

Есть знаменитое изречение: «Не бойся друга своего, ибо самое страшное, что он может сделать, это предать тебя. Не бойся врага своего, ибо самое страшное, что он может сделать, это всего лишь убить тебя. Но бойся равнодушных, ибо именно с их согласия совершаются все самые страшные предательства и убийства».

Многие считают, что равнодушие ни к чему не обязывает, что это чувство лучше, чем ненависть, стараясь убедить себя в том, что равнодушие тождественно спокойствию. Однако это далеко не так. Спокойствие, действительно – залог успеха, а равнодушие – это попытка скрыть свою эмоциональную холодность, расчетливость, неумение сопереживать, эмоциональную глухоту – т.е. духовную ущербность

Афоризмы, цитаты, пословицы, поговорки


«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» (М. Горький)

«Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным» (Вольтер)

«Там, где умеренность – ошибка, где равнодушие – преступление» (Г. Лихтенберг)

«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть» (А.П. Чехов)

«Как тягостно равнодушие к самому себе!» (Александр Суворов)

Мне что до кого? Было б нам хорошо (русские пословицы и поговорки)

2-й этап. Ознакомление с концепт-сценарием по теме

«Всегда можно найти причину для оправдания своего равнодушия»

Аннотация к концепт-сценарию: формирование навыков отзывчивого и заботливого отношения к окружающим на основе понимания и приятия их проблем.

Есть люди, чью жизненную позицию можно обозначить такой фразой: «Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая! Мое дело – сторона!». У таких людей вообще нет никакой точки зрения на какую-либо проблему. Их называют равнодушными.

Равнодушие – это абсолютное и полное безразличие по отношению к окружающим, к тем, кому нужны помощь и поддержка, сочувствие и понимание. При нем ничего нет, потому что равнодушие – это не чувство и даже не качество. Просто у человека исчезают эмоции. Он приспосабливается к окружающему миру и обществу, ведет серую жизнь по шаблону, бездумно и бездушно повторяет заданные образцы. Для такого человека ничего не стоит подумать или сказать: «Пусть кто-нибудь поможет, но не я!».

Но разве это истинная жизнь, в которой люди радуются, волнуются, глубоко переживают за кого-то, помогают и поддерживают друг друга?

Как живется равнодушным? И почему люди становятся такими? Почему говорят, что «равнодушные идут мимо жизни»? Что может помешать равнодушию?

Может быть, лучше испытывать какое-либо чувство, пусть даже отрицательное, чем оставаться равнодушным и безразличным?

Почему считается, что пережить труднее всего равнодушие?

3-й этап. Работа с «фотословарем»

Вопросы для детей:

1. Кто изображен на фотографии? Что делает девочка?

2. Тебе хотелось бы с ней подружиться? Почему?

3. Ее можно назвать равнодушной?

4. А ты сам (сама) равнодушный человек?

5. Как ты думаешь – быть равнодушным – это хорошо или плохо?

4-й этап. Работа со сборником сказочных историй

«Как карапушки учились понимать друг друга»

Приключения карапушек на снежной горке

В один из морозных зимних дней карапушки отправились кататься со снежной горки. Им очень нравилось это развлечение, потому что карапушки в зимней теплой одежде немного похожи на шарики, а все шарики могут легко катиться с горки. Ох, какое веселье царит на снежной горке! Кто-то катится кубарем, как снежный ком. Кто-то скатывается с горки, как ракета, поднимая за собой целый вихрь снежинок. Кто-то катается в компании с другом, кто-то в одиночестве. Но это и неважно, потому что всем очень весело! Не смолкает заразительный смех! Как здорово, что пришла снежная зима!

И вот в самый разгар веселья среди катающихся малышей появляется новичок. У него тоже радостно блестят глазки, и он тоже хочет вместе со всеми поучаствовать в таком веселом катании! Карапушки рады новому знакомому и с интересом рассматривают его. Надо же, а новичок не такой как все! Он совсем не похож на шарик! Он, скорее, напоминает маленькую пирамидку с острой верхушкой. Его так и зовут – Пирамидка. У новичка открытая улыбка и добрые глаза.

«Присоединяйся к нам! Катайся как мы!» – кричит новичку Звездочка и быстро скатывается с горки. Пирамидка с радостью принимает приглашение своих новых друзей и уже представляет, как он, уже через несколько мгновений, окажется у подножия горки – в мягком сугробе.

«Раз, два, три… вперед!!!» – дружно кричат карапушки. Но Пирамидка остается на месте. Он не понимает, что происходит и пытается оттолкнуться от горки руками. Но, не тут-то было! Новичок словно примерз к горке! Карапушки тоже пытаются помочь Пирамидке скатиться вниз, подталкивая новичка в спину. Но, увы, ничего не меняется. Среди друзей возникло замешательство. Что же делать? Пришлось Пирамидке подняться и уступить место другим малышам. Он, грустно вздыхая, отошел в сторону. Ему хотелось стать совсем невидимым, чтобы никто не смотрел в его сторону с сожалением. Пирамидка не знал, как поступить. Почему же ему никак не удается скатиться с горки так, как это делают другие?

А карапушки снова продолжали веселое катание. Через некоторое время, казалось, уже никто и не вспоминал о случившемся, кроме Пирамидки. Он уже собрался уходить, как вдруг кто-то окликнул его.

«Пирамидка! Смотри, что у меня есть!» – радостно кричал с горки Ветерок. Он держал в руках… санки!

«Иди сюда! Теперь ты тоже сможешь кататься вместе с нами!» – Пирамидка не верил своим глазам. Как хорошо, что кто-то позаботился о нем!

«Вот это – настоящий друг!» – думал новичок, торопливо поднимаясь на горку. Все расступились, а Пирамидка с опаской посмотрел на санки. Не разочарует ли он снова своих новых знакомых? Но тут Ветерок подбежал к нему и потянул за руку. «Давай вдвоем поедем на санках!» – предложил он.

И вот уже Ветерок и Пирамидка вместе мчатся с горки. Другие карапушки машут им вслед. Пирамидка счастлив! Теперь он может скатываться с горы так же быстро, как это делают карапушки! И еще он очень благодарен своему новому другу Ветерку.

«Как замечательно ты все придумал! Спасибо, что ты позаботился обо мне!» – поблагодарил Пирамидка Ветерка. А тот ответил: «Это совсем не трудно, когда ты внимателен к другим!».

5-й этап. Организация мини-проекта

Интересный вопрос:

Почему у Пирамидки не получалось съезжать с горки?

Для самых внимательных и любознательных:

Что придумал карапушка Ветерок?

Задание для фантазеров:

Как вы думаете, почему другие карапушки не смогли помочь Пирамидке?

Тем, кому нравится аппликация:

Карапушки Ветерок и Пирамидка подружились. Они часто ходят на горку и вместе катаются на санках. А еще они очень любят лепить из снега крепость. Потом они раскрашивают ее цветными краскам, и получается волшебный замок.

У вас есть возможность с помощью цветной бумаги, ножниц и клея сделать объемный макет такого же волшебного замка. Проявите фантазию!

6-й этап. Проведение мега-проекта

День здоровья на тему «Снежные забавы» (из цикла «Истории карапушек: жить в мире с собой и другими?»).

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет предложен цикл статей, посвященных различным вопросам, касающимся методических, дидактических, психологических и практических аспектов работы по педагогической технологии «Истории карапушек: жить в мире с собой и другими?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые жанры (Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Педагогическая технология "Истории Карапушек: как жить в мире с собой и другими?"

Одним из самых интересных моментов при работе с педагогической технологией можно назвать ознакомление со сборником сказочных историй и выполнении творческих заданий к ним. При кажущейся легкости этот ...

Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

В статье рассказывается о значении патриотического воспитания дошкольников посредством  художественной литературы....

Консультация для педагогов «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»

Патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных....