Исследовательский проект на тему: «Вода».
проект (подготовительная группа)

Волкова Нелли Николаевна

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследований. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: белая. На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наооборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Я решила  с помощью проекта разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница вода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_voda_podgotovitelnaya_gruppa_volkova_n.n.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1 города  Шатуры Городского округа Шатура»

(дошкольное отделение)

Исследовательский проект

на тему: «Вода»

в подготовительной группе.

Подготовила:

                                                        воспитатель высшей квалификационной категории

Волкова Нелли Николаевна

2021 г

Тема: «Вода».

Срок реализации: краткосрочный.

Вид проекта: Групповой, исследовательски-творческий, направлен на изучение воды.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитатели, родители

Актуальность:Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница-вода.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, и всего живого.

Цель:  Формировать  у детей осознанное, бережное  отношения к воде.  Закреплять  у детей знания о значении воды как важного природного ресурса.  Расширять  и углублять  представление  детей об окружающем мире, формировать интерес  к исследовательской деятельности.  Развивать  познавательную  активность  детей,   любознательность  в процессе  активной познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная:

  • Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе.
  • Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, текучая,  имеет газообразную форму – пар, твердую лед, жидкую форму), о ее разных состояниях.
  • Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.

Развивающая:

  • Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические  чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
  • Развивать умение работать в группе.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

Формы реализации проекта:

  • Занятие,
  • Беседы с детьми о воде,
  • Чтение художественной литературы,
  • Рассматривание иллюстраций,
  • Продуктивная деятельность,
  • Подвижные игры,
  • Дидактические игры,
  • Опыты,
  • Работа с родителями,

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие,
  • Социально-коммуникативное развитие,
  • Речевое развитие,
  • Познавательно –исследовательская,
  • Художественно-эстетическое развитие,
  • Физическое развитие.

Предполагаемый результат:

  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной  деятельности.
  1. Подготовительный этап:
  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Подбор художественной литературы по теме.
  3. Создание условий для исследования, подготовка  материала к экспериментированию.
  4. Подготовка оборудования для опытов с водой.
  5. Подбор сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр.
  6. Подготовить информацию для родителей по теме проекта.
  1. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

  1. Занятие.
  2. Беседы, рассказы.
  3. Чтение художественной литературы
  4. Экспериментирование с водой
  5. Продуктивная деятельность.
  6. Игры.

Участие родителей в проекте:

  • Изготовление плакатов на тему: «Где живет вода?», «Береги воду».
  • Выполнение домашних заданий для детей и родителей –  сделать книжки-малышки по теме вода.
  1. Заключительный этап:
  • Выставка детских работ.
  • Представить результаты совместного творчества детей и родителей «Книжки-малышки».
  • Организация ООД «Волшебница вода».
  1. Основной содержательный этап:
  1. Познавательная беседа: «Вода»

Цель: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

1 день:

а)  ФЦКМ«Вода и ее обитатели»

Цель:  дать  знание о значении воды в жизни человека, растений и животных, о ее состояниях.уточнить знания  о водных обитателях. Дать знания о правилах безопасного поведения на воде. Уточнить знания о водных видах спорта и пользе  водных процедур для здоровья.

б) Игра: «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Игра: «Буря в стакане»

Цель: создать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную  трубку.

в) П\и:«Лягушки и цапля»

Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.

г) Чтение:«Экологическая сказка про воду».

Цель: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом;

развивать артикуляционный аппарат, звукопроизношение;

развивать познавательный интерес у детей;

познакомить детей со свойствами воды: вода не имеет запаха, не имеет собственной формы, в воде одни предметы растворяются, а другие нет;

закрепить знания детей об известных свойствах воды: прозрачная, разной температуры, не имеет запаха и цвета, испаряется;

познакомить детей с круговоротом воды в природе;

воспитывать бережное отношение  к воде.

д) Продуктивная деятельность:  «Барельеф рыбки»

Цель: учить  детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полу объёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.

2 день:

а). Развитие речи на тему:«Путешествие капельки воды».

Цель: закрепить представление о разных состояниях воды. Учить придумывать рассказ на основе имеющихся знаний о состоянии воды. Упражнять в словообразовании.  Учить делить слова на слоги.

б). Игра: «Цветная вода».

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.

в). П/и:«Море волнуется».

Цель:развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.

г) Продуктивная деятельность:«Я рисую море».

Цель: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования  с разными  художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции, создать условия для творческого применения освоенных умений, учить  детей договариваться и планировать  коллективную работу.

д) Игра:«Наливаем воду в разные сосуды».

Цель: закрепить знание о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.

е) Чтение сказки: «Мойдадыр»

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Мойдодыр»; Формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать, слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения; воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями, культуру гигиены; развивать диалогическую речь детей, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

ж) Наглядная информация для родителей на тему:«Вода – средство закаливания дошкольников»

Цель:  познакомить  родителей с правильной процедурой закаливания детей дошкольного возраста. Необходимо объяснить детям, что  нужно делать при закаливании.

3 день:

а). Беседа о воде:«Свойство воды».

Цель: закреплять представление  о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы. Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.

б) Д/и:«Смешиваем краски».

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.

в) ФЭМП: учить считать в пределах 7; продолжать развивать умение сравнивать  до 6  предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами. Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами.

г) П\и:«Ручеек».

Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.

д) Чтение русской народной сказки:«Сказка про серую тучку»

Цель: учить детей быть вежливыми, считаться с мнением и желаниями других людей; развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление...

е) С\р игра:«Лаборатория»

Цель: : Познакомить детей с новой профессией – лаборант, дать представление о том, чем занимаются люди этой профессии, где они работают.

ж) Наглядная информация для родителей на тему:«Берегите воду»

Цель: выяснить, почему к воде необходимо бережное отношение.

4 день:

а). Беседа с детьми на тему: «Вода в жизни растений»

Цель: закрепить знание детей о значении воды в жизни растений.

б) Игра: «Переливание воды»

Цель: получение терапевтического  эффекта, эмоциональная  разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

в) Чтение рассказа:«Самое страшное».

Цель:  продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи; развивать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.

г). Продуктивная деятельность: «Наш аквариум».

Цель: вызывать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, изобразить рыбок, рисовать плавным движением кисти овальную форму, добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов.

д) П\и:«Караси и щука»

Цель: Упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.

е) Предложить родителям вместе с детьми - подобрать загадки о воде, сделать «Книжки-малышки» и вместе оформить книжки на заданную тему.

Цель: закрепить знание детей о воде.

5 день:

а). Беседа с детьми на тему:«Вода в жизни людей».

Цель: расширить знание детей о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.

б) Игра:«Море».

Цель: получение терапевтического  эффекта, эмоциональная  разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

в) Ознакомление с природой:«Водные ресурсы земли»

Цель: расширить представление детей о разнообразии водных ресурсов, о том как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды  в жизни человека, животных и растений.

г) П\и:«Хоровод капелек».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности.

д) Чтение сказки:«Купание медвежат».

Цель: развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа; передавать точно, последовательно, выразительно. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам, соответствующим определенной ситуации. Уточнить и закрепить у детей правильное произношение звуков з и ж, учить различать их в словах; учить произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе, умеренно, медленно.

е) Театрализованная деятельность:«Веселые капельки».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности.

ж) С\р игра: «Поможем куклам вымыть посуду»

Цель: Учить детей правильно выполнять отдельные действия и на основе их усвоения формировать элементарную деятельность. Учить в процессе труда сохранять порядок на рабочем месте. Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде. Закреплять обобщающее слово «посуда», знания о назначении отдельных предметов (чашка, блюдце, сахарница, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник).

  1. Этап – заключительный:
  • ООД «Волшебница вода»;
  • Выставка детских работ - Представить результаты совместного творчества детей и родителей «Книжки-малышки».

Ожидаемый результат:

Педагоги  удовлетворены проведённой работы и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

  • Свойства воды;
  • Особенности воды  зимой.

Дети имеют представления о воде.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию

творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами,

участвовать в жизни группы.

Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, бесед, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.

Список используемой литературы:

1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска», Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Проектная деятельность в средней группе №4. Тема: Вода, вода,кругом вода...

Паспорт проекта. Название проекта: «Вода, вода,кругом вода...». Вид проекта: краткосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продол...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) Тема: «Вода»

Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью ознакомления со свойствами воды через экспериментальную деятельность....

Познавательно- исследовательская деятельность. Тема : « Вода»

Вода – самое удивительное вещество, она везде и всюду.Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого челове...

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа

Конспект НОД  «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...