Исследовательский проект на тему: «Вода».
проект (подготовительная группа)
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследований. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: белая. На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наооборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Я решила с помощью проекта разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница вода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Шатуры Городского округа Шатура»
(дошкольное отделение)
Исследовательский проект
на тему: «Вода»
в подготовительной группе.
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Волкова Нелли Николаевна
2021 г
Тема: «Вода».
Срок реализации: краткосрочный.
Вид проекта: Групповой, исследовательски-творческий, направлен на изучение воды.
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитатели, родители
Актуальность:Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Дети часто на вопрос какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят что это дым. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими обладает свойствами волшебница-вода.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, и всего живого.
Цель: Формировать у детей осознанное, бережное отношения к воде. Закреплять у детей знания о значении воды как важного природного ресурса. Расширять и углублять представление детей об окружающем мире, формировать интерес к исследовательской деятельности. Развивать познавательную активность детей, любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе.
- Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, текучая, имеет газообразную форму – пар, твердую лед, жидкую форму), о ее разных состояниях.
- Формировать представление о значении воды в жизни всего живого на Земле.
Развивающая:
- Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
- Развивать умение работать в группе.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.
Формы реализации проекта:
- Занятие,
- Беседы с детьми о воде,
- Чтение художественной литературы,
- Рассматривание иллюстраций,
- Продуктивная деятельность,
- Подвижные игры,
- Дидактические игры,
- Опыты,
- Работа с родителями,
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие,
- Социально-коммуникативное развитие,
- Речевое развитие,
- Познавательно –исследовательская,
- Художественно-эстетическое развитие,
- Физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
- Умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Подготовительный этап:
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Создание условий для исследования, подготовка материала к экспериментированию.
- Подготовка оборудования для опытов с водой.
- Подбор сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр.
- Подготовить информацию для родителей по теме проекта.
- Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Занятие.
- Беседы, рассказы.
- Чтение художественной литературы
- Экспериментирование с водой
- Продуктивная деятельность.
- Игры.
Участие родителей в проекте:
- Изготовление плакатов на тему: «Где живет вода?», «Береги воду».
- Выполнение домашних заданий для детей и родителей – сделать книжки-малышки по теме вода.
- Заключительный этап:
- Выставка детских работ.
- Представить результаты совместного творчества детей и родителей «Книжки-малышки».
- Организация ООД «Волшебница вода».
- Основной содержательный этап:
- Познавательная беседа: «Вода»
Цель: формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
1 день:
а) ФЦКМ«Вода и ее обитатели»
Цель: дать знание о значении воды в жизни человека, растений и животных, о ее состояниях.уточнить знания о водных обитателях. Дать знания о правилах безопасного поведения на воде. Уточнить знания о водных видах спорта и пользе водных процедур для здоровья.
б) Игра: «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Игра: «Буря в стакане»
Цель: создать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубку.
в) П\и:«Лягушки и цапля»
Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
г) Чтение:«Экологическая сказка про воду».
Цель: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом;
развивать артикуляционный аппарат, звукопроизношение;
развивать познавательный интерес у детей;
познакомить детей со свойствами воды: вода не имеет запаха, не имеет собственной формы, в воде одни предметы растворяются, а другие нет;
закрепить знания детей об известных свойствах воды: прозрачная, разной температуры, не имеет запаха и цвета, испаряется;
познакомить детей с круговоротом воды в природе;
воспитывать бережное отношение к воде.
д) Продуктивная деятельность: «Барельеф рыбки»
Цель: учить детей сравнивать разные способы изображения, разными материалами передавать полу объёмное изображение, использовать стеку для отделки формы.
2 день:
а). Развитие речи на тему:«Путешествие капельки воды».
Цель: закрепить представление о разных состояниях воды. Учить придумывать рассказ на основе имеющихся знаний о состоянии воды. Упражнять в словообразовании. Учить делить слова на слоги.
б). Игра: «Цветная вода».
Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.
в). П/и:«Море волнуется».
Цель:развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.
г) Продуктивная деятельность:«Я рисую море».
Цель: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции, создать условия для творческого применения освоенных умений, учить детей договариваться и планировать коллективную работу.
д) Игра:«Наливаем воду в разные сосуды».
Цель: закрепить знание о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
е) Чтение сказки: «Мойдадыр»
Цель: Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Мойдодыр»; Формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать, слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения; воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями, культуру гигиены; развивать диалогическую речь детей, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
ж) Наглядная информация для родителей на тему:«Вода – средство закаливания дошкольников»
Цель: познакомить родителей с правильной процедурой закаливания детей дошкольного возраста. Необходимо объяснить детям, что нужно делать при закаливании.
3 день:
а). Беседа о воде:«Свойство воды».
Цель: закреплять представление о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы. Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
б) Д/и:«Смешиваем краски».
Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.
в) ФЭМП: учить считать в пределах 7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами. Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами.
г) П\и:«Ручеек».
Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
д) Чтение русской народной сказки:«Сказка про серую тучку»
Цель: учить детей быть вежливыми, считаться с мнением и желаниями других людей; развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление...
е) С\р игра:«Лаборатория»
Цель: : Познакомить детей с новой профессией – лаборант, дать представление о том, чем занимаются люди этой профессии, где они работают.
ж) Наглядная информация для родителей на тему:«Берегите воду»
Цель: выяснить, почему к воде необходимо бережное отношение.
4 день:
а). Беседа с детьми на тему: «Вода в жизни растений»
Цель: закрепить знание детей о значении воды в жизни растений.
б) Игра: «Переливание воды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
в) Чтение рассказа:«Самое страшное».
Цель: продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи; развивать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.
г). Продуктивная деятельность: «Наш аквариум».
Цель: вызывать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, изобразить рыбок, рисовать плавным движением кисти овальную форму, добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов.
д) П\и:«Караси и щука»
Цель: Упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.
е) Предложить родителям вместе с детьми - подобрать загадки о воде, сделать «Книжки-малышки» и вместе оформить книжки на заданную тему.
Цель: закрепить знание детей о воде.
5 день:
а). Беседа с детьми на тему:«Вода в жизни людей».
Цель: расширить знание детей о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.
б) Игра:«Море».
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
в) Ознакомление с природой:«Водные ресурсы земли»
Цель: расширить представление детей о разнообразии водных ресурсов, о том как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
г) П\и:«Хоровод капелек».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности.
д) Чтение сказки:«Купание медвежат».
Цель: развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа; передавать точно, последовательно, выразительно. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам, соответствующим определенной ситуации. Уточнить и закрепить у детей правильное произношение звуков з и ж, учить различать их в словах; учить произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе, умеренно, медленно.
е) Театрализованная деятельность:«Веселые капельки».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности.
ж) С\р игра: «Поможем куклам вымыть посуду»
Цель: Учить детей правильно выполнять отдельные действия и на основе их усвоения формировать элементарную деятельность. Учить в процессе труда сохранять порядок на рабочем месте. Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде. Закреплять обобщающее слово «посуда», знания о назначении отдельных предметов (чашка, блюдце, сахарница, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник).
- Этап – заключительный:
- ООД «Волшебница вода»;
- Выставка детских работ - Представить результаты совместного творчества детей и родителей «Книжки-малышки».
Ожидаемый результат:
Педагоги удовлетворены проведённой работы и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- Свойства воды;
- Особенности воды зимой.
Дети имеют представления о воде.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию
творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами,
участвовать в жизни группы.
Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, бесед, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Список используемой литературы:
1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска», Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172421-1357299799.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/28/picture-225840-1401303628.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/20/picture-618101-1466454968.jpg)
Проектная деятельность в средней группе №4. Тема: Вода, вода,кругом вода...
Паспорт проекта. Название проекта: «Вода, вода,кругом вода...». Вид проекта: краткосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продол...
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) Тема: «Вода»
Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью ознакомления со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-343013-1385552990.jpg)
Познавательно- исследовательская деятельность. Тема : « Вода»
Вода – самое удивительное вещество, она везде и всюду.Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого челове...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-1160615-1570033194.jpg)
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» 2 младшая группа
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность». Тема: «Водичка, водичка…» вторая младшая группа...