Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников
материал

Соболев Сергей Михайлович

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на два года. Реализуется с детьми старших и подготовительных групп, 2 раза в неделю.

Ведущая идея программы – вызвать устойчивый интерес детей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребёнка. Программа построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные      двигательные      действия,      создают      целостную      систему обучения,   доступную   для   детей   и   взрослых.   Игра   является   и    формой организации,     и     методом     проведения     физкультурного      занятия.      Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные   задачи   решаются   путём   соответствующего   подбора    игр    и игровых упражнений, рационального   распределения   и   чередования   объёма физических нагрузок.

Актуальность: Оздоровление подрастающего поколения — одна из приоритетных задач современного образования.

Обратив внимание на эту проблему в нашем МБДОУ бело решено проводить занятия по физической культуре, направленные на освоение детьми основных видов движений в ходе ведущей деятельности-игровой.

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет

 

ребенку удовлетворять многие потребности —- потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.

Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.

Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Известно, что выполнение специальных физических упражнений требует от ребенка сосредоточенности, усердия при выполнении достаточно трудных упражнений, а при многократном повторении это приводит к снижению эмоциональности занятий и снижает активность ребенка.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции.

Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей посредством игровой деятельности является актуальным направлением в деятельности ДОУ.

Проблема: Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно- двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь. Также недостаточное количество времени уделяется взрослыми в организации подвижных игр для детей.

Цель: создание условий для физического развития, обогащения двигательного опыта, развития физических качеств через освоение детьми подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи:

  1. сформировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  2. обогатить двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
  3. содействовать развитию двигательных способностей;
  4. воспитать положительные морально-волевые качества;
  5. сформировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Ожидаемый результат.

В результате регулярного посещения занятий:

  1. у детей будет сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта
  2. дети будут иметь представления о спортивных играх: баскетбол, футбол, бадминтон
  3. будут     сформированы     элементарные     технико-тактические     действия                     с атрибутами данных игр
  4. развита и обогащена двигательная активность детей

 

  1. дети становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно предлагают                    свой              опыт                      малышам,             включают                     в          игры взрослых
  2. будут сформированы самостоятельность и самоконтроль
  3. будут развиты положительные морально – волевые качества
  4. будут сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Л.Н ВОЛОШИНА, Е.В. ГАВРИШОВА, Н.М. ЕЛЕЦКАЯ,

Т.В. КУРИЛОВА

Разработал: Инструктор по физической культуре   Соболев Сергей Михайлович

г.Пушкино

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на два года. Реализуется с детьми старших и подготовительных групп, 2 раза в неделю.

Ведущая идея программы – вызвать устойчивый интерес детей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребёнка. Программа построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные      двигательные      действия,      создают      целостную      систему обучения,   доступную   для   детей   и   взрослых.   Игра   является   и    формой организации,     и     методом     проведения     физкультурного      занятия.      Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные   задачи   решаются   путём   соответствующего   подбора    игр    и игровых упражнений, рационального   распределения   и   чередования   объёма физических нагрузок.

Актуальность: Оздоровление подрастающего поколения — одна из приоритетных задач современного образования.

Обратив внимание на эту проблему в нашем МБДОУ бело решено проводить занятия по физической культуре, направленные на освоение детьми основных видов движений в ходе ведущей деятельности-игровой.

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет

ребенку удовлетворять многие потребности —- потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.

Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.

Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Известно, что выполнение специальных физических упражнений требует от ребенка сосредоточенности, усердия при выполнении достаточно трудных упражнений, а при многократном повторении это приводит к снижению эмоциональности занятий и снижает активность ребенка.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции.

Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей посредством игровой деятельности является актуальным направлением в деятельности ДОУ.

Проблема: Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно- двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь. Также недостаточное количество времени уделяется взрослыми в организации подвижных игр для детей.

Цель: создание условий для физического развития, обогащения двигательного опыта, развития физических качеств через освоение детьми подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи:

  1. сформировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  2. обогатить двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
  3. содействовать развитию двигательных способностей;
  4. воспитать положительные морально-волевые качества;
  5. сформировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Ожидаемый результат.

В результате регулярного посещения занятий:

  1. у детей будет сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта
  2. дети будут иметь представления о спортивных играх: баскетбол, футбол, бадминтон
  3. будут        сформированы        элементарные        технико-тактические        действия        с атрибутами данных игр
  4. развита и обогащена двигательная активность детей
  5. дети становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно предлагают        свой        опыт        малышам,        включают        в        игры взрослых
  6. будут сформированы самостоятельность и самоконтроль
  7. будут развиты положительные морально – волевые качества
  8. будут сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Перспективное планирование Старшая группа

Месяц

Тема

Содержание занятия

Сентябрь

"Если хочешь быть здоров"

Максимальное насыщение прогулки подвижными и спортивными играми, соответствующими сезону и возрастным возможностям детей. Привлечение родителей

к совместным играм с детьми .

Октябрь

"Мы-

футболисты"

Познакомить дошкольников с игрой в футбол, историей ее возникновения.

Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: ведение, удар, передача мяча, обводка; разучить индивидуальную тактику.

Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость

Ноябрь

"Мы

баскетболисты"

Разучить правила игры в баскетбол; познакомить с действиями защитников, нападающих, площадкой; совершенствовать технику ведения, передачи, бросков мяча; развивать точность, координацию движений, быстроту реакции, глазомер; воспитывать целеустремленность,        выдержку,        уверенность,

решительность; формировать стремление к достижению положительных результатов.

Декабрь

"Хоккей"

Познакомить детей с увлекательной игрой в хоккей, необходимым для неё инвентарем, достижениями русских хоккеистов. Вызвать интерес и желание научиться играть в хоккей.

Учить подбирать клюшку и держать её правильно; вести шайбу разными способами: стоя на месте, по кругу, вправо и влево, не отрывая её от клюшки, вокруг предмета и между ними (кегли, кубики и т.д.).

Бросать шайбу в ворота с места – расстояние 2-3 м., увеличивать силу броска и расстояние. Ударять по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны. Забивать шайбу в ворота после ведения. Развивать точность, глазомер, быстроту, выносливость, координацию движений.

Обучать правилам безопасной игры, действиям вдвоем,        втроем.        Воспитывать        выдержку, взаимопонимание.

Январь

"Бадминтон-

интересная игра"

Познакомить        со        свойствами        волана,        ракеткой,

историей возникновения игры в бадминтон.

Разучить игры с воланом, способы действия с ракеткой; учить отражать волан, брошенный воспитателем, играть вдвоем со взрослым.

Развивать ловкость, координацию движений, глазомер

Март

" Городки»"

Формировать интерес к русской народной игре, познакомить с историей ее возникновения, с фигурами для игр; развивать умение строить фигуры.

Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель; показать важность правильной техники в достижении конечного результата.

Развивать силу, координацию и точность движений, глазомер

Апрель

"Тенисс-это интересно"

Познакомить с инвентарем для игры в настольный теннис, свойствами целлулоидного мяча; воспитывать бережное отношение к нему.

Формировать «чувство мяча», умение держать ракетку и действовать ей, выполнять простейшие упражнения с ракеткой и мячом.

Развивать ловкость, глазомер, согласованность, быстроту движений.

Учить действовать в парах

Май

"Олимпийские игры"

Создать комфортную эмоционально – психологическую атмосферу, чувство радости, удовольствие от занятий физкультурой.- Формировать потребности детей в активном образе жизни, формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Закреплять знания детей о видах спорта, разнообразий спортивных упражнений. Закреплять навыки ходьбы и бега, упражнять и сохранять равновесие, развивать ловкостью упражнении с мячом. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение уступать, пропускать вперед, не толкаться,        формировать        положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в

команде, помогать друг другу

Подготовительная группа

Месяц:

Тема:

Содержание:

Сентябрь

"Если хочешь быть здоров»

Максимальное        насыщение        прогулки подвижными        и        спортивными                играми, соответствующими сезону и возрастным

возможностям детей. Привлечение родителей к совместным играм с детьми .

Октябрь

"Мы-

футболисты»

Познакомить с правилами игры, игровым полем, разметкой.

Закрепить способы действий с мячом в футболе, учить их взаимодействовать с другими игроками, ориентируясь в игровом пространстве;

совершенствовать моторику.

Формировать потребность и желание играть в футбол самостоятельно; развивать двигательную активность.

Ноябрь

"Мы

баскетболисты»

Разучить правила игры, познакомить с площадкой, действиями защитников, нападающих.

Помочь детям в овладении основами игры, совершенствовать технику ведения, передачи, бросков мяча; формировать стремление достигать положительных        результатов;        воспитывать целеустремленность, выдержку, уверенность, решительность в действиях.

Развивать точность, координацию движений, быстроту реакции, силу, глазомер.

Декабрь

"Хоккей"

Разучить с детьми правила игры в хоккей, развивать умение действовать правильно, учить играть командами.

Учить вести шайбу клюшкой толчками; бросать шайбу после ведения, увеличивать скорость движения и расстояние до цели. Ударять по медленно скользящей шайбе справа и слева, развивать скоростно-силовые качества, глазомер.

Побуждать детей к самостоятельной организации игры.

Январь

"Бадминтон- интересная игра"

Разучить правила игры в бадминтон.

Закрепить действия с воланом и ракеткой: учить играть через сетку, свободно передвигаясь по площадке, используя разнообразные удары ракеткой (справа, слева, сверху, снизу) в зависимости от игровой ситуации; разучить способы подачи волана.

Развивать смекалку, сообразительность, согласованность движений.

Воспитывать увлеченность игрой, желание играть самостоятельно, уверенность в своих силах

Март

"Городки»"

Закрепить знания о фигурах, площадке для игры

в городки, познакомить с новыми фигурами; раскрыть значение этой игры для укрепления здоровья, улучшения физических качеств; вызвать интерес к игре как форме активного отдыха.

Учить детей играть по правилам, действовать в командах; ориентировать их на достижение конечного результата — выбить городки из «города».

Формировать        самостоятельность дошкольников в

двигательной        деятельности,        умение сосредоточиться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Апрель

"Теннис-это

интересно"

Дать        понятие   о   настольном   теннисе   как   о

спортивной        игре,        олимпийском        виде        спорта;

познакомить с ее правилами.

Формировать простейшие технические приемы (стойка теннисиста, подача, прием мяча) игры за столом, координацию движений.

Воспитывать выдержку, настойчивость, умение поддерживать   партнерские        отношения, согласованность действий при игре в парах, учить ориентироваться в игровой обстановке.

Май

"Олимпийские игры"

Создать комфортную эмоционально – психологическую атмосферу, чувство радости, удовольствие от занятий физкультурой.- Формировать потребности детей в активном образе жизни, формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Закреплять знания детей о видах спорта, разнообразий спортивных упражнений. Закреплять навыки ходьбы и бега, упражнять и сохранять равновесие, развивать ловкостью упражнении с мячом. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение уступать, пропускать вперед, не толкаться, формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, помогать друг

другу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий в системе физического воспитания дошкольников»

Приоритетным средством и методом обучения и развития дошкольника остается игра....

Статья на тему: "Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников"

Игрвые технологии -  обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Отчет по самообразованию на тему «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Знакомство с новыми технологиями, методиками, играми в работе с детьми. Повышение профессионального уровня...

Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения дошкольника в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, ак...

Самообразование на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Самообразование на тему: «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»...

Отчет по самообразованию : «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Отчет по самообразованию :«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

САМООБРАЗОВАНИЕ :«Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»

Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника Актуальность данной проблемы: Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно ...