«Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ»
методическая разработка
Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Ребенок именно в семье получает самый первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в разныхситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим наших детей, подкреплялось конкретными примерами, чтобы они видели, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_publikatsiyu.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ»
М.Г.Петрова, Е.Н.Максимова, И.А.Рыжова
МБДОУ «Детский сад №172» г.Чебоксары
Жизнь любого человека начинается с семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Ребенок именно в семье получает самый первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в разных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим наших детей, подкреплялось конкретными примерами, чтобы они видели, что у взрослых теория не расходится с практикой.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
В условиях динамического темпа жизни нашего общества, когда многие традиции утрачены, российского семейного воспитания, высок уровень, что многие семьи не сохраняются и дети не ощущают ценности семейных отношений.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является неотъемлемой ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества, в воспитании будущего поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок всегда принимает мир глазами родителей. Они для него самый главный пример. В каждой семье есть свои традиции: занятие спортом, отдых летом, прогулки на свежем воздухе всех членов семьи, совместные выходные и многое другое.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения оставляют отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у детей дошкольного возраста семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и пословиц, обеспечить передачу будущему поколению всего положительного, что накапливается семьей и народом. У дошкольников необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для детей дошкольного возраста актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача воспитателей в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Список литературы
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г.
4. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007 . – 265с.
5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - ISSN 2304-120X.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...
Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступаю...
« Организация совместной работы родителей и педагогов по формированию семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность».
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и ...
статья "Формирование семейных ценностей у дошкольников"
В статье написано о том. как методически правильно сформировать у дошкольника семейные ценности...
Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений....
Формирование семейных ценностей у дошкольников,обогащение социального опыта через игровую и совместную деятельность с семьями воспитанников.
Социализация ребёнка-дошкольника и усвоение им ценностей общества,в котором ему предстоит жить,через игровую деятельность и приобщение к семейным ценностям....
«Формирование семейных ценностей у воспитанников, как условие создания психологически здоровой семьи» март 2024
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вме...