«Формирование семейных ценностей у воспитанников, как условие создания психологически здоровой семьи» март 2024
статья по коррекционной педагогике
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Принято выделять две основные классификации семейных ценностей – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 502.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУСОН РО «СРЦ для несовершеннолетних Константиновского района»
Тема содоклада:
«Формирование семейных ценностей у воспитанников, как условие создания психологически здоровой семьи»
Воспитатель:
Нетребскова С.В.
март 2024 г.
Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие «семейные ценности», наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это являются фундаментом, на котором строится ячейка общества, залогом ее прочности и долговечности.
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Принято выделять две основные классификации семейных ценностей – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.
Традиционные ценности: что к ним относится
- Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
- Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
- Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
- Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.
Ценности современной ячейки общества
В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.
Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.
- Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
- Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
- Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.
Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.
Примеров семейных ценностей можно привести много, но мы остановимся только на основных.
Любовь
Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.
Доверие
Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.
Доброта
Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.
Верность
Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.
Взаимопонимание
Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.
Уважение
Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.
Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста.
Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости.
«Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего».
Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Одним из важных показателей деятельности учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность . Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного и даже высокообразованного специалиста, а формирование человека цивилизованного, культурного, гуманного, нравственного. Впервые за последние 30 лет перед образованием поставлена задача формирования системы ценностей. В настоящее время в условиях переоценки традиционных ценностей, и это внушает тревогу за состояние нравственности нашей молодежи, в том числе и детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это период позитивных преобразований в становлении личности ребёнка.
Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, в этом не приходится сомневаться. Являясь ведущим фактором развития личности ребёнка, семья воспитывает гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества, оказывает существенное влияние на выбор профессии.
В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Семья дает маленькому человечку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к ценностям. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семьи складываются представления ребенка о вежливости, внимательности, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Эффективными для формирования семейных ценностей используются следующие формы работы с обучающимися:
- тематические классные часы;
- часы размышлений, игры-упражнения;
- дискуссии;
- читательские конференции;
- циклы индивидуальных бесед;
- занятия в клубах, кружках (постановка притч);
- тренинговые упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- совместные семейные праздники;
- встречи с интересными людьми;
- совместные спортивные мероприятия;
- совместный просмотр и обсуждение театральных и кинопремьер;
- праздничные концерты;
- акция ко Дню пожилых
- подарки своими руками.
Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению понятий и представлений о семейных ценностях, развитию умения видеть ценность в предметах.
Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО.
Использование традиций татарского народа как основу формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС ДО. Из опыта работы....
Консультация для родителей и воспитателей "Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие создания психологического здоровья"
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствова...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений....
Доклад «Традиции русского народа - основа формирования семейных ценностей у воспитанников ДОО в условиях ФГОС"
Традиции народа –это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта....
Семинар «Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ».
Активизировать педагогов в вопросах взаимодействия с семьей....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с родителями по формированию семейных ценностей у воспитанников ДОУ»
Цель: Активизировать педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.Задачи:• Формировать умения педагогов дифференцированно подходить к организации работы с родителями;• Находить оптимальные п...