Конспект викторины "Задание шахматного короля"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Ермакова
Конспект викторины «Задание шахматного короля» Воспитатель Ермакова И.В. Цель: закрепить ориентацию на шахматной доске, знание шахматных фигур. Задачи: 1. Воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах, стойкий характер; 2. Закрепить теоретические знания по шахматной игре; 3. Развивать логическое мышление, память и внимание; 4. Пополнять словарь новых слов. 5. Способствовать формированию партнерских отношений между детьми. Предварительная работа: Чтение книг об истории шахмат, сказки про шахматы, играть с детьми в различные шахматные игры, загадывание загадок. Ход викторины. Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие — викторину. А куда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Здесь войско выстроилось в ряд: Слоны и кони, и ладьи, И пешки чинно все стоят! Скорей игру мне назови! (шахматы) Верно — ответ шахматы! И мы отправляемся в путешествие в шахматное королевство! Прежде чем отправиться путь, каждая команда придумает себе название и выберет командира. (Командиры представляют свои команды). Воспитатель: Перед дальней дорогой, полной приключений и опасностей надо составить маршрут. Для этого я предлагаю поиграть в игру «Согласен ли ты…», я буду называть утверждения, а вы будете закрашивать квадраты по порядку в черный цвет если ответ "да" и в белый если — "нет". (Дети берут карандаши и полоски бумаги, разделенные на 8 квадратов). Вы согласны: -Что шахматное поле квадратное? (да) -Что шахматное поле больше доски? (нет) -Что во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да) -Что на шахматной доске белых полей больше? (нет) -Что в диагонали все поля одинакового цвета? (да) -Что черные поля больше белых? (нет) -Что белые фигур стоят на первой горизонтали? (да) -Что пешка самая сильная фигура? (нет) Воспитатель: Посмотрите что у нас получилось? Дети: шахматная горизонталь! Воспитатель: Молодцы! Маршрут построен и пришло время отправиться в путь. Во время нашего путешествия в будете выполнять задания шахматного Короля, а команда, которая наберет больше баллов выполнит его финальное задание. Чтобы начать путь поиграем в вопрос-ответ "Шахматная доска". • Какую страну считают родиной шахмат? (Индию) • Самый умный вид спорта – это… (шахматы) • В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена? (шахматы) • На чем проходит игра в шахматы? (на доске) • Как называются клеточки на шахматной доске? (поля) • Каких полей больше черных или белых (одинаково) • Покажите вертикаль • Покажите горизонталь • Покажите диагональ • Сколько полей в одном ряду по горизонтали, вертикали? Воспитатель: следующее задание собрать шахматное поле. (Дети выкладывают черные и белые клетки так, чтобы получилось игровое поле). Воспитатель: В шахматном королевстве случилась беда! Из клеток королевского зоопарка разбежались животные. Чтоб вернуть и на место, нужно каждое животное поставить на правильное поле-клеточку. (Проводится игра «Расставь фигуры» — все дети получают карточки с обозначениями разных полей и "помогают" вернуть животных (фигурки зверей из пластика) в "клетки" — баллы получает команда, в которой большее число детей расставили фигуры без ошибок). Воспитатель: Молодцы! И вот очередное королевское задание. В шахматном королевстве очень любят порядок, давайте поможем Королю навести порядок в его войске. (Игра "Что изменилось": на столе — 6 шахматных напольных фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет). Воспитатель: Теперь король хочет проверить, насколько хорошо вы знаете его войско. (Проводится игра "Волшебный мешочек" — несколько представителей от каждой команд на ощупь определяют фигуру из мешочка и называют ее.) Воспитатель: Для того чтобы играть шахматными фигурами необходимо правильно рассказать как эти фигуры перемещаются по шахматной доске. Мы с вами поиграем в игру «Как кто ходит..», для этого отгадаем загадки про шахматные фигуры и вспомним как они передвигаются по шахматной доске! 1. Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он ходит Хоботом он водит. (Слон) 2. Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г». (Конь) 3. Стою на самом краю, Пусть откроют – пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья) 4. Гладкий люблю я, расчищенный путь, Лишь на шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король) 5. Он может ходить, как Ладья и как Слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперед и назад… А бьет он и вдаль и в упор. Он очень опасен вблизи и вдали – Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь) 6. Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык неспешно И берёт наискосок? Ну конечно, это -… (Пешка); Воспитатель: Теперь, когда мы вспомнили все фигуры и их ходы, нужно правильно их расставить на шахматной доске! (Представители 2х команд расставляют белые и черные фигуры в начальной позиции) Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше удивительное путешествие-викторина, пора подсчитывать очки! (Воспитатель подсчитывает очки, команде-победителю вручает финальное задание — пазл "Шахматный Король", а в завершении капитанам вручаются грамоты за 1е место и за "участие в викторине").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_shahmatnogo_korolya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект викторины

«Задание шахматного короля»

Воспитатель Ермакова И.В.

Цель: закрепить ориентацию на шахматной доске, знание шахматных фигур.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах, стойкий характер;
  2. Закрепить теоретические знания по шахматной игре;
  3. Развивать логическое мышление, память и внимание;
  4. Пополнять словарь новых слов.
  5. Способствовать формированию партнерских отношений между детьми.

Предварительная работа:

Чтение книг об истории шахмат, сказки про шахматы, играть с детьми в различные шахматные игры, загадывание загадок.

Ход викторины.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие — викторину. А куда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны и кони, и ладьи,

И пешки чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

Верно — ответ шахматы! И мы отправляемся в путешествие в шахматное королевство! Прежде чем отправиться путь, каждая команда придумает себе название и выберет командира. (Командиры представляют свои команды).

Воспитатель: Перед дальней дорогой, полной приключений и опасностей надо составить маршрут. Для этого я предлагаю поиграть в игру «Согласен ли ты…», я буду называть утверждения, а вы будете закрашивать квадраты по порядку в черный цвет если ответ "да" и в белый если — "нет". (Дети берут карандаши и полоски бумаги, разделенные на 8 квадратов).

Вы согласны:

-Что шахматное поле квадратное? (да)

-Что шахматное поле больше доски? (нет)

-Что во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да)

-Что на шахматной доске белых полей больше? (нет)

-Что в диагонали все поля одинакового цвета? (да)

-Что черные поля больше белых? (нет)

-Что белые фигур стоят на первой горизонтали? (да)

-Что пешка самая сильная фигура? (нет)

Воспитатель: Посмотрите что у нас получилось?

Дети: шахматная горизонталь!

Воспитатель: Молодцы! Маршрут построен и пришло время отправиться в путь. Во время нашего путешествия в будете выполнять задания шахматного Короля, а команда, которая наберет больше баллов выполнит его финальное задание. Чтобы начать путь поиграем в вопрос-ответ "Шахматная доска".

  • Какую страну считают родиной шахмат? (Индию)
  • Самый умный вид спорта – это… (шахматы)
  • В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена? (шахматы)
  • На чем проходит игра в шахматы? (на доске)
  • Как называются клеточки на шахматной доске? (поля)
  • Каких полей больше черных или белых (одинаково)
  • Покажите вертикаль
  • Покажите горизонталь
  • Покажите диагональ
  • Сколько полей в одном ряду по горизонтали, вертикали?

Воспитатель: следующее задание собрать шахматное поле. (Дети выкладывают черные и белые клетки так, чтобы получилось игровое поле).

Воспитатель: В шахматном королевстве случилась беда! Из клеток королевского зоопарка разбежались животные. Чтоб вернуть и на место, нужно каждое животное поставить на правильное поле-клеточку. (Проводится игра «Расставь фигуры» — все дети получают карточки с обозначениями разных полей и "помогают" вернуть животных (фигурки зверей из пластика) в "клетки" — баллы получает команда, в которой большее число детей расставили фигуры без ошибок).

Воспитатель: Молодцы! И вот очередное королевское задание. В шахматном королевстве очень любят порядок, давайте поможем Королю навести порядок в его войске. (Игра "Что изменилось": на столе — 6 шахматных напольных фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет).

Воспитатель: Теперь король хочет проверить, насколько хорошо вы знаете его войско. (Проводится игра "Волшебный мешочек" — несколько представителей от каждой команд на ощупь определяют фигуру из мешочка и называют ее.)

Воспитатель: Для того чтобы играть шахматными фигурами необходимо правильно рассказать как эти фигуры перемещаются по шахматной доске. Мы с вами поиграем в игру «Как кто ходит..», для этого отгадаем загадки про шахматные фигуры и вспомним как они передвигаются по шахматной доске!

1.

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит. (Слон)

2. Продвигается не косо и не прямо, А буквой «Г».

(Конь)

3. Стою на самом краю, Пусть откроют – пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу. (Ладья)

4.

Гладкий люблю я, расчищенный путь,

Лишь на шаг в любую сторону могу шагнуть!

(Король)

5.

Он может ходить, как Ладья и как Слон

– и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьет он и вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели.

(Ферзь)

6.

Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно

И берёт наискосок?

Ну конечно, это -…

(Пешка);

Воспитатель: Теперь, когда мы вспомнили все фигуры и их ходы, нужно правильно их расставить на шахматной доске! (Представители 2х команд расставляют белые и черные фигуры в начальной позиции)

Воспитатель: Вот и подошло к завершению наше удивительное путешествие-викторина, пора подсчитывать очки! (Воспитатель подсчитывает очки, команде-победителю вручает финальное задание — пазл "Шахматный Король", а в завершении капитанам вручаются грамоты за 1е место и за "участие в викторине").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект шахматного развлечения "В гостях у шахматного короля".

Развите логического мышления, памяти и связной речи....

Сценарий праздника "В гости к шахматному королю" средний возраст

Праздничное мероприятие "В гости к шахматному королю" позволит заинтересовать детей средней группы игрой в шахматы.Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими вз...

Конспект занятия по математике для детей подготовительной к школе группе: «На помощь шахматному королю»

Задачи которые решает педагог:1.     Побуждать понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, закрепить умение решать арифметические задачи по рисунку, записывать реше...

"В гости к шахматному королю" конспект 2 младшая круппа

Комбинированное занятие по ознакомлению с азами игры в шахматы для детей младшего дошкольного возраста...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматный король» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ &laq...

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Знакомство с шахматным королем.

С помощью данного конспекта, в сможете провести занятия по шахматам дистанцонно....