«Сборник диагностических методик по ранней профориентации дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Выбор профессии играет значительную роль в жизни человека. С рождения папы и мамы начинают задумываться о том, кем может стать их малыш. Наблюдая, как растет ребенок, отмечают его наклонности и предпочтения, стараясь предугадать его будущую профессию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Сборник диагностических методик по ранней профориентации дошкольников» | 61.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Унерская средняя общеобразовательная школа
(дошкольная группа)
«Сборник диагностических методик
по ранней профориентации дошкольников»
Воспитатель; Прокуронова О.Н.
Оглавление
Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников 5
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» 8
Профориентационный опросник (Е. И. Климов) 10
Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по теме
«Профессиональная деятельность взрослых» 12
Выбор профессии играет значительную роль в жизни человека. С рождения папы и мамы начинают задумываться о том, кем может стать их малыш. Наблюдая, как растет ребенок, отмечают его наклонности и предпочтения, стараясь предугадать его будущую профессию. Поскольку перед самим ребенком еще не стоит вопрос выбора будущей профессии и представления о профессиях у него малы, мы решили начать пропедевтическую работу со знакомства с профессиями родителей, тех людей, кто всегда рядом с ребенком и играет большую роль в его жизни – знакомство с профессиями мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитателя в детском саду, врача, военного, полицейского, продавца.
Учитывая, что опыт ранней профориентации представлен недостаточно, а данный возрастной период является сенситивным для познавательного развития, мы попытались расширить представления детей о мире профессий, разработав образовательную программу «Калейдоскоп профессий».
К сожалению, в настоящее время в дошкольных учреждениях потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере, отсутствует системность в ознакомлении детей с миром профессий. Необходима реализация преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении. Важно организовать работу так, чтобы она отражала потребности современного рынка труда.
Ознакомление с трудом взрослых начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Постепенно у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.
Цель сборника: отбор и систематизация диагностических методик по ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- Отбор диагностических методик по ранней профориентации дошкольников;
- Систематизация сборника диагностических методик по ранней профориентации дошкольников;
- Оформление сборника диагностических методик по ранней профориентации дошкольников.
Благодаря представленным диагностическим методикам в сборнике определить ориентацию детей на профессиональное самоопределение, если дети будут иметь достаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.
Сборник может применяться воспитателями детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций, для проведения диагностик по выявлению ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников
Критерии | Показатели | Средства | |
Когнитивный | Знание о видах труда | Знание о профессиях | Тестировани е |
Мотивационн о- потребностны й | Наличие интереса к трудовой, учебной и профессиональн ой деятельности | Отношение к труду, к профессиям, желание овладеть какой- либо профессией | Наблюдение , методика неоконченн ых предложени й |
Деятельностн о- практический | Проявление трудолюбие | Активность, добросовестнос ть, ответственность | Наблюдение , анализ продуктов трудовой деятельност и |
Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников
Высокий уровень (15 баллов и более для детей 3-5 лет; 17 и более баллов для детей 5-7 лет) – у воспитанников имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Дети знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей, положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Воспитанники активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие в НОД. Дети активны, ответственны, помогают друг другу в процессе труда.
Средний уровень (10-14 баллов для детей 3-5 лет; 13-17 баллов для детей 5- 7 лет) – воспитанники имеют знания о трудовой деятельности людей. Дети называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Воспитанники проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Дети мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор, участвуют в труде, когда этого требует педагог. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
Низкий уровень (9 баллов и менее для детей 3-5 лет; 12 баллов и менее для детей 5-7 лет) – воспитанники имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей; не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей; не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Воспитанники участвуют в общественно полезном труде при контроле педагога. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.
Тест «Знаешь ли ты профессии?»
Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди, представители этих профессий?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Оборудование: 14 картинок с профессиями для детей 3-5 лет; 16 картинок с профессиями для детей 5-7 лет.
Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
а. Художник б. Оформитель
в. Маляр (1 балл)
Чем занимается хлебороб? а. Печет хлеб
б. Выращивает хлеб (1 балл) в. Сеет зерно
Как называется профессия, представитель которой проектирует здания? а. Строитель
б. Чертежник
в. Архитектор (1 балл)
Представитель, какой профессии, лечит животных? а. Врач
б. Животновод
в. Ветеринар (1 балл)
Высокий уровень – 15 и более баллов для детей 3-5 лет; 17 и более баллов для детей 5-7 лет
Средний уровень – 10-14 баллов для детей 3-5 лет; 13-17 баллов для детей 5-7 лет
Низкий уровень – 9 и менее баллов для детей 3-5 лет; 12 и менее для детей 5-7 лет
Методика неоконченных предложений
Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.
Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.
Я считаю, что люди должны трудиться, потому что . Труд должен приносить людям . Я хотел(а) бы выбрать профессию потому, что .
Высокий уровень. Воспитанник понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.
Средний уровень. Воспитанник представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.
Низкий уровень. У воспитанника отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик
«Представления о труде взрослых»
Критерии:
Характер представлений о труде взрослых. Отношение детей к труду взрослых.
Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
Для чего люди ходят на работу? Что такое профессия?
Какие ты знаешь профессии?
Какие профессии тебе нравятся больше всего? Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей
Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
- уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при
последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах. 3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций,
индифферентны в процессе общения с педагогом.
Профориентационный опросник (Е. И. Климов)
Можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе при небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти - семилетнего возраста.
Ребенку предлагается 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.
1а. Сажать и выращивать цветы, деревья. | 1б. Ремонтировать сломавшийся велосипед, игрушки, мебель. |
2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский сад». | 2б. Показать кукольный театр. |
За. Шить, вязать, мастерить, ремонтировать игрушки. | 3б. Участвовать в конкурсе рисунков. |
4а. Ухаживать за животными. | 4б. Участвовать в игре «Продавцы -покупатели». |
5а. Конструировать постройки из кубиков. | 5б. Деталь украшения своими руками (из дерева, отходов материалов, ниток, растений). |
6а. Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их. | 6б. Играть в школу, при этом выполнять роль учителя. |
7а. Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать). | 7б. Проектировать, придумывать новые виды игрушек, машин, зданий. |
8а. Быть экскурсоводом, уметь рассказывать людям о какой-нибудь небольшой выставке (рисунков, лепки, аппликации). | 8б. Лечить животных (кошек, собак, птиц), быть ветеринарным врачом. |
9а. Быть в игре машинистом в поезда, водителем поезда, летчиком. | 9б. Уметь организовать какую-нибудь игру (во дворе, детском саду). |
10а. Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. | 10б. Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными. |
11а. Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины, пластилина). | 11б. Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада. |
12а. Играть со строительным материалом (строить город, вокзалы). | 12б. Рассказывать сказки малышам, играть сними. |
13а. Участвовать в инсценировке сказок. | 13б. Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах. |
14а. Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром. | 14б. Помогать воспитателю в работе с детьми. |
15а. Выращивать животных и. ухаживать за ними. | 15б. Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
16а. Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием одежды для кукол. | 16б. Слушать и читать книги о растениях и животных. |
17а. Быть в игре проводником вагона, парикмахером. | 17б. Придумать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям. |
18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни цветов, растений, животных. | 18б. Смотреть фильмы, диафильмы о создании какой-нибудь машине (трактора, комбайна, подъемного крана). |
Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа «Человек - природа» (садовник, агроном, животновод, зоо-техник и др.), во втором — профессии типа «Человек - техника» (слесарь, то-карь, крановщик, инженер и др.), в третьем - профессии типа «Человек - чело-век» (учитель, врач, продавец, медсестра и др.), в четвертом типа «Человек - художественный образ» (певец, актер, художник и др.).
Лист ответов
Дата Фамилия, имя группа
I | II | III | IV |
1а | 16 | 2а | 26 |
За | 36 | ||
4а | 46 | ||
5а | 56 | ||
6а | 66 | 7а | |
76 | 8а | ||
86 | 9а | 96 | 10а |
106 | Па | ||
116 | 12а 126 | 13а | |
136 | 14а 146 | ||
15а | 156 | 16а | |
166 | 17 а | 176 | |
18а | 186 | ||
Сумма + | Сумма + | Сумма + | Сумма + |
П | Т | Ч | X |
Мне нравятся профессии | Я хочу быть |
Протокол опроса детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых»
(Л.В. Куцакова)
Вопросы | Ф.И. ребенка | Результат (%) | ||||||||||
1. Знания о трудовой деятельности взрослых: - Кто работает? | ||||||||||||
| ||||||||||||
- на стройке | ||||||||||||
- на транспорте | ||||||||||||
- на ферме | ||||||||||||
- в учреждениях культуры (ДК, школа искусств, спортивно- оздоровительный комплекс и др.) | ||||||||||||
- в больнице | ||||||||||||
- в детском саду, школе | ||||||||||||
2. Знание основных трудовых процессов: - Что делает? | ||||||||||||
Водитель | ||||||||||||
Повар | ||||||||||||
Почтальон | ||||||||||||
Моряк | ||||||||||||
Продавец | ||||||||||||
Врач | ||||||||||||
Фермер | ||||||||||||
Учитель | ||||||||||||
3. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: - Чем пользуется (какими инструментами)? | ||||||||||||
Водитель | ||||||||||||
Повар | ||||||||||||
Почтальон |
Моряк | ||||||||||||
Продавец | ||||||||||||
Врач | ||||||||||||
Фермер | ||||||||||||
Учитель | ||||||||||||
4. Знания о взаимодействии людей разных профессий: - Кто кому помогает?- Кто работает вместе? | ||||||||||||
5. Бережное отношение к труду взрослых: - Как мы должны относиться к чужому труду?-Что мы для этого делаем? –Как себя ведем? | ||||||||||||
6. Знания о героических профессиях: - Что делают? | ||||||||||||
Космонавты | ||||||||||||
Спасатели |
Данная диагностика проводится два раза в год – в начале и в конце ученого года.
Критерии:
- ребёнок не может справиться с заданиями, помощь взрослого не принимает;
- ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Список литературы
- Иванова Л.О. Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников: г. Гай, 2016 URL: https://teremok15.ru/monitoring- sformirovannosti-predsta.html
- Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность URL: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%B C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0
%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0
%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D1%83_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5% D0%B9_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81
%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B B%D1%8B%D1%85_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D0%BF%D1
%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%83%D1%8E_%D0%B4% D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81
- Консультация для воспитателей «Диагностика знаний о труде взрослых у старших дошкольников» URL: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley- diagnostika-znaniy-o-trude-vzroslih-u-starshih-doshkolnikov-1940401.html
- Анализ реализации проекта «В мире профессий», реализованного с воспитанниками старшей группы в 2016-2017 учебном году URL:
https://18735.maam.ru/upload/maps/news230834/analiz-realizaci-proekta-v-mire- profesii_fe85e.pdf
15а. Выращивать животных и. ухаживать за ними. | 15б. Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
16а. Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием одежды для кукол. | 16б. Слушать и читать книги о растениях и животных. |
17а. Быть в игре проводником вагона, парикмахером. | 17б. Придумать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям. |
18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни цветов, растений, животных. | 18б. Смотреть фильмы, диафильмы о создании какой-нибудь машине (трактора, комбайна, подъемного крана). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....
ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей Статья: "ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Рассмотрена проблема формирование навыка ранней профориентации....
Статья "Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер" в сборнике статей "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №21
quot;Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер"...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...
Сборник консультаций, рекомендаций, памяток по ранней профориентации дошкольников.
Данный маиериал пригодится педагогам дошкольных учреждений в работе с родителями....