Сенсорное развитие дошкольников
консультация (младшая группа)
Консультация "Сенсорное развитие дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
Консультация
«Сенсорное развитие дошкольников»
Воспитатель
группы общеразвивающей направленности №3
Ермакова Е.А.
г. Заволжье, 2023 г.
Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Одна из основных задач дошкольного образования – сенсорное развитие ребенка.
Особое место в проблеме обучения дошкольников началам сенсорики занимает формирование у детей представлений о цвете, форме, размере.
Знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентировками начинается у ребенка очень рано, еще с младенческого возраста и является одной из сторон чувственного познания. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов.
Восприятие формы направлено на умение различать форму, видеть её в других вещах.
Наиболее сложно для дошкольников восприятие времени. Время воспринимается опосредованно, через собственную деятельность (что он делает в данное время суток).
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.
Конструирование требует тщательного исследования формы предмета(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.
Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей дошкольного возраста:
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению.
Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв,цифр, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
Задача взрослых – помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.
Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....
сенсорное развитие дошкольников
статья о сенсорном развитии дошкольников...
Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"
Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....
Музыкально-сенсорное развитие дошкольников
В статье рассказывается о музыкально-сенсорном оразвитии дошкольников...
"Основы сенсорного развития дошкольников"
Методическая разработка в помощь воспитателю...
Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития
Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...