Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития
статья

Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx102.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие

дошкольников с задержкой психического развития.

 

Период дошкольного  детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и  действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать  их цвет, форму, величину окружающих предметов.

Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

У детей с задержкой психического развития беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях, труднее и дольше, чем у нормативно развивающихся сверстников формируются эталоны цвета, формы, величины (в норме они формируются в 3-4 года, у детей с ЗПР к 5-6 годам). Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что  дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.

Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам.

Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется  недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточности планирования и выполнения сложных двигательных программ.

Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как  цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности.

Сенсорное развитие детей  с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности.

Формирование сенсорных эталонов у детей целесообразно проводить последовательно, в несколько этапов.

На первом этапе внимание детей привлекается к какому – либо конкретному свойству предмета – цвету (зеленый) или форме (круг). Опираясь на восприятие данного свойства, дети учатся находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом – эталоном. При этом от детей не требуется словесного обозначения выделенного свойства. Постепенно задача усложняется.

На втором этапе дети выполняют задания на идентификацию предметов с образцом – эталоном, а взрослый комментирует их действия. Постоянно называя цвет предметов, использует названия геометрических фигур, направляет процесс обучения на устойчивое закрепление эталонной системы в сознании детей.

На третьем этапе изменяется словесная инструкция педагога. Если раньше педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед детьми задачу подобрать предмет определённого цвета или формы. Основной тип инструкции – «Дай зеленое колечко, покажи красный кубик, найди все квадраты и т. д.». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Очень важно создавать игровую мотивацию деятельности детей, поощрять их успехи.

Главной задачей четвёртого этапа работы является закрепление умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом и закрепился в слове.

На пятом этапе основное внимание уделяется совершенствованию умения группировать предметы по какому – либо сенсорному признаку. Детям важно предлагать задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесных высказываниях детей о выполненных действиях. Следует учить детей выделять нужное свойство и абстрагироваться от «лишних» признаков.

На шестом этапе закрепляется умение видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. Расширяется словарь признаков, дети самостоятельно называют основные и оттенки, форму предметов и их частей.

При условии обучения ребёнок с ЗПР В 4 года жизни умеет:

  • различать  основные цвета,  простые формы – круг, квадрат,  треугольник;
  • дифференцировать категорию величины «большой-маленький»;

К 5 годам:

  • называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; называть основные цвета и некоторые оттенки (голубой, оранжевый, розовый)
  • группировать предметы  одного цвета, формы, размера;
  • сравнивать по цвету,  форме, размеру.

На 6 году ребёнок  с ЗПР

  • называет геометрические фигуры: овал, ромб; оттенки цвета (серый, коричневый, фиолетовый и др.)
  • употребляет в речи такие  параметры величины, как «высокий - низкий», «толстый - тонкий», «широкий - узкий» и «длинный - короткий»

Игры на закрепление сенсорных эталонов.

Закрепление навыков ориентировки в сенсорных качествах предметов целесообразно проводить в играх, одновременно с развитием восприятия, мыслительных операций и расширением кругозора.

Примеры игр:

Какие фигуры ты видишь?

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Какой фигуры не хватает?

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

(усложнение – фигуры окрашены в 3 изученных ребенком цвета, таким образом, нужно найти 2 недостающих признака – цвет и форму).

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

Продолжи ряд!

Консультация для родителей  детей с ОВЗ, обучающихся на дому

«Большой, поменьше, маленький»

Ребенку предлагается набор геометрических фигур разных цветов и величины. Предлагается показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета» «Большой круг желтого цвета» и.т.п

«Ответь правильно»

- Какой овощ никогда не бывает красным?

- Какие фрукты и овощи всегда оранжевые?

- Почему волк в сказке «Красная Шапочка прибежал к бабушке быстрее девочки? (закрепление категорий величины «длинный-короткий).

«Раскрась правильно»

Предложите ребенку раскрась фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате (или круг был наверху, а квадрат внизу). Потом предложите раскрасить, поменяв расположение фигур.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"

Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов....

«Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается проблема развития зрительного восприятия у детей с ЗПР. Автор раскрывает эффективные формы и методы коррекционной работы, развивающие возможности сенсорной комнаты и методи...