Программа художественной направленности «Школа танцев»
рабочая программа
Программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_tantsev_4-5.docx | 43.07 КБ |
rabochaya_programma_shkola_tantsev_5-6_let.docx | 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г. Нягани Д/с №5 «Дубравушка» __________ /Коломейцева И. А./ Приказ № 183 от 23 сентября 2024 г. | Приложение№ 6 к дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка» на 2024-2025 учебный год |
Рабочая программа
художественной направленности
«Школа танцев»
Уровень программы: ознакомительный
Возрастная категория: 4 - 5 лет
Форма обучения: очная
Срок реализации программы: 1 учебный год
Автор - составитель: Телегина Е.П.
Музыкальный руководитель
Нягань 2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.Пояснительная записка
2. Актуальность программы
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации
6. Возрастная категория обучающихся
7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-5 лет
8.Срок реализации
9. Формы и режим занятий, условия набора и формирования групп
10.Планируемые результаты реализации программы
11. Средства, необходимые для реализации программы.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Учебный план программы
2.Содержание обучения
3.Календарный учебный график
4.Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
5.Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
III. Информационные источники, используемые при реализации программы.
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.Пояснительная записка
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.
Программа «Капелька» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
Программа «Школа танцев» рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий: 20 мин.
Направленность: художественная.
Решение одной из основных задач образования – социализация подрастающего поколения. Занятия по данной Программе способствуют воспитанию коммуникабельности, трудолюбия, умения добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству.
Адресат программы: дети 4-го и 5-го года жизни.
2. Актуальность программы
Актуальность программы «Школа танцев» для детей 4–5 лет обусловлена рядом факторов:
1.Рост спроса на образовательные услуги в области хореографии. Родители считают, что ребёнок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
2.Недостаток двигательной активности у детей. Занятия хореографией способствуют решению этой проблемы.
3. Возможность полноценного эстетического совершенствования ребёнка. Танец формирует его художественное «я» и способствует гармоничному духовному развитию.
4. Укрепление опорно-двигательного аппарата. В процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, дети укрепляют опорно-двигательный аппарат, формируют правильную осанку, развивают координацию движений и ориентацию в пространстве.
5. Развитие физических данных. Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость.
3. Цель программы
Цель : создание условий для развития хореографических способностей детей, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.
4.Задачи программы:
– научить детей основным, танцевальным движениям;
– работать над техникой и качеством исполнения разученных танцев;
– поддерживать индивидуальные творческие проявления детей в работе над музыкально– двигательными этюдами;
– развивать ориентировку в пространстве;
– учить детей как народным, так и эстрадным танцам, развивать эмоциональное общение в них;
- пробуждать интерес к танцевальному движению;
- прививать ребенку чувство любви к своему телу;
- развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;
- развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- формировать навыки грациозности, изящества движений.
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Для реализации данной программы следует учитывать возрастные особенности воспитанников, а также учитывать личные интересы и приоритеты детей, их потенциал как группы в целом и каждого ребёнка отдельно.
Основные формы занятий: тематические, комбинированные, репетиционные занятия, концерты, игровые занятия, конкурсы, праздники, видео занятия. Это позволяет формировать физические данные детей и артистизм.
Учебный процесс проводится с использованием различных видов занятий: групповые.
6.Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 4-5 лет.
7.Возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Программа кружка «Школа танцев» рассчитана на всех детей среднего дошкольного возраста без исключения. Занятия могут посещать дети, имеющие музыкальные способности, а также дети и не обладающие ярко выраженными музыкальными способностями. Благодаря включению в занятия элементов логоритмики, таких как – произношение текста песни совместно с исполнением ритмического рисунка, упражнения на развитие координации движений, выразительности, активизируется ритмический слух всех детей. Красивое и ритмичное сопровождение помогает расширить музыкальный кругозор детей и повысить интерес к хореографическому искусству.
У детей 4-5 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. В музыкально-ритмических движениях ребенок уже способен посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность. размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Дети развивают исполнительское мастерство, работая над художественно-выразительным, эмоциональным, грамотным и в достаточной степени технически совершенным исполнением музыкального произведения. С удовольствием участвуют в инсценировках песен, проявляют творческие способности.
8.Срок реализации
Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).
9.Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Обучение проводится 2 раза в неделю по 20 мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.
В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:
-Музыкально-ритмические движения;
-Логоритмика;
-Музыкальные игры;
-Танцы и хороводы.
10.Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы школы танцев для детей 4–5 лет:
1.Различать жанры танцевального искусства (народный танец, современный танец, бальный);
2.Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
3.Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
4.Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
5.Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
Также в результате реализации программы дети должны знать: виды танцев (классический, народный, современный), танцевальную терминологию, музыкальные жанры, взаимосвязь движения, ритма и музыки, название основных музыкально-ритмических движений и их элементов, правила гигиены тела, тренировочной одежды, правила сценического поведения.
10.Средства, необходимые для реализации программы.
Кадровые: педагогу необходимо иметь высшее музыкальное и педагогическое образование.
Учебно-методические: пособия по хореографии.
Технические средства: аудио аппаратура.
Перечень оборудования: фортепиано, шкаф для пособий, магнитная доска, детские музыкальные инструменты (ложки, сосульки, барабан, треугольник); звучащие предметы (карандаши, палочки, ложки от детской молочной смеси).
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Учебный план программы
№п\п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Что такое танец? Вводное занятие. | 1 |
2. | Логоритмика | 8 |
3. | Гимнастика | 9 |
4. | Танцы, хороводы | 9 |
5. | Танцевально-ритмическая гимнастика | 7 |
6. | Музыкально-ритмические игры | 10 |
7. | Пальчиковая гимнастика | 10 |
8. | Ритмопластика | 9 |
9. | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 64 |
2. Содержание обучения.
Содержание обучения в школе танцев для средних групп может включать следующие элементы:
Репетиционная деятельность. Упражнения на перестроения в соответствии с установленным рисунком, свободные перемещения на заданные рисунки (круг, линия, колонна, полукруг). Работа над техническим совершенствованием движений, соблюдение интервалов и ровности. Поэтапное разучивание комбинаций в методической раскладке по элементам и последующее соединение выученного материала воедино. Прослушивание и разбор музыкального материала, используемого в номерах. Беседы о роли костюма в хореографической постановке, о внешнем облике как одной из составляющих цельного художественного образа.
Постановка танцев. Участники средней группы, опираясь на накопленный багаж танцевальных знаний и умений, включаются в работу над более сложными постановками, имеющими сюжет и драматургическую линию. Это позволяет каждому участнику проявить себя с творческой стороны, придумать, сочинить, обнаружить свои хореографические мысли, находки, применить фантазию при создании тех или иных образов.
Изучение классических упражнений. Дети изучают их в музыкальном зале. Упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса.
3. Календарный учебный график
№ | Тема | Цель | Количество часов | Форма проведения | Дата проведения | Примечание |
1 | Вводное занятие “Что такое танец?” | Вводное занятие, закрепить понятие «танца» Ритмичные движения на середине зала: упражнения для рук, для брюшного пояса - наклоны, повороты; Разучивание движений и постановка танца «Дождик» -основной шаг на носочках, движения рук, положение корпуса (дождики, зонтики) | 1 | Теория Практика | 01.10.2024 | |
2 | Занимательная разминка. Логоритмика. | Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения. Стимулировать познавательные процессы личности ребёнка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально- волевую сферу | 8 | Теория Практика | 04.10.2024 08.10.2024 11.10.2024 15.10.2024 18.10.2024 22.10.2024 25.10.2024 29.10.2024 | |
3. | Гимнастика | Вращение по диагонали на носочках разучивание кружений в медленном темпе (воздушные шарики) Комплекс ритмических движений: Упражнения для развития мышц плечевого сустава – вращение вперед, назад, наклоны в стороны. Танец «Улыбка» - эмоционально передать характер танца Танец «Осенний листопад» - разучить рисунок танца с листьями Вращение по диагонали на носочках | 9 | Практика | 01.11.2024 05.11.2024 08.11.2024 12.11.2024 15.11.2024 19.11.2024 22.11.2024 26.11.2024 29.11.2024 | |
4 | Танцы, хороводы | Ритмичные движения на середине зала: упражнения для ног – каблук, носок, приседание, вынос в стороны; Танец «Красная Шапочка» - мимика, жесты, характер танца. Вращение по диагонали «Кружится снег» - на носочках по 6ой позиции ног, положение рук при вращении, положение головы при повороте. | 9 | Практика | 03.12.2024 06.12.2024 10.12.2024 13.12.2024 17.12.2024 20.12.2024 24.12.2024 27.12.2024 14.01.2025 | |
5. | Танцевально-ритмическая гимнастика | Танец «Во поле береза стояла» - элементы русского народного танца – разучивание и синхронное исполнение. Поворот на месте и покачивание со стороны в сторону. Поклон. | 7 | Практика | 17.01.2025 21.01.2025 24.01.2024 28.01.2025 31.01.2025 04.02.2025 07.02.2024 | |
6. | Музыкально-ритмические игры | Комплекс ритмических движений: упражнения для туловища- наклоны вперед, назад, развороты в стороны; Танец «Буратино» - рисунок танца, четкие движения и резкость исполнения. | 10 | 11.02.2025 14.02.2025 18.02.2025 21.02.2025 25.02.2025 28.02.2025 04.03.2025 07.03.2025 11.03.2025 14.03.2025 | ||
7. | Пальчиковая гимнастика | Танец «Тихо падают снежинки» - плавное, легкое исполнение танца, синхронное исполнение под музыкальное сопровождение. Легкое вращение по кругу - «снежинки» - парное вращение | 10 | 18.03.2025 21.03.2025 25.03.2025 28.03.2025 01.04.2025 04.04.2025 08.04.2025 11.04.2025 15.04.2025 18.04.2025 | ||
8. | Ритмопластика | Комплекс ритмических движений: Упражнения для развития мышц спины - гибкость, круговое вращение туловища, повороты, наклоны. Танец «Губки бантиком» - элементы сюжетного танца, мимика и жесты – манера исполнения. | 9 | 22.04.2025 25.04.2025 29.04.2025 02.05.2025 06.05.2025 09.05.2025 13.05.2025 16.05.2025 20.05.2025 | За 02.05.2025 будет проведен 05.05.2025 За 09.05.2025 будет проведен 12.05.2025 | |
9. | Итоговое занятие | Флешмоб | 1 | 23.05.2025 | ||
Итого 64 |
4.Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Педагогические методики и технологии в программе школы танцев для детей 4–5 лет могут включать:
1Метод наглядного восприятия. Показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений и музыки.
2. Метод аналогий. Педагог использует образы животного и растительного мира (поза, двигательная имитация), чтобы активизировать пространственно-образное мышление ребёнка.
3. Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах её выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
4. Практический метод. Заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
5. Игровой метод. Используется при проведении музыкально-ритмических игр.
6. Дидактические материалы для программы школы танцев могут включать:
-аудио- и видеофонд;
- комплексы упражнений;
- картотеку «Ритмические задания»;
- папку «Танцевальные игры для дошкольников»;
- сценарии массовых мероприятий, разработанных для досуга детей
5. Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика в программе школы танцев для детей 4–5 лет проводится в ходе наблюдений за активностью детей на занятии в спонтанной и специально организованной деятельности.
Некоторые методы педагогической диагностики:
1.Педагогическое наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
2. Беседы с детьми (индивидуальные и подгрупповые).
3. Анкетирование родителей с целью изучения запросов, уточнения особенностей музыкального развития детей, проявления интереса к танцевальному искусству.
4. Инструментарий для педагогической диагностики — карта наблюдений детского развития, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, организованной танцевальной деятельности, самостоятельной танцевально-игровой деятельности и игровой деятельности.
По результатам диагностики делается вывод о достижениях детей, соответствующих уровню:
- Достаточный: выполняет движения самостоятельно, при минимальном контроле (помощи) взрослого.
- Близкий к достаточному: выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
- Недостаточный: выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные — в совместной деятельности со взрослым.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка Владеет вокальными навыками |
Координация, ловкость движений | Гибкость тела | музыкальность | эмоциональность | Развитие чувства ритма | Недостаточный | Близкий к достаточному | Достаточный | Выполнено | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
В среднем |
|
|
|
|
|
|
III. Информационные источники, используемые при реализации программы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
- Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. –СПб.: Пионер, 2000. – 336 с.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
- Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
- Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально–ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.
14.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
15.Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.:Музыкальная палитра, 2006. – 44с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
Предварительный просмотр:
5
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г. Нягани Д/с №5 «Дубравушка» __________ /Коломейцева И. А./ Приказ № 183 от 23 сентября 2024 г. | Приложение№ 7 к дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка» на 2024-2025 учебный год |
Рабочая программа
художественной направленности
«Школа танцев»
Уровень программы: ознакомительный
Возрастная категория: 5 - 6 лет
Форма обучения: очная
Срок реализации программы: 1 учебный год
Автор - составитель: Телегина Е.П.
Музыкальный руководитель
Нягань 2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.Пояснительная записка
2. Актуальность программы
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации
6. Возрастная категория обучающихся
7. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5 -6 лет
8.Срок реализации
9. Формы и режим занятий, условия набора и формирования групп
10.Планируемые результаты реализации программы
11. Средства, необходимые для реализации программы.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Учебный план программы
2.Содержание обучения
3.Календарный учебный график
4.Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
5.Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
III. Информационные источники, используемые при реализации программы.
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.Пояснительная записка
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.
Программа «Школа танцев» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
Программа «Капелька» рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 6 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий: 25 мин.
Направленность: художественная. Решение одной из основных задач образования – социализация подрастающего поколения. Занятия по данной Программе способствуют воспитанию коммуникабельности, трудолюбия, умения добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству.
2.Актуальность программы
Актуальность программы школы танцев для детей 5–6 лет заключается в следующем:
1.Эстетическое совершенствование. Хореография обладает возможностями для полноценного эстетического развития ребёнка, для его гармоничного духовного и физического совершенствования.
2. Возможность выразить отношение к музыке в движении. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей эмоциональностью и возможностью активно выразить своё отношение к музыке в движении.
3. Развитие физических качеств. Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса.
4.Опыт успешного участия в праздниках и конкурсах. В дальнейшем он поможет детям в самореализации и адаптации в обществе
3.Цель программы
Цель: формирование у них творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей.
4. Задачи программы
Обучающие:
- изучение элементов классического, народного, бального, современного танцев;
- формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);
- обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);
- изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (улучшение физических данных, формирование осанки).
Развивающие:
- совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);
- развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения;
- развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку);
- развитие координации и укрепление опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
5. Язык реализации, форма обучения, особенности реализации.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Для реализации данной программы следует учитывать возрастные особенности воспитанников, а также учитывать личные интересы и приоритеты детей, их потенциал как группы в целом и каждого ребёнка отдельно.
Основные формы занятий: тематические, комбинированные, репетиционные занятия, концерты, игровые занятия, конкурсы, праздники, видео занятия. Это позволяет формировать физические данные детей и артистизм.
Учебный процесс проводится с использованием различных видов занятий:
групповые, массовые.
6.Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 5-6 лет.
7.Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Программа кружка «Школа танцев» рассчитана на всех детей старшего дошкольного возраста без исключения. Занятия могут посещать дети имеющие музыкальные способности, а также дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, и не обладающие ярко выраженными музыкальными способностями. Благодаря включению в занятия элементов логоритмики, таких как – произношение текста песни совместно с исполнением ритмического рисунка, упражнения на развитие координации движений, выразительности, активизируется ритмический слух всех детей. Красивое и ритмичное сопровождение помогает расширить музыкальный кругозор детей и повысить интерес к хореографическому искусству.
У детей 5-6 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. В музыкально-ритмических движениях ребенок уже способен посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность. размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Дети развивают исполнительское мастерство, работая над художественно-выразительным, эмоциональным, грамотным и в достаточной степени технически совершенным исполнением музыкального произведения. С удовольствием участвуют в инсценировках песен, проявляют творческие способности.
8.Срок реализации
Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).
9.Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25 мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.
В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:
- Музыкально-ритмические движения;
- Логоритмика;
- Музыкальные игры;
- Танцы и хороводы
10.Планируемые результаты реализации программы
1.Знание основных танцевальных позиций рук и ног.
2. Умение ориентироваться в хореографическом зале, делать простые перестроения.
3. Навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
4. Умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши.
4. Возможность выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).
5. Умение передавать характер музыкального произведения в движении (весёлый, грустный, лирический, героический и т. д.).
6. Владение основными хореографическими упражнениями по программе года обучения.
7. Умение исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Также в рамках освоения программы результатом может быть демонстрация танцевального уровня на открытых уроках, концертах, различных смотрах.
11.Средства, необходимые для реализации программы
Кадровые: педагогу необходимо иметь высшее музыкальное и педагогическое образование.
Учебно-методические: пособия по хореографии.
Технические средства: аудио аппаратура.
Перечень оборудования: фортепиано, шкаф для пособий, магнитная доска, детские музыкальные инструменты (ложки, сосульки, барабан, треугольник); звучащие предметы (карандаши, палочки, ложки от детской молочной смеси).
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Учебный план программы
№п\п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Что такое танец? Вводное занятие. | 1 |
2. | Логоритмика | 8 |
3. | Гимнастика | 9 |
4. | Танцы, хороводы | 9 |
5. | Танцевально-ритмическая гимнастика | 7 |
6. | Музыкально-ритмические игры | 10 |
7. | Пальчиковая гимнастика | 10 |
8. | Ритмопластика | 9 |
9. | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 64 |
2.Содержание обучения.
- Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами обучения, техникой безопасности.
- Разминка. Теория: назначение разминки, последовательность выполнения, понятия «Ровная спина», «Вытянутая стопа». Практика: упражнения на развитие эластичности стопы (полупальцы, перекаты, приседания), устойчивости и координации (упражнение «Цапля»), наклоны корпуса для развития гибкости и прямой спины, спирали и изгибы торса, прыжки по VI позиции ног.
- Партерная гимнастика. Теория: образное восприятие движений, которые вырабатывают гибкость, выворотность, растяжку. Практика: исполнение упражнений, сидя на полу, лёжа на спине и на животе, упражнения стрейч-характера, фиксированные наклоны торса вперёд к ногам, растягивание боковой части тела.
- Танцевальные движения по диагонали. Изучение и исполнение небольших комбинаций на 32 и 64 такта с использованием шагов, прыжков, вращений.
- Современная хореография. Изучение и исполнение движений с педагогом и самостоятельно.
- Танцевальная импровизация. Развитие умения импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.
- Постановка танцевальных номеров. Разучивание и исполнение детских танцев, освоение основ исполнительского мастерства, умение работать в паре или в группе.
- Итоговое занятие. Проведение танцевального праздника или открытого урока.
3. Календарный учебный график
№ | Тема | Цель | Количество часов | Форма проведения | Дата | Примечание |
1 | Вводное занятие “Что такое танец?” | Вводное занятие, закрепить понятие «танца» Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам народного танца | 1 | Теория Практика | 01.10.2024 | |
2 | Занимательная разминка. Ритмика | Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения. Стимулировать познавательные процессы личности ребёнка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально- волевую сферу | 8 | Теория Практика | 04.10.2024 08.10.2024 11.10.2024 15.10.2024 18.10.2024 22.10.2024 25.10.2024 29.10.2024 | |
3 | Гимнастика | Продолжать учить детей владеть своим телом, обучить культуре движения. Стимулировать познавательные процессы личности ребёнка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально- волевую сферу | 9 | Практика | 01.11.2024 05.11.2024 08.11.2024 12.11.2024 15.11.2024 19.11.2024 22.11.2024 26.11.2024 29.11.2024 | |
4 | Танцы, хороводы | Повысить двигательную активность и движенческую культуру ребёнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развивать их художественный вкус. Ознакомить ребёнка с этикетом танца. | 9 | Практика | 03.12.2024 06.12.2024 10.12.2024 13.12.2024 17.12.2024 20.12.2024 24.12.2024 27.12.2024 14.01.2025 | |
5. | Танцевально-ритмическая гимнастика | Повысить двигательную активность и движенческую культуру ребёнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развивать их художественный вкус. Ознакомить ребёнка с этикетом танца. | 7 | Практика | 17.01.2025 21.01.2025 24.01.2025 28.01.2025 31.01.2025 04.02.2025 07.02.2024 | |
6 | Музыкально-ритмические игры | Повысить двигательную активность и движенческую культуру ребёнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развивать их художественный вкус. Ознакомить ребёнка с этикетом танца. | 10 | Практика | 11.02.2025 14.02.2025 18.02.2025 21.02.2025 25.02.2025 28.02.2025 04.03.2025 07.03.2025 11.03.2025 14.03.2025 | |
7 | Пальчиковая гимнастика | Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой; | 10 | Практика | 18.03.2025 21.03.2025 25.03.2025 28.03.2025 01.04.2025 04.01.2025 08.04.2025 11.04.2025 15.04.2025 18.04.2025 | |
8 | Ритмопластика | Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой; | 9 | Практика | 22.04.2025 25.04.2025 29.04.2025 02.05.2025 06.05.2025 09.05.2025 13.05.2025 16.05.2025 20.05.2025 | За 02.05.2025 будет проведен 05.05.2025 За 09.05.2025 будет проведен 12.05.2025 |
10 | Итоговое занятие | Флешмоб | 1 | 23.05.2025 | ||
итого | 64 |
4.Педагогические методики и технологии, дидактические материалы
Педагогические методики и технологии в программе школы танцев для детей 5–6 лет включают:
1.Наглядно-слуховой метод. Прослушивание и целостное восприятие музыки для осмысливания.
2. Наглядно-зрительный метод. Показ всего танца или его отдельных элементов для восприятия движений.
3. Словесный метод. Пояснения к каждому движению, напоминания по ходу танца для понимания проделанного.
4. Упражнения. Многократное повторение для запоминания, усвоения и закрепления материала.
5. Использование игровых форм. Они стимулируют учебную деятельность.
6. Создание ситуаций творческого поиска. Они развивают познавательный процесс.
7. Дидактические материалы в программе школы танцев для детей 5–6 лет могут включать:
- карточки «Физический тренинг в картинках»;
- схемы фигур для ориентировки в пространстве;
- карточки-схемы элементов движений классического экзерсиса.
5. Педагогическая диагностика. Методы педагогической диагностики
1.Устные методы. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа. Они помогают выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся, навыки общения и умения выступать.
2. Письменные методы. 1 К ним относится тестирование. Тесты разделяются на индивидуальные и групповые и позволяют диагностировать динамику какого-либо процесса как у одного тестируемого, так и у группы в целом.
3. Зачёты в виде беседы по пройденному материалу.
4. Выполнение заданий на проверку практических знаний. Задания можно проводить в игровой форме, в виде соревнований.
По результатам диагностики делается вывод о достижениях детей, соответствующих уровню:
- Достаточный: выполняет движения самостоятельно, при минимальном контроле (помощи) взрослого.
- Близкий к достаточному: выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
- Недостаточный: выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные — в совместной деятельности со взрослым.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка Владеет вокальными навыками |
Координация, ловкость движений | Гибкость тела | музыкальность | эмоциональность | Развитие чувства ритма | Недостаточный | Близкий к достаточному | Достаточный | Выполнено | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
В среднем |
|
|
|
|
|
|
III. Информационные источники, используемые при реализации программы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
- Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
- Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. –СПб.: Пионер, 2000. – 336 с.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
- Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
- Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально–ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.:Музыкальная палитра, 2006. – 44с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Школа внимания»
В основу программы положена методика, разработанная канд. психол. наук Н.М. Пылаевой и докт. псих. наук т.в. Ахутиной «Школа внимания». Программа «Школа внимания» составлена с ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Студия танца «Ассорти»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Студия танца «Ассорти»...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Танцуем - играя»
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом основных принципов, требований к организации ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Танцующие Бусинки» 2022г.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентации и использовании средств и методов, стимулирующих каждого ребенка на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применению по...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - споривной направленности "Школа спортивного танца для детей 5-7 лет" 2023г
Цель программы: повышение уровня физической подготовленности иприобщение к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста....