приемы деления группы детей на команды (малые группы)
материал (старшая группа)
Выбор способа деления детей на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания занятий, количества детей и малых групп, моего опыта работы в этом направлении. При делении на группы дети могут стоять или сидеть на стульчиках (ковре) по кругу. Необходимый материал можно разложить на подносе, на полу, на столе ( в мешочке, сундучке, конверте) и т.д. Применяю различные способы деления детей на команды (малые группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_deleniya_gruppy_detey_na_komandy_malye_gruppy.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 7 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому
направлению развития детей
ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ
ДЕТЕЙ НА
КОМАНДЫ (МАЛЫЕ ГРУППЫ)
г. Минусинск, п. Зеленый Бор
2023г.
Выбор способа деления детей на группы зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения, содержания занятий, количества детей и малых групп, моего опыта работы в этом направлении. При делении на группы дети могут стоять или сидеть на стульчиках (ковре) по кругу. Необходимый материал можно разложить на подносе, на полу, на столе ( в мешочке, сундучке, конверте) и т.д. Применяю различные способы деления детей на команды (малые группы)
Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям.
Я предлагаю детям объединяться в малые группы по 3-6 человек по желанию
(кто с кем хочет). Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия:
чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
одного (или разного) цвета глаз (волос, бантиков, носочков, туфель, платьев и т.п.)
Разделиться на группы можно:
- по количеству стульев, расставленных за столом;
- по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы.
Собраться в группу можно:
- со своими друзьями;
- с тем, с кем живёшь рядом;
- с кем спишь рядом в детском саду;
- с кем вместе сидишь за обеденным столом;
- с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
- по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;
- найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, собака, попугай, кошка, велосипед и т.п.
Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Для деления на команды по этому принципу предлагаю детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества) и собрать в группы по порядковому номеру:
- назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года и разделиться на команды;
- назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
- назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортных средств и т.п. и объединиться в соответственные группы;
- вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в этом же порядке.
Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком).
Я предлагаю каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в команды и уточняют, почему они собрались вместе. Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).
Деление по какому-либо признаку. Группе предлагается разделиться на заданное количество подгрупп по какому-либо признаку. Например:
по цвету глаз;
по цвету радуги;
по длине волос;
по первой букве имени (команда, чьи имена начинаются на гласную, и команда, чьи имена начинаются на согласную);
чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
кто на каком этаже живет;
благоустроенный и частный дом;
по составу семьи;
четный – нечетный;
однозначный-двузначный номер квартиры;
кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
«Времена года». Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой - те, кто родился летом и т. д.
Жеребьевка. Если вам предстоит игра с прописанными ролями, то можно эти роли распределить жеребьевкой.
«Цепочка». Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.
«Нити». Для образования пар ведущий в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
«Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
«Колечки». Вся группа подходит к воспитателю. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее! После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три хлопка (в достаточно быстром темпе) — ведущий хлопает так, чтобы число детей в колечках соответствовало числу участников команд.
Стулья. Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т. п. под стульями, на которых будут сидеть участники.
Зоопарк. Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий, проходя по кругу, говорит каждому на ушко название какого-нибудь животного. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно назвать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.
Ленточки. В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивает ленточку, потом судя по цветам, дети расходятся на команды.
Миксер. Из картона вырезаются "фишки"(столько, сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно дети, вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному (по цвету, по форме.). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.
Лидер. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево (корень, ствол, листья, цветок).
Позывные. Вначале определяется число требуемых команд (к примеру, четыре). Заранее перед игрой на бумажном квадрате записываются названия, слова, цифры: («13» «01»,. «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав слово, записанное на нем, необходимо найти ребят, у которых такие же бумажки, и, выкрикивая это слово, собрать свою команду.
Суета. Каждому играющему ведущий на ушко говорит, что ему нужно сделать (ущипнут, пожать руку, щелкнуть по носу и т. д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.
Сегментация круга. Группу можно разделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.
Собраться в группу можно:
с тем, с кем живешь рядом;
с кем спишь рядом в детском саду;
с кем вместе сидишь за обеденным столом.
В качестве материала можно использовать:
- отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
- геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 кр. квадратов, 6 кр. треугольников и т.д.);
- геометрические фигуры, одинаковые по цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых кр. треугольников, 6 малых зелёных квадратов);
- мелкие игрушки или картинки с изображением животных, рыб, птиц, насекомых, транспортных средств и т.п.;
- муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
- предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе и подбираться мною так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько (в зависимости от количества детей) команд.
Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок).
Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и, после его выполнения, он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и, таким образом, создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Предлагаю соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и представляет его для всех.
Возможные варианты заданий:
- составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, собаку, кошку и т.п.;
- нарисовать рисунок на определенную тему (или без нее), сделать аппликацию или поделку, слепить;
- составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.
Способ объединения детей на команды по считалке.
Приглашаю детей встать в круг. Если предполагаю сформировать три команды, выбираю трех «капитанов». Они выходят в центр круга, тянут жребий и определяют, кто первый будет говорить считалку. Тот, на кого пал выбор считалки, становится членом команды рассчитавшего. Капитаны считают, стоящих в кругу по очереди. Считалка может быть одной и той же. Но можно предложить капитанам использовать собственную считалку по желанию.
ПРИЁМЫ ДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ НА КОМАНДЫ С ПОМОЩЬЮ ИГР
Игра «Солнечные зайчики…»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве, деление детей на подгруппы в игровой форме.
Ход игры:
Дети выполняют движение согласно тексту.
Солнечные зайчики,
Скачут словно мячики. (прыжки на двух ногах на месте)
Побежали по стене, (бег на месте)
И исчезли в вышине. (руки поднимаем вверх)
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем зайчиков искать.
С последними словами педагог предлагает детям поискать по группе «солнечных зайчиков» в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Затем педагог предлагает собраться вместе детей с теми «солнечными зайчиками», у которых в фигуре есть три угла, в фигуре- нет углов, в фигуре- четыре угла. Далее предлагает занять места за столами, у кого одинаковые фигуры. Так происходит деление на подгруппы.
Игра "На берегу"
Цель: развитие творческой фантазии, умению расслабляться, деление на подгруппы в игровой форме.
Ход игры:
Дети ложатся на ковёр на спину. Воспитатель включает аудиозапись морских волн.
Воспитатель: Представьте, что вокруг вас тёплый, ласковый песок. Протяните руки и пропустите песок сквозь пальцы, пересыпьте его из руки в руку, разгребите в песке ямку и закопайте её вновь.
Дети садятся, запрокидывают голову, подставляют лицо солнышку, щурятся от яркого света.
Воспитатель: Дети посмотрите, сколько на берегу красивых камешков и все они разного цвета (или формы). Я предлагаю вам выбрать самый понравившийся камешек и объяснить, почему вы его выбрали. А сейчас у кого красные камешки присядьте за стол с изображением красного камушка. Далее аналогично с другими камешками.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д., разделение детей на подгруппы в игровой форме.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям на ощупь выбрать понравившийся предмет. Это могут быть в мешочке овощи фрукты, животные. Дети выбирают, рассматривают, рассказывают, что они знают о том и ином предмете. Далее делятся на подгруппы, например, у кого овощи в одну подгруппу, у кого фрукты- в другую и т. д. (животные могут быть домашние, дикие, жарких стран).
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных, разделение на подгруппы в игровой форме.
Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный, порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
Ход игры:
Детям предлагаются выбрать карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку. Таким образом, дети могут разбиться на подгруппы.
Игра «Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, видах транспорта т. д., учить описывать и узнавать предметы по описанию, разделение на подгруппы в игровой форме.
Материал: предметы (муляжи, картинки. Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается далее распределиться на подгруппы по определенным признакам. Например, у кого фрукты в одну команду, у кого овощи –в другую, у кого наземный транспорт -в одну команду, воздушный –в другую, водный -в третью.
Игра «Собери шарики»
Цель: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий, разделение на подгруппы в игровой форме.
Для игры подбираются шары (деревянные, пластмассовые, резиновые, разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их быстрей». Дети бегут за шариками и приносят воспитателю, вместе рассматривают у кого, какой шарик. Далее воспитатель предлагает разделиться по подгруппам по определенным признакам: у кого резиновый - в одну подгруппу, пластмассовый - в другую, деревянные - в третью. Аналогично, если шарики разного цвета.
Итак, способов деления на команды достаточно много. Главная их особенность в том, чтобы в течение учебного года ребенок возможность поработать в команде со всеми детьми, т.к. внутрь такой организации возникают естественные условия для сравнения и оценки своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями сверстников.
.