Организация социального партнерства ДОО и семьи в условиях разновозрастной группы детского сада
консультация

Екатерина Александровна Ермакова

Консультация "Организация социального партнерства ДОО и семьи в условиях разновозрастной группы детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

Консультация

«Организация социального партнерства ДОО и семьи

в условиях разновозрастной группы

детского сада»

Воспитатель

группы общеразвивающей направленности №3

Ермакова Е.А.

г. Заволжье, 2024 г.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, речевые и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остаётся актуальной. Становится всё более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности дошкольных образовательных учреждений невозможно без эффективности сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время вводится в систему дошкольного образования. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

      В соответствии с Законом "Об образовании" и Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования  одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОУ. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы разнообразит пребывание детей в детском саду. Семью необходимо рассматривать, как целостную систему, все члены которой взаимозависимы друг от друга. Однако в настоящее время степень участия представителей старшего поколения отстаёт от реальных потребностей и современных требований общества. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Современному педагогу необходимо искать пути и увеличивать круг взаимодействия со старшим поколением семей в воспитании детей дошкольного возраста. 

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам развития речи и приобщения к чтению;
  • речевая  готовность – повышение уровня подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной речевой  деятельности;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства «родители – дети – педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое. Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит  подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

Социальное партнёрство детского сада и семьи может обеспечить эффективное развитие при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям относятся:

  • создание доброжелательной атмосферы в общении педагогов и родителей ДОУ;
  • включение родителей в развивающий процесс в условиях ДОУ в качестве активных его участников;
  • повышение уровня знаний родителей благодаря транслирующей функции педагогов и специалистов ДОУ;
  • представление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ (клуб родителей, консультации и беседы, совместные развлечения и праздники, Дни открытых дверей, наглядно-информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и т.д.);
  • знакомство родителей с современными образовательными технологиями, используемыми педагогами в работе с детьми (рекомендации специалистов, проведение деловых игр, тренингов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов; заочная школа для родителей и т.д.);
  • приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей и педагогов к вопросам развития и воспитания детей;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства «родители – дети – педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует вариативности форм работы ДОУ с семьёй. В процессе взаимодействия с родителями педагогом могут быть использованы  достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

  • педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации;
  • общие и групповые собрания;
  • наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Помимо традиционных форм, педагоги используют в своей практике инновационные активные формы работы с семьёй. Выделяют следующие:

  1. коллективные:
  • родительские собрания (в традиционной и нетрадиционной форме),
  • дни открытых дверей,
  • мастер-классы,
  • семинары-практикумы,
  • ролевые игры,
  • круглые столы,
  • конференции,
  • конкурсы,
  • семейные педагогические проекты,
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • сезонные праздники,
  • беседа с чаепитием и др.
  1. Наглядно-информационные: 
  • выставки детских работ,
  • информационные уголки,
  • папки-раскладушки,
  • электронная фото рамка,
  • памятки,
  • буклеты,
  • листовки  др.
  1. Индивидуальные:
  • консультации,
  • «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития,
  • телефон доверия,
  • анализ педагогических ситуаций,  
  • беседы,
  • консультации,
  • посещения семей,
  • поручения родителям и др.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.  А использование комплекса методических приёмов, привлечение бабушек и дедушек к воспитанию подрастающего поколения на базе дошкольного учреждения будут способствовать становлению взаимодействия старшего поколения семьи с внуками, улучшению межличностных отношений между детьми и родителями, внуками и бабушками (дедушками), что в конечном итоге служит установлению преемственности между поколениями. В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Желательно, чтобы бабушки и дедушки также стали частыми гостями в группе. Ведь добротой и лаской они смогли бы заполнить нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада

Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...

"Организация праздников и развлечений в разновозрастной группе детского сада"

Данная презентация готовилась как  отчетный  материал по  работе  в   разновозрастных  группах. Презентовалась в курганском  ИРОСТе на   областном   вебина...

Социальное партнерство ДОУ и семьи как условие оптимизации двигательной активности дошкольников в повседневной жизн

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15930082","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","style":"height: 401px; width: 680px;","width":"480"}}]] Уже многие знают,...

Предметно-игровая среда в условиях разновозрастной группы детского сада

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования определяет требование к созд...

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры  в разновозрастных группах  детского сада»...

Организация социального партнерства ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ

quot;Организация социального партнерства с ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ"...