Предметно-игровая среда в условиях разновозрастной группы детского сада
материал на тему

Карманова Светлана Юрьевна

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования определяет требование к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Мы рассматриваем возможности создания, наполнения и обновления предметно-игровой среды в условиях разновозрастной группы дошкольников, поскольку функционирование таких групп имеет место в нашем детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda.docx21.46 КБ
Файл prezentatsiya_sreda.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Предметно-игровая среда в условиях разновозрастной группы детского сада

Абашева Светлана Юрьевна,

старший воспитатель

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования определяет требование к созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Мы рассматриваем возможности создания, наполнения и обновления предметно-игровой среды в условиях разновозрастной группы дошкольников, поскольку функционирование таких групп имеет место в нашем детском саду.

Теоретико-методологическим основанием для начала создания предметно-пространственной среды легли психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного вопроса.

- в условиях разновозрастной группы необходима специальная организация среды, способствующая развитию мотивационного поля взаимодействия детей разного возраста (Л.В.Байбородова, О.В.Соловьёв);

- предметно-игровая среда разновозрастной группы обеспечивает реализацию возможностей естественной передачи игровых способов от старших детей к младшим в сочетании со специальным руководством их усвоения педагогом (А.В.Запорожец);

- среда должна соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу его развития, то есть обеспечивать создание зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский).

Рассматривая проблему создания и наполнения развивающей среды в условиях разновозрастной группы, мы опирались на принципы, основой определения которых послужили исследования современных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, дизайнеров. В качестве основополагающих мы выделили для себя следующие: принцип эмоциональной комфортности, активности, учета разновозрастности объединения детей, динамичности, опережающего характера содержания образования.

Рассмотрим каждый из них.

Принцип эмоциональной комфортности. 

Известно, что одной из характеристик психического здоровья ребенка является внутренний комфорт, бесстрашие перед новым шагом, ощущение полноты жизни «здесь и теперь», а не в прошлом или в будущем. Психологический микроклимат и эмоциональный фон предметно-игровой среды соответствует определённым требованиям: предоставление возможности максимальной свободы действий; обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка; демонстрация положительного отношения к детям;

По утверждению российского психолога Павла Васильевича Симонова разновозрастная среда является наиболее благоприятным педагогическим явлением для удовлетворения этих требований. Реализация этого принципа способствует развитию взаимодействия детей разного возраста, так как на фоне доброжелательности во взаимоотношениях, симпатии и взаимопомощи легче строятся отношения, характер взаимоотношений приобретает положительно эмоциональную окраску.

Принцип активности заключается в том, что среда должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, обеспечивать возможность каждому ребенку проявить себя. Предметная среда в группах нашего детского сада построена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным видом деятельности дети имели возможность самостоятельно перемещаться по групповому помещению, а также полностью распоряжаться всевозможными материалами и оборудованием.

При этом соблюдается ряд требований:

Атрибуты, игрушки для подвижных игр для каждого возраста и размещаться на такой высоте, чтобы дети могли свободно использовать в самостоятельной деятельности. Игрушки и пособия для детей более старшего возраста хранятся в секционных шкафах, навесных полках. Игрушки для детей младшего возраста располагаются на открытых нижних полках, чтобы их удобно было брать.

Предметно-игровая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. В групповых помещениях нашего детского сада этому способствуют изменения ее вещественных компонентов, включение в ее состав новых видов игрового материала. Предметная среда меняется с учетом реализации творческих проектов и тематического календарного планирования.

Принцип учета разновозрастности объединения детей состоит в том, что предметно-игровая среда должна способствовать усилению общения и взаимодействия детей разного возраста, сочетая естественные взаимодействия в ходе непосредственного общения и целенаправленное дифференцированное взаимодействие педагога со старшими и младшими детьми в ходе общей совместной игры. Это становится возможным при определённых условиях:

- создании мотивационной основы, при которой у детей разного возраста возникает потребность к взаимодействию;

- обеспечении интересного для детей разного возраста предметного содержания среды;

- активном включении детей старшего возраста в создание предметно-игровой среды;

- организации взаимодействия детей разного возраста, детей и взрослых на принципах сотрудничества.

Соответствие этому принципу обеспечивает детям разного возраста чувство свободы, возможность исследовать, проверять свои способности, делиться переживаниями.

Принцип динамичности предполагает нахождение оптимального соотношения между видоизменяемыми и неизменными компонентами среды. В нашем детском саду этот принцип реализуется через:

-   зонирование пространства игровых комнат и использование полифункционального игрового материала;

В группах детского сада организованы такие центры предметно-пространственной среды, как центр физического развития, центр социально-личностного развития, центр познавательно-речевого развития и центр художественно-эстетического развития включающие в себя игровые уголки безопасности, природы, сенсорики, книги, познавательный уголок с наглядно-дидактическим материалом, уголок изо-деятельности; музыкальный уголок; театрализованный уголок.

В группе каждый может найти себе место, удобное для деятельности, отвечающее интересам и возрастным особенностям ребёнка и комфортное, с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия. Этим данный принцип организации среды в условиях разновозрастной группы расширяет возможности проявления активности и самостоятельности детей разного возраста.

Для того, чтобы среда побуждала ребенка к новым открытиям, новым замыслам, т.е. действительно способствовала его дальнейшему развитию, педагоги обновляют игровой материал, при этом варьируя свою позицию и позицию детей более старшего возраста в сторону увеличения их самостоятельности в играх.

Принцип опережающего характера содержания образования заключается в том, что каждый воспитатель, подбирая в своей возрастной группе те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, включает в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.

Определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. При этом стараясь, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно и безопасно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Есть ряд показателей, по которым можно оценить качество созданной в группе развивающей среды и степень ее влияния на детей:

  • Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
  • Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
  • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, игровых импровизаций и других продуктов, созданных детьми в течение дня.
  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Таким образом, опираясь на выше представленные принципы создания и наполнения предметно – развивающей среды с учетом разновозрастного сообщества, педагоги образовательной организации создают благоприятную развивающую среду в групповых помещениях и в детском саду в целом. Мы постарались сделать её информативно богатой, обеспечивающей сочетание содержания, эстетического художественного решения, качественного наполнения различным материалом, обеспечивающим содержательное пребывание взрослых и детей в детском саду.

Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений. Здесь старшие помогают младшим, а младшие перенимают все положительные качества старших.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и деятельности детей, создании и наполнении предметно-развивающей среды в группе.

 

Спасибо за внимание!

                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ, НАПОЛНЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Слайд 2

В условиях разновозрастной группы необходима специальная организация среды, способствующая развитию мотивационного поля взаимодействия детей разного возраста (Л.В.Байбородова, О.В.Соловьёв ) П редметно-игровая среда разновозрастной группы обеспечивает реализацию возможностей естественной передачи игровых способов от старших детей к младшим в сочетании со специальным руководством их усвоения педагогом (А.В.Запорожец ) С реда должна соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу его развития, то есть обеспечивать создание зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский).

Слайд 3

П ринцип эмоциональной комфортности Принцип активности Принцип учета разновозрастности объединения детей Принцип опережающего характера содержания образования ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И НАПОЛНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВННОЙ СРЕДЫ Принцип динамичности

Слайд 4

Принцип эмоциональной комфортности

Слайд 5

Принцип активности

Слайд 6

Принцип учета возрастных особенностей

Слайд 7

Принцип динамичности

Слайд 9

Принцип опережающего характера содержания образования

Слайд 12

СОЗДАНИЕ, НАПОЛНЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для конструктивной деятельности детей в разновозрастной группе детского сада.

Обучение дошкольников конструированию и ручному труду.Условия для успешного творчества....

Анализ-описание предметно-развивающей среды младшей разновозрастной группы детского сада.

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие  широкого круга детских интересов...

«Особенности формирования современной качественной предметно-развивающей среды в условиях разновозрастной группы дошкольной организации в свете требований ФГОС ДО»

Предметная развивающая среда - это:-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с тре...

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры в разновозрастных группах детского сада»

Презентация «Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры  в разновозрастных группах  детского сада»...

Исследовательская работа в разновозрастной группе на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность в разновозрастной группе детского сада»

. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы ...

«Особенности создания образовательной среды в разновозрастной группе детского сада»

laquo;Особенности создания образовательной среды в разновозрастной группедетского сада»...