Конспект занятия «Дети блокадного Ленинграда»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чернова Ольга Викторовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_kopiya.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематической беседы

«Дети блокадного Ленинграда»

( подготовительная группа)

Цели тематической беседы:

  • Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории города Санкт - Петербурга, страны.
  • Установить связь между поколениями.
  • Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.

Задачи тематической беседы:

  • Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.
  • Сформировать представление, о том за какие заслуги город
  • Ленинград получил звание города-героя.
  • Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.
  • Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.
  • Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.
  • Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

Предварительная работа:

  • Чтение книг в группе:
  • «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.
  • «Вот как это было». Автор Юрий Герман.
  • «Кукла». Автор Г. Черкашин.
  • «900 дней мужества». В.Воскобойников.
  • Рассказы воспитателя о Дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойковсти юных ленинградцев.
    Рисунки, посвященные Блокаде Ленинграда.

: Посещение музея.

 

Ход занятия:

Дети, вы любите праздники? (ответы детей)

Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.

27 января - это памятная дата для всех жителей нашей страны.

В истории города, Санкт-Петербурга,есть особая страница. Давным-давно (семьдесят восемьлет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце. Как вы думаете, есть ли сердце у города? ( Ответы детей).

Пока в городе живы люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города, город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады.

Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

Это кольцо вокруг города. Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него.. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900... Это почти 2,5 года. р блока ото лени, воленстих доли н была , ата об усы и троплейбус. Не

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу. Где проходила эта дорога? Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» А почему она так называлась? (ответы детей)

По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким.

Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку .Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм(показ предмета временной экспозиции

- кусочек хлеба)И всё, больше ничего - только вода.

До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?(ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)

Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. И, давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. Да, сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как-то согреться. ( показ предмета временной экспозиции- керасиновая лампа) Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых

400 тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков.

У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята такого же возраста как и вы,сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх.

Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Новый Год - праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни.

Учителя совершили настоящий подвиг - были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети?

Т.А. :Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города Работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов - ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Звучит музыка «Седьмая симфония» Д.Д. Шостаковича

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час.

27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвинут памятник «Цветок жизни».Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли - взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители нашего города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие и наш прекрасный город!

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге.

Наше занятие я хочу закончить отрывком из стихотворения Ольги Берггольц:

Сестра моя, товарищ, друг и брат!

Ведь это мы, рожденные блокадой.

Нас вместе называют «Ленинград», И шар земной гордится Ленинградом!

Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили город нарисуем коллективную работу «Дорога жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Блокада Ленинграда"

Конспект Занятия "Блокада Ленинграда"...

Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога жизни» (рисование) (для старшего дошкольного возраста)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга    Конспект занятия «Блокада Ленинграда. Дорога ...

Конспект занятия "Блокада Ленинграда"

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны. 2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады. 3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявши...

Конспект занятия "Блокадный Ленинград"

У детей нужно расширять знания о ВОВ, городах героях....

Конспект занятия "Блокада Ленинграда"

Конспект занятия "Блокада Ленинграда"Цель:        -         продолжать расширять знания детей о ВОВЗадачи:...

Конспект занятия "Блокадный Ленинград"

Ознакомление дошкольников с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт-Петербурга), с музыкальными произведениями военной тематики; формирование н...