Конспект занятия "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Блокада Ленинграда»
Цель:обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.
Интегрированные задачи:
Образовательные:Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокадуиспользуя ИКТ.Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие:Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Воспитательные:Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам.Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Предварительная работа:
- Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
- Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
- Чтение художественных произведений по теме.
- Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
- Прослушивание песен и музыки военных лет.
- Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
- Рассказ о блокаде, стихи о блокаде…,
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
«Под мирным небом»
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий – не хочет войны.
Нам в жизни открыты – любые пути.
Под небом спокойным, хотим мы расти».
Воспитатель: ребята, есть такой город, который называется Санкт – Петербург, он красив и горд.
Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.
Ты красив в любое время года:
Грустной осенью, студеною зимой.
И в жару, и даже в непогоду
Я люблю тебя, мой город над Невой!
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!
Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для города.Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.
Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечал город 27 января. Это очень памятная дата для города.
Во время войны город назывался Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.Она соединила Ленинград с большой землёй.
(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» Осталась одна Таня.
.
Физкультминутка
В осеннем тумане Закрывают ладонями глаза
В январском снегу Разводят руки в стороны
Стоит Петербург Руки над головой в виде крыши
На морском берегу Плавные движения руками-волны
С дворцами и парками Отводят руки влево и вправо
Строг и красив Повторить
Как будто вплывает Движения руками «плывут»
В широкий залив Повтор
В блокадные дни Шагают на месте
Под обстрелом в снегу Повторить
Не сдался, не сдался Повороты головы
Наш город врагу Повтор
Чтение стихов
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
****
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома(звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов.
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день!Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.Многие здания в освобождённом здании были разрушены
Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады,у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт! »
Чтоб помнили все строчки эти.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Рефлексия
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. О каких мемориалах вы узнали?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Блокада Ленинграда"
Конспект "Блокада Ленинграда"...
план-конспект "Блокада Ленинграда" для детей 4-5 лет
конспект к презентации для среднего дошкольного возраста "Ко дню снятия блокады"...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Конспект "Блокада Ленинграда"
Тема : «Блокада Ленинграда»Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «П...
Конспект "Блокада Ленинграда" старшая группа
Конспект создан для проведения тематических занятий с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект "Блокадный Ленинград
quot;Снятие Блокады"...
Конспект НОД «Ленинград Блокада Память» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия с показом презентации на интерактивной доске...