Тема выступления на методическом объединении: «Эффективные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ в семье»
методическая разработка (старшая группа)

Тесленко Татьяна Александровна

Мы хотим представить вам свой опыт работы по теме: «Эффективные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ в семье».

Мы работаем  не первый год на группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет. Нашу группу посещает 15 детей, из них 8 детей инвалидов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

                                                     «Детский сад №171»  

 

   Тема выступления на ГМО:

«Эффективные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ в семье»

                                                                       

                                                                                    Подготовили воспитатели:

                                                                                                                      Карлова Н. А.

                                                                                                     Тесленко Т. А.

                                                            Оренбург, 2024                                            

   

 (СЛАЙД №2)  

          Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы хотим представить вам свой опыт работы по теме: «Эффективные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ в семье».

Мы работаем  не первый год на группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет. Нашу группу посещает 15 детей, из них 8 детей инвалидов.

 (СЛАЙД №3)  

         С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Как сказал Д.С. Лихачев : «Любовь к родному краю , к родной культуре ,к родному селу или городу начинается  с малого –с любви к своей семье, к своему жилищу.» Это чувства, из которых может вырасти патриотизм. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании детей с ОВЗ, используются новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи в семье.   

       Современными формами работы по организации нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ в семье являются:                                                       - образовательное путешествие,                                                                                                       -квест технология,                                                                                                                   -веб-квест,                                                                                                                                                      -флеш-анимация (мультипликация)                                                                                                - ИКТ –технология,                                                                                                                                                 -виртуальные экскурсии,                                                                                                                       -тематические акции (экологические акции),                                                                                                  -флэш-моб,                                                                                                                                                    -технология проектирования,                                                                                                  (СЛАЙД №4)   Как показывает наша практика, наиболее запоминающиеся и результативные те формы работы, где дети сами являются активными участниками. Одним из наиболее эффективных методов мы считаем образовательное путешествие.  Маршрут путешествия может пролегать как в реальном, так и в виртуальном пространстве.                                                                                                      (СЛАЙД №5)   В своей практической работе мы определяем:                                            ЭТАПЫ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   ПУТЕШЕСТВИЯ:                                                          

  • подготовка к путешествию,                                                                                                        
  • работа на маршруте                                                                                              
  • подведение итогов путешествия (защита).

(СЛАЙД №6)  Используем определенные правила:

Пример правил образовательного путешествия

  • к путешествию надо готовиться: вспомнить, всё, что вам известно о том, куда собираетесь направиться;
  • путешествие связано с передвижением в пространстве, поэтому используем карту или план, чтобы прокладывать свой маршрут;
  • интрига путешествия заключена в вопросе, на который вам надо попытаться ответить в финале;
  • можно фиксировать информацию и собственные впечатления на полях маршрутного листа (зарисовками или текстом);
  • работайте всей группой, обсуждайте и спорьте и тогда вы сможете найти ответы на самые сложные вопросы;
  • после путешествия не забудьте обсудить свои открытия.
  • для подведения итогов предложить дома выполнить совместное с родителями творческое задание рисунок или поделку по теме.

  (СЛАЙД №7) Мы проводили в нашей группе компенсирующей направленности образовательное «Путешествие по жемчужинам Оренбургской области».

В посылке, которую нам передали, ребята находят предметы: соль, шишки, пуховый платок и жемчужины. Предполагают к каким городам они могут иметь отношение: соль - Соль-Илецк, пуховый платок – Саракташ, шишка - Бузулук, жемчучины остаются под вопросом, в беседе мы узнали, что жемчужина - это богатство. Это очень красивые и дорогие для сердца места. Рассматривают карту, делают метки на карте нужных городов.

(СЛАЙД №8)

Отправляются в Соль-Илецк

1. смотрят презентацию

2. проводят исследование свойств соли

3. отгадывают загадку

4. разыгрывают сценку «Арбуз»

(СЛАЙД №9)

Снова отправляются в путь - Саракташ.

1. Слушание песни «Оренбургский пуховый платок»

2. исследуют пуховый платок

3. опыт с пуховым платком

(СЛАЙД №10)

Отправляются   дальше -Бузулук.

1. просмотрели презентацию про город Бузулук

2. выполнили дыхательную гимнастику «Белочки»

3. поиграли в игру «Узнай по голосу»

4. нарисовали Бузулукский бор

Подвели итоги путешествия. Ещё раз вспомнили по каким жемчужинам области путешествовали. На карте Оренбургской области сделали метки зеленым флажком, о том, что там побывали.

(СЛАЙД №11) Маршрутный лист «Путешествия по жемчужинам Оренбургской области»

(СЛАЙД №12) «Путешествие по городу Оренбург».

   Ребята любят рассматривать карту города Оренбурга. Было предложено рассмотреть и показать знакомые улицы и достопримечательности на карте.

(СЛАЙД №13)

Выслушав ребят, предлагаем выполнить разные задания и узнать новую информацию о городе.

(СЛАЙД №14) Нарисовали карту достопримечательностей города.                                            

(СЛАЙД №15)     В настоящее время популярной формой организации для детей и родителей становится квест –технология.                                                                                                                                      

      Квесттехнология - это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть, как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающие неделю, месяц, квартал.     

     Квест предполагает выполнение детьми с родителями проблемных заданий c элементами ролевой игры.

  С помощью такой игры можно реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. (например: путешествие по родному городу, дорогами войны, разведчики и  т.д) Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение.

(СЛАЙД № 16 )  

   Мы в своей группе накануне 23февраля провели квест –игру «Поздравь солдата с 23 февраля!», обьяснив, что скоро праздник-день Защитника Отечества, предложила поздравить наших солдат с праздником, порадовать их теплыми словами, выразить им благодарность. Для этого нужен телефон, чтобы найти телефон нужно выполнить задания.

1.Ребята собрались в штабе, обсудили кто будет капитаном команды, вспомнили какими словами можно поздравить с праздником. В настоящий бинокль рассмотрели окружающую местность.

2.Выполнили задание: сделали укрепление своего штаба.

3. Выполнили задание: на карте России нашли два города, столицу России и родной город Оренбург.

(СЛАЙД № 17 )  

4. Выполнили задание: раскрасили герб  России.

5. Выполнили задание: посоревновались, кто быстрее завяжет настоящий вещ.мешок.

6. Выполнили задание: девочки собрали военную медицинскую сумку.

(СЛАЙД № 18 )  

7.Выполнив все задания, сделали привал, подкрепились   пшеничной кашей из армейского котелка.

8.На телефон воспитателя вдруг приходит сообщение о местонахождении телефона, теперь можно звонить и передать свои слова поздравления. Капитан команды Данил, передает от всех поздравления. Стук в дверь группы-ответные слова из армии-угощение настоящим сухпаем.

Конечно же, огромную помощь нам оказали родители в организации  и подготовки  квеста. Используя, более сложный сценарий квеста , дети проходят вместе с родителями квест.

 (СЛАЙД №19 )  

  квест предполагает физическое перемещение в пространстве при выполнении задания, но перемещаться можно ещё и с использованием ресурсов сети Интернет- виртуально.  Виртуальное перемещение в пространстве — это веб-квест 

        Технически составление веб-квеста начинается с разработки простейшего сайта, куда вы добавите внутренние и внешние гиперссылки, виджеты, заранее разработанные интерактивные дидактические упражнения. Но, как и для любого мероприятия, важен сценарий, по которому будет проходить квест.  

 (СЛАЙД №20) Квесты можно создать и на платформе создания квестов Joyteka(джойтека), это скрин платформы, там уже имеются готовые комнаты, где можно вставить свои задания.   Воспитателю приходит отчет кто из детей прошел веб квест.(Примеры наших квестов: открыть , показать)

 Россия – моя Родина! - https://joyteka.com/100570609 

(выполнив все задания вы найдете ключ от двери)

Достопримечательности Оренбурга -  ИГРАТЬ https://joyteka.com/100570077 

(открой двери выполнив все задания)

Моя Родина - https://joyteka.com/100136410 

(открой двери, выполнив все задания)

 (СЛАЙД №21)  Флеш –анимация. Флеш-анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы. Смотреть анимационные фильмы любят все, а делать их еще увлекательнее.

       Создание мультфильма - это многогранный процесс, объединяющий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. в результате чего у дошкольников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.                                                                                          

В настоящее время существует различные технологии и виды мультипликации: -  рисуночная, пластилиновая, кукольная, магнитная, оригами, классическая (традиционная), стоп-кадровая (кукольная), спрайтовая, морфинг, цветовая, 3D-анимация, захват движения. 

(СЛАЙД №22 )   

Как создать мультфильм ?

придумывание сюжета и написание литературного сценария (сочиняем вместе всей группой или дома дети вместе с родителями)

  1.  создание персонажей, места действия, фона. Создаются наброски фаз движения и настроения.
  2. определяется схема фильма, рассчитывается время для каждого сюжета.
  3.  формируется композиция кадра, определяется оптимальное для каждого героя движение и осуществляется прорисовка этого движения в виде коротких сюжетов.
  4.  монтаж созданных ранее сюжетов; создание заставок, титров, музыкальное оформление фильма.

(СЛАЙД №23 ) (обратить внимание на фото)

На этом слайде мы видим как наши ребята работают над соданием мультфильма.

(СЛАЙД №24)

(СЛАЙД №25 )Хотим представить Вашему вниманию наши мультфильмы, созданные в программе сони вегас «Ласковая Родина», «Истории про Оренбург»-1серия, продолжаем работать над следующей серией «Историй про Оренбург»

(СЛАЙД №26) Для закрепления пройденного материала с детьми ОВЗ в детском саду мы используем ИКТ –технологию, создаем  дидактические игры  .Игры простые  , можно играть даже в телефоне.  Родителям даем ссылку на игру.                                Для создания дидактических игр существует множество игровых платформ. Мы используем игровую платформу Learning Apps (лернингапс), на слайде скрин платформы. Здесь можно найти готовые конструкторы, в которые мы вставляем свой материал для игр. Рассмотрим одну из игр. Ещё используем игровую платформу планета пазлов.

 (СЛАЙД №27 )   На сегодняшний день новая  эффективная форма патриотического воспитания - это виртуальные экскурсии. С их помощью возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. 

Виды виртуальных экскурсий:        

    -Биографическая – это экскурсия, связанная с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов.                                                                                              

-Краеведческая – это один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего родного края.

-Культурно-художественная или историческая – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной среде (музейная экспозиция) 

-Обзорная – это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

 – Фотопутешествие: мультимедийные презентации с помощью программы Power Point , слайд-шоу

– Видеоэкскурсия: запись и создание видеоролика самостоятельно или использование уже готовых обучающих видеосюжетов, размещенные на сайтах реальных музеев или сети Интернет, а также мы используем фото и  видеозаписи семейного путешествия, где экскурсоводом выступает  сам ребенок. 

(СЛАЙД №28,29,30 )  

Примеры экскурсий

 (СЛАЙД №31) В своей  работе по патриотическому воспитанию мы используем: тематические акции- это дна из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Акция (как деятельность, действие) – это публичное действие, ставящее целью привлечь внимание к чему-либо. 

         Целью проведения тематических акций является воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. 

Задача: привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

В тематических акциях принимают активное участие, как дети, так и их родители. Привлечение родителей к участию в акциях делает такую форму работы особенно ценной.

Чаще всего тема акции зависит от календарно-тематического планирования, в рамках работы над определенной темой, объявляется акция.

(СЛАЙД №32) Мы с ребятами провели в группе:

Акция Марафон Добра «Покормите птиц зимой!» -

Цель акции: закрепить представления воспитанников о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.                    

 Результат акции.  Семья Ани   изготовили съедобную кормушку для птиц. Дети на прогулке выбрали место и повесили кормушку. Другие ребята группы совместно с родителями приобрели корм для других кормушек на участке сада.    

(СЛАЙД №33 )  Всероссийская акция «Бессмертный полк».

Цель акции: освежить в памяти период Великой Отечественной Войны. А также вспомнить про тех героев, которые за счет собственной жизни смогли подарить нам счастливое мирное будущее. Они боролись за освобождение России и заслуживают на вечную память.

Результат акции. Семьи Малика, Саши  изготовили  портреты своих родных дедушек ветеранов.

Патриотическая акция «Окна Победы»

Цель акции: формирование патриотических чувств и любви к Родине. Привлечение внимания участие в праздновании Дня Победы и почтить память героев, сказать им «спасибо».

Результат акции. Оформленные окна, таким образом отдали дань памяти  предкам  прошедшим через ужасы войны защищая нашу Родину.

  (СЛАЙД №34 )   Флэш-моб –  это массовое мероприятие, которое несет в себе определенный посыл. Суть мероприятия заключается в том, что все участники собираются в одном месте и выполняют определенные действия.  

Накануне 23 февраля, мы ребят познакомили с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. У ребят возникло желание выразить свою благодарность Родине, сделали флеш –моб «Люблю тебя, Отечество!»

Флеш-моб в честь дня Защитника   «Люблю тебя, Отечество!»                                          (СЛАЙД №35 )                                    

Использование технологии проектирования  помогает в работе по нравственно – патриотическому воспитанию, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.

      Мы вместе с ребятами и их родителями реализовали:

Проект «Древо семьи».

 Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй. 

(СЛАЙД №36)     Проект «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны» 

(СЛАЙД №37)     Проект «Я путешественник» 

(СЛАЙД №27)     Проект «Мой папа –самый лучший»

(СЛАЙД №28)     Проект «Мой папа –самый лучший»

СЛАЙД №29)    

     Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым. На данном слайде представляем вам наш уголок патриотического воспитания.

(СЛАЙД №30)

Закончить наше выступление хочу притчей.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

        И действительно! Всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Семинар- практикум в МДОУ "Детский сад "Мечта". Тема: «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педаг...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...

Выступление на методическом объединении "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Выступление на методическом объединении "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС"...