Страницы истории и культуры родного края
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родине.
Задачи:
-Формировать элементарные знания о быие наших предков-начальный этап в познании родного края
-Разивать у детей интерес и любознательность к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем
-Формировать желание сохранять и приумножать богатство своего родного края, любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.1 МБ |
![]() | 108.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Актуальность патриотического воспитания Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: - создание условий для становления основ патриотического сознания детей; - возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного; - морально-нравственного и познавательного развития; - развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ; - формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; - чувство собственного достоинства как представителя своего народа; - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Принципы: * "Позитивный центризм; * Непрерывность и преемственность педагогического процесса; * Дифференцированный подход к каждому ребенку; * Рациональное сочетание разных видов деятельности , адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; * Деятельностный подход; * Культуросообразность ; * Интеграция ; * Региональный компонент (этнокультурная составляющая); - приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры; - вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей; - современный уровень образования.
Формы организации работы повышение квалификационного уровня воспитателей Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий взаимодействие с родителями, семьей ребенка Так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
М етоды организации работы Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине; чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений; просмотр фильмов, передач.
Система работы по патриотическому воспитанию детей: . Ознакомление с предметами ближайшего окружения: - Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; - Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; - Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; Ознакомление с явлениями общественной жизни. - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны; - Бережливое отношение к тому, что сделано людьми; - Воспитание любви к родному краю, к Родине; - Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; - Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства; Ознакомление с природой. - Воспитание любви к природе родного края; - Воспитание бережного отношения к родной природе; - Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию - создание развивающей среды по гражданско –патриотическому воспитанию; - тематические занятия; -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ; - взаимодействие с родителями; - взаимодействие с социумом.. Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». Прослушивание государственного гимна. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал. Раскрытие темы малой родины.
До новых встреч!!! Спасибо за внимание !!!
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение ДОУ «Кырлыкский детский сад»
Конспект конкурсного занятия
в старшей группе по теме:
"Народы дружбою сильны"
Автор конспекта НОД:
Дешева М.Д.
воспитатель
2024г.
Тема: "Народы дружбою сильны"
Цель: формировать у детей представление о дружбе между людьми разных национальностей.
Задачи:
1. Образовательные: закреплять и расширять представление о России; дать детям знания о многообразии народов, проживающих на территории России.
2. Развивающие: развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы; развивать личностные качества и навыки социального поведения (инициативность, произвольность, самостоятельность, организованность).
3. Воспитательные: воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, беседа, художественное слово, отгадывание загадок;
- наглядные: просмотр слайдов
- практические: динамическая пауза, дидактическая игра, гимнастика для глаз, работа в микрогруппах, танец с платочками
Материалы и оборудования:
Индивидуальная работа: над интонационной выразительностью, помощь в отработке речевых навыков, в правильном составлении предложений, содействие доброжелательному общению со сверстниками.
Содержание организованной деятельности детей:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Упражнение "Солнышко".
Цель: дать детям положительный заряд.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые! Давайте встанем полукругом, лицом к гостям. Обнимемся и подарим друг другу и гостям тепло сердец. Дети обнимаются и произносят текст:
Давай с тобой обнимемся,
И от Земли поднимемся.
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята! По дороге в детский сад я встретила девочку Сынару.
- Дело в том, что Сынару сегодня утром услышала разговор бабушки и дедушки. Они говорили, о нашей стране, которая называется Россия. Что она очень большая и сильная. И в ней живут не только алтайцы и русские, но и люди других национальностей. Ей стало очень интересно узнать про нашу страну и познакомиться с детьми других национальностей.
- Ребята, вы поможете Сынару узнать о нашей стране и подружить ее с детьми других национальностей? (Ответы детей). Какие вы молодцы! Я рада за вас.
- Ребята, а вы знаете, что такое Россия? (воспитатель выслушивает ответы детей). Я вижу вы умные дети.
- Тогда ребята, давайте сначала расскажем девочке, что такое Родина.
II. Основная часть.
1. Игра «Что такое Родина?» (дети проговаривают и передают флажок по кругу). (Ответы детей: это место, где мы живём, где наш дом, наша страна Россия, она очень большая, сильная и дружная. В нашей стране живут люди разных национальностей и они очень дружные. Государственные символы страны - флаг и герб, гимн страны, президентом является В.В.Путин. Мы его очень уважаем. В России каждая нация имеет свой национальный костюм, свои обычаи, традиции, игры и сказки. ).
Воспитатель (обращаясь к Сынару): - Теперь, Сынару, тебе понятно о какой стране говорили твои бабушка и дедушка? (Сынару в руках педагога утвердительно кивает головой).
Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята, мы познакомили Сынару нашей страной Россией. А теперь поможем найти ей подружек. Согласны? Подруги Сынару будут и вашими друзьями.
2. На экране появляется девочка в русском национальном костюме.
- Дети, кто догадался, какой национальности девочка? Правильно, русская девочка, ее зовут Алена. Поздоровайтесь с Аленой (дети здороваются). Алена очень любит петь и танцевать и хочет поиграть с вами в одну игру.
3. Русский танец с платочками (на экране показ танца).
Вот как весело потанцевали. Давайте поиграем в другую игру.
4. "Собери пазлы" (символы - флаг и герб).
- Ребята, разделитесь на две группы и соберите символы нашей страны.
5. На экране девочка и мальчик в татарской национальной одежде.
Татары трудолюбивый и энергичный народ. Ну, а кто много трудится, тот и хорошо отдыхает. Один из главных праздников - это Сабантуй - «Сабан» - это плуг, «туй» -праздник - праздник в честь окончания посевных работ. А еще во время праздников татары устраивают разные веселые игры и развлечения. Хотите поиграть в игру?
6. Татарская народная игра «Тюбетейка»
7. На экране появляется девочка Саардана из Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) очень красивая и уникальная. Флаг и герб республики Саха (Якутия) являются официальными государственными символами республики. Столица республики - город Якутск. Вся территория Якутии лежит в зоне вечной мерзлоты. Климат: долгая и холодная зима, бурная и многоцветная весна, короткое и знойное лето. Республика славится золотом и алмазами. На территории Якутии расположено два заповедника: Олёкминский и Усть-Ленский. В лесах живет много разных животных и птиц. (Показ слайдов).
8. Якутская подвижная игра «Меткий охотник».
- Наша страна Россия огромная и многонациональная. Мы познакомились с некоторыми нациями. В следующий раз познакомим Сынару еще с друзьями.
- Ребята, я хотела узнать, а вы любите нашу Родину? Какие молодцы!
9. Игра "Свободный микрофон".
- Тогда давайте друг другу будем передавать этот микрофон и пожелаем нашей стране все, что вы желаете. Какие пожелания вы бы хотели пожелать нашей стране? (Дети друг другу передают микрофон и говорят пожелания).
III. Заключительная часть.
Воспитатель (обращаясь к Сынару): Вот видишь, Сынару, какая интересная наша Родина, какая она уникальная. Теперь у тебя много друзей, ты с ними будешь общаться, дружить.
1. Рефлексия.
- Ребята, кому мы сегодня помогли? (Сынару).
- Что она узнала от своих бабушки и дедушки? (о России, о людях других национальностей).
И в заключении мне хочется прочитать строки из стихотворения:
Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране.
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь – кругом друзья.
- Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"
Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

Конспект НОД для среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей и культурой родного края "Загадки Сереброзубой Пампалче"
Этнокультурное воспитание в детском саду предполагает изучение народного фольклора. Данное занятие построено на основе сказки, хорошо знакомой детям. Такие области как Ко...
Педагогическая гостинная: "Развитие патриотических чувств у детей в процессе приобщения их к истории и культур родного края"
Основы для воспитания в детях патриотизма....

Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)
Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»
На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...

Творческий проект по направлению:«История и культура родного края» «Тепло родного дома»
Проблема патриотического воспитания у дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитывать любовь к родине, а оказывается , не в состоянии воспитать любовь к самому близкому...