Страницы истории и культуры родного края
план-конспект занятия (старшая группа)

Дешева Мызылдай Делдоновна

Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родине.

Задачи: 

-Формировать элементарные знания о быие наших предков-начальный этап в познании родного края

-Разивать у детей интерес и любознательность к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем

 -Формировать желание сохранять и приумножать богатство своего родного края, любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ"

Слайд 2

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Актуальность патриотического воспитания Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Слайд 3

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: - создание условий для становления основ патриотического сознания детей; - возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного; - морально-нравственного и познавательного развития; - развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ; - формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; - чувство собственного достоинства как представителя своего народа; - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Слайд 4

Принципы: * "Позитивный центризм; * Непрерывность и преемственность педагогического процесса; * Дифференцированный подход к каждому ребенку; * Рациональное сочетание разных видов деятельности , адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; * Деятельностный подход; * Культуросообразность ; * Интеграция ; * Региональный компонент (этнокультурная составляющая); - приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры; - вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей; - современный уровень образования.

Слайд 5

Формы организации работы повышение квалификационного уровня воспитателей Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий взаимодействие с родителями, семьей ребенка Так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Слайд 6

М етоды организации работы Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине; чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений; просмотр фильмов, передач.

Слайд 7

Система работы по патриотическому воспитанию детей: . Ознакомление с предметами ближайшего окружения: - Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; - Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; - Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; Ознакомление с явлениями общественной жизни. - Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны; - Бережливое отношение к тому, что сделано людьми; - Воспитание любви к родному краю, к Родине; - Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; - Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства; Ознакомление с природой. - Воспитание любви к природе родного края; - Воспитание бережного отношения к родной природе; - Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Слайд 8

Формы работы по патриотическому воспитанию - создание развивающей среды по гражданско –патриотическому воспитанию; - тематические занятия; -беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ; - взаимодействие с родителями; - взаимодействие с социумом.. Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте. Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». Прослушивание государственного гимна. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал. Раскрытие темы малой родины.

Слайд 9

До новых встреч!!! Спасибо за внимание !!!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение ДОУ «Кырлыкский детский сад»

Конспект конкурсного занятия

в старшей группе по теме:

"Народы дружбою сильны"

Picture background

Автор конспекта НОД:

Дешева М.Д.

 воспитатель

2024г.

Тема: "Народы дружбою сильны"

Цель: формировать у детей представление о дружбе между людьми разных национальностей.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять и расширять представление о России; дать детям знания о многообразии народов, проживающих на территории России.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы; развивать личностные качества и навыки социального поведения (инициативность, произвольность, самостоятельность, организованность).

3. Воспитательные: воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Методы и приемы:

- словесные: вопросы, беседа, художественное слово, отгадывание загадок;

- наглядные: просмотр слайдов

- практические: динамическая пауза, дидактическая игра, гимнастика для глаз, работа в микрогруппах, танец с платочками

Материалы и оборудования:  

Индивидуальная работа: над интонационной выразительностью, помощь в отработке речевых навыков, в правильном составлении предложений, содействие доброжелательному общению со сверстниками.

Содержание организованной деятельности детей:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Упражнение "Солнышко".

Цель: дать детям положительный заряд.

- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые! Давайте встанем полукругом, лицом к гостям. Обнимемся и подарим друг другу и гостям тепло сердец. Дети обнимаются и  произносят текст:

Давай с тобой обнимемся,

И от Земли поднимемся.

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!

2. Создание проблемной ситуации.

Ребята! По дороге в детский сад я встретила девочку Сынару.

- Дело в том, что Сынару сегодня утром услышала разговор бабушки и дедушки. Они говорили, о нашей стране, которая называется Россия. Что она очень большая и сильная. И в ней живут не только алтайцы и русские, но и люди других национальностей. Ей стало очень интересно узнать про нашу страну и  познакомиться с детьми других национальностей.

- Ребята, вы поможете Сынару узнать о нашей стране и подружить ее с детьми других национальностей? (Ответы детей). Какие вы молодцы! Я рада за вас.

- Ребята, а вы знаете, что такое Россия? (воспитатель выслушивает ответы детей). Я вижу вы умные дети.

- Тогда ребята, давайте сначала расскажем девочке, что такое Родина.

II. Основная часть.

1.  Игра «Что такое Родина?» (дети проговаривают и передают флажок по кругу). (Ответы детей: это место, где мы живём, где наш дом, наша страна Россия, она очень большая, сильная и дружная. В нашей стране живут люди разных национальностей и они очень дружные. Государственные символы страны - флаг и герб, гимн страны, президентом является В.В.Путин. Мы его очень уважаем. В России каждая нация имеет свой национальный костюм, свои обычаи, традиции, игры и сказки. ).

 

Воспитатель (обращаясь к Сынару): - Теперь, Сынару, тебе понятно о какой стране говорили твои бабушка и дедушка? (Сынару в руках педагога утвердительно кивает головой).

Воспитатель (обращаясь к детям): - Ребята, мы познакомили Сынару нашей страной Россией. А теперь поможем найти ей подружек. Согласны? Подруги Сынару будут и вашими друзьями.

 

2. На экране появляется девочка в русском национальном костюме.

 - Дети, кто догадался, какой национальности девочка? Правильно, русская девочка, ее зовут Алена. Поздоровайтесь с Аленой (дети здороваются).  Алена очень любит петь и танцевать и хочет поиграть с вами в одну игру.

3. Русский  танец с платочками (на экране показ танца).

 Вот как весело потанцевали. Давайте поиграем в другую игру.

4. "Собери пазлы" (символы - флаг и герб).

- Ребята, разделитесь на две группы и соберите символы нашей страны.

 5. На экране девочка и мальчик в татарской национальной одежде.

Татары трудолюбивый и энергичный народ. Ну, а кто много трудится, тот и хорошо отдыхает. Один из главных праздников - это Сабантуй - «Сабан» - это плуг, «туй» -праздник - праздник в честь окончания посевных работ. А еще во время праздников татары устраивают разные веселые игры и развлечения. Хотите поиграть в игру?

6. Татарская народная игра «Тюбетейка»

7. На экране появляется девочка Саардана из Республики Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) очень красивая и уникальная.  Флаг и герб республики Саха (Якутия) являются официальными государственными символами республики.  Столица республики - город Якутск.  Вся территория Якутии лежит в зоне вечной мерзлоты. Климат: долгая и холодная зима, бурная и многоцветная весна, короткое и знойное лето. Республика славится золотом и алмазами. На территории Якутии расположено два заповедника: Олёкминский и Усть-Ленский. В лесах живет много разных животных и птиц. (Показ слайдов).

8.  Якутская подвижная игра «Меткий охотник».

 - Наша страна Россия огромная и многонациональная. Мы познакомились с некоторыми нациями. В следующий раз познакомим Сынару еще с друзьями.

- Ребята, я хотела узнать, а вы любите нашу Родину? Какие молодцы!

 9.  Игра "Свободный микрофон".

- Тогда давайте  друг другу будем передавать этот микрофон и пожелаем нашей стране все, что вы желаете.  Какие пожелания вы бы хотели пожелать нашей стране? (Дети друг другу передают микрофон и говорят пожелания).

III. Заключительная часть.

Воспитатель (обращаясь к Сынару): Вот видишь, Сынару, какая интересная наша Родина, какая она уникальная. Теперь у тебя много друзей, ты с ними будешь общаться, дружить.  

1. Рефлексия.

-    Ребята, кому мы сегодня помогли? (Сынару).

- Что она узнала от своих бабушки и дедушки? (о России, о людях других национальностей).

 И в заключении мне хочется прочитать строки из стихотворения:

Как повезло тебе и мне

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья

Куда ни глянь – кругом друзья.

- Хочется, чтобы все народы жили в дружбе, мире, согласии. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама, Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Брошюра (из опыта работы): "Приобщение детей к истории и культуре родного края"

Вопрос воспитания нравственности и патриотизма очень актуален в современном обществе....

Конспект НОД для среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей и культурой родного края "Загадки Сереброзубой Пампалче"

Этнокультурное воспитание  в детском саду предполагает  изучение  народного фольклора.  Данное занятие построено на основе сказки,  хорошо знакомой детям. Такие области как Ко...

Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)

Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...

Творческий проект по направлению:«История и культура родного края» «Тепло родного дома»

Проблема патриотического воспитания у дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитывать любовь к родине, а оказывается , не в состоянии воспитать любовь к самому близкому...