Сообщение для педагогов в рамках педсовета №3 на тему: «Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»
материал

Ильина Елена Валерьевна

Сообщение для педагогов в рамках педсовета №3

 на тему:

«Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_pedagogov.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное учреждения

“Детский сад №161”

Сообщение для педагогов в рамках педсовета №3

 на тему:

«Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»

 Воспитатель

Ильина Елена Валерьевна.

Оренбург 2024г

     В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, родной стране, к культурно-историческому наследию. В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Нравственное и патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Для каждого человека Родина – это место где он родился, где живут его родные и близкие люди. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С раннего возраста ребенок начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей Родины, и свои первые нравственные чувства он получает в семье, в обществе, которое его окружает. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо заниматься формированием нравственных качеств и патриотических чувств, а также воспитанием уважения к национальной культуре и традициям своего народа как в семье, так и в учреждении дошкольного образования.

Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

• семья

• детский сад

• родная улица

• родной город

• страна, символика

• права и обязанности

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Комплекс задач по формированию представлений о малой Родине у воспитанников ДОУ. 

Для того, чтобы сформировать у детей представления о малой Родине, решается целый комплекс задач:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• Воспитание уважения к труду;

• Расширение представлений о городах России;

• Знакомство детей с символами государства;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

• Формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям.

Основные принципы работы по формированию у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае:

1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний);

2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3.Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

5. Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы);

6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному;

7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).

   Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Работа по формированию представлений о малой Родине идет интегрировано по всем областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».

Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

Компоненты формирования представлений о малой Родине

- Содержательный;

- Эмоционально-побудительный;

-Деятельностный ( взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество).

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

В младшей группе мы даем первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомим с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждаем детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

В средней группе: Продолжаем воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях.)

В старшей группе: Продолжаем формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Знакомим с национальностями людей проживающих в нашем крае. Знакомим с флагом и гербом малой Родины.

В подготовительной группе: Расширяем представления о родном крае. Продолжаем знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Поддерживаем интерес детей к событиям, происходящим в городе, воспитываем чувство гордости за его достижения. Закрепляем знания о флаге и гербе. Воспитываем уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Организация работы по формированию представлений о малой Родине.

1. Работа с детьми

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Предлагаются различные формы работы, которые условно можно разделить следующим образом:

• Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).

• Образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).

• Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Формы работы с детьми:

• Тематические занятия

•Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры)

• Проведение праздников (развлечений)

• Смотр - конкурсы, выставки детского творчества

• Организация экскурсий

• Трудовая деятельность

Проектная деятельность

Методы и приемы работы:

• Целевые прогулки и экскурсии.

• Наблюдения.

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе и Родине.

•Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

• Ознакомление с произведениями народного творчества.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

2. Работа с родителями.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями.

Приступая к работе с семьей по вопросам ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели должны ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом.

Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Родина начинается с родного дома, улицы, поселка или города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как участие совместно с детьми в праздничной демонстрации трудящихся; прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, мемориалами Славы, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитых художников и т. д.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, школы, а затем и всей страны.

3. Развивающая среда.

• Уголки родного края

• Изготовление макетов

• Развивающие игры

• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

• Фотоальбомы, тематические альбомы («Природа родного края», «Улицы нашего города», «Памятные места», «Музеи нашего города», «Иваново – город студентов» и т.д.)

• Художественная литература (стихи, песни о нашем городе)

• Мини-музеи

4. Взаимодействие с социумом.

Включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума:

• Управление образования и городской методический центр

• Библиотеки

• Музеи

• Школы

• Детские центры дополнительного образования

• ДОУ города

Заключение

Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям трудно представить, что такое город, поэтому необходимо знакомить их с этим понятием, необходимо показать, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Формируя у детей представления о малой Родине, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, развиваем память, зрительное восприятие, пространственное наглядно-действенное мышление, творческое воображение, но и учим любить, беречь и гордится ей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Проект на тему: «Формирование любви к родине через любовь к природе родного края»

Формировать у детей любовь к родному краю, расширять познания детей о природе родного края....

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...

План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края »

Формирование любви к родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено неск...

Выступление на районном педагогическом совете на тему: «Формирование у воспитанников ДОУ социальных представлений о родном крае»

   В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в дошкольном возрасте закладывают...