Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию «Калейдоскоп народных праздников»
рабочая программа

Оксана Ивановна Кружилина

Программа дополнительного образования детей

по музыкальному воспитанию

 

«Калейдоскоп народных праздников»

 

Пояснительная записка

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»

 

                                                                                                             Л.Н.Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_narodnyh_prazdnikov.docx32.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

по музыкальному воспитанию

«Калейдоскоп народных праздников»

Пояснительная записка

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»

                                                                                                             Л.Н.Толстой

          В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) стала очевидной необходимость проектирования регионального компонента содержания в конкретных условиях каждого дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС ДО разработка вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, основывается на различных направлениях регионального компонента содержания, учитывает образовательные потребности всех участников и может быть ориентирована на специфику региональных (национальных, социокультурных и иных)  условий, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей, традициям и возможностям педагогического коллектива ДОО.

Анализ современного педагогического процесса ДОО показывает, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания дошкольников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края, педагоги часто испытывают некоторые затруднения в ее реализации.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сегодня мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Музыкальные занятия должны способствовать возрождению многовековых традиций России, приобщать к истокам русской народной культуры, ориентировать нравственно-патриотическое воспитание детей, которое должно являться неотъемлемой частью души ребенка. Поэтому в свою программу я включила самые основные православные фольклорные праздники: «Покров Пресвятой Богородицы», «День Матери-казачки», «Рождество Христово», «Масленица»,  «Пасха», «День семьи, любви и верности».

Исходя из этого, были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, являющиеся неотъемлемым компонентом народной культуры. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.

2. Широкое использование всех видов народного творчества: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3.Большое место в приобщении детей к народной культуре и патриотизму должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Актуальность заключается в том, что  нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.

Патриотизм - это чувство любви к своей Родине. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. В программу включен региональный компонент: ознакомление детей с историей Донского казачества, его обычаями, бытом, культурой. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в кружке и МДОУ. Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.

Цель:

Обеспечение необходимых условий для развития патриотических и духовно-нравственных личностных качеств дошкольника. Приобщение детей к русской народной культуре, православной культуре, к традициям Донского края.

Задачи:

1. Формировать и развивать музыкальные  способности ребенка на основе традиций русской народной культуры, православной культуры и культуры Донского края.

2.Воспитать у детей чувство гордости за свою Родину. Воспитать чувство патриотизма.

3.Развивать морально-нравственные нормы в воспитании дошкольников, чувства коллективизма, почитание старших, любовь и уважение к своей культуре и родной земле.

4. Развивать музыкальные способности дошкольников через исполнение, прослушивание песен, попевок, народной музыки.

5. Развивать познавательный интерес.

Формы подведения итогов:

  • Занятия интегрированного типа;
  • Развлечения;
  • Театрализованные представления, концерты;
  • Календарные праздники;
  • Видео и фотоматериалы;
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.

Методические рекомендации:

Для успешного усвоение детьми материала, предлагаемого для духовно-нравственного развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части Донского казачества, причастности к культуре казачества следует:

  • учитывать возрастные особенности детей;
  • воспитание и обучение детей проводить поэтапно, от простого к сложному;
  • вся жизнь ребёнка должна быть пропитана духом Донского казачества, его культурой;
  • необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
  • использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах (на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игр);
  • поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе;
  • привлекать детей к самостоятельной деятельности;
  • использовать различные формы работы (игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках);
  • побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд.

Планируемый результат:

  • Повысить уровень развития музыкальных способностей дошкольников  в различных видах музыкальной деятельности;
  • Повысить уровень развития музыкально – ритмических навыков детей;
  • Повысить уровень сформированности понимания детьми прослушанных музыкальных произведений;
  • Повысить уровень сформированности понимания детьми православной культуры и традиций Донского края.

Перспективное планирование

Сроки, форма работы

Цели и задачи

Репертуар, название

Сентябрь

        Тема: «Осенины на Дону»

Беседа о празднике

Познакомить  дошкольников с казачьими традициями и обычаями на Дону.

песня «Эх, не пыли дорога» муз. и сл. В. Опарина

Слушание  

Ознакомить с музыкальным произведением, развить способности эмоционально воспринимать музыку.

Песня «Ой, что-то мы засиделись, братцы» ВПК «Клинок»

Пение

Учить  детей выразительно исполнять произведение, учитывая его характер.

 песня «Марш казачат» Н. Тананко  

Итог:

Праздничный досуг

Создать праздничную обстановку, воспитывать у детей чувства  патриотизма, любви к своей Родине и родному краю.

«Осенины на Дону»

Октябрь

Тема: «Покров Богородицы. Посвящение в казачата»

Беседа о празднике

Рассказать о православном празднике «Покрова Пресвятой Богородицы».

Песня « Песня Богородице» муз. и сл. И. Литвак

Пение

Развить певческий голос  укрепить и расширить его диапазон.

Песня «Покров Богородицы» муз. и сл. В. Малышев

Музыкально - ритмические движения

Обучить детей согласованию движений с характером музыкального произведения.

Песня «По -над Тихим Доном» муз .Г.Половинка, сл. П.Бондарев

Итог:
Праздничный досуг

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, связанных с культурой Донского края и Православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

«Покров Богородицы. Посвящение в казачата»



Ноябрь

Тема: «День народного единства»

Знакомство с традициями  и культурой  разных народов.

Создать благоприятную дружескую обстановку. Воспитать чувство патриотизма у дошкольников, воспитать коллективизм.

«Мы – единая страна» сл. Д.Федосов, муз. З.Норов

«Государственный гимн Российской Федерации» Сл. С.Михалков, муз. А.Александров

Пение

Развить вокально-хоровые навыки воспитанников, знакомить с вокально-хоровым репертуаром.

Укр. Нар. песня « Как работал я у пана»

Песня «Вместе будем на планете» муз. А. Ермолова сл.И.Гуляевой

Музыкально- ритмические движения

Обучить  детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения.

Казачья народная песня «Проезжала Конница»

Итог:

Праздничное мероприятие

Совершенствовать вокально-хоровые и музыкально - ритмические движения.

«Дружат дети всей земли»

Декабрь

Тема: «День матери-казачки»

Беседа о казачьих традициях, обрядах, быте на Дону. Показ слайдов.

Воспитать чувство любви, уважения и благодарности к маме.

Казачья колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» сл. М.Лермонтов

Музыкально-ритмические движения

Повысить уровень развития музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства.

«Чернобровая девица» сл. и муз. Г. Барыкин

Инсценировка обряда.

Развивать морально-нравственные нормы в воспитании дошкольников, чувства коллективизма, почитание старших, любовь и уважение к своей культуре и родной земле.

Обряд казаков «Входины»

Январь

Тема: «Рождество Христово»

Беседа о празднике

Рассказать о православном празднике «Рождество Христово». Создать условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей.

«Эта ночь святая» автор Митрополит Киевский Владимир

 

Пение

Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон.

«Мы маленькие свечи» муз.Е.Кавериной

«Рождественская колыбельная» муз. и сл. И.Литвак

Музыкально-ритмические движения

Обучить детей согласованию движений с характером музыкального произведения

«Яркая звездочка на небе горит» М.Сутягина

«В тихую ночь» муз. и сл. И.Литвак

Итог: Театрализованные представления, концерты.

Закрепить знания о великом русском православном празднике, воссоздать картины событий Рождества через театрализованную постановку

«Рождественские колокола»

Февраль

Тема: «День защитника Отечества»

Беседа о празднике

Воспитать чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины, обогатить знания об истории воинов  нашей страны и Донского края.

Р.н.п. «Если хочешь быть военным»

   

Музыкально-ритмические движения

Повысить уровень воспроизведения движений, соответствующих характеру произведения(притопывать ногой, полуприседать, маршировать, перестраиваться и т.д.)

«Бравые солдаты»  сл. Т.Волгина,муз. А.Филиппенко

Походная р.н.п. «Проляга степь-дорожка»

Пение и инсценировка

Укрепить навыки выразительной и эмоциональной передачи военно-патриотических образов: воины, солдаты, казаки.

«Казак уходил на войну» муз. Хренникова, сл.В.Гусева

Итог: Праздничное мероприятие

Воспитать уважительное отношение к военному человеку, привить любовь к Родине, укрепить чувства патриотизма и долга перед Родиной.

 «Защитники Отечества– России верные сыны!»

Март

Тема: «Масленица»

Беседа о празднике, слушание тематической музыки.

Знакомить дошкольников с народными традициями – праздника «Масленицы», объяснять значения пословиц, приобщать к истокам народной культуры.

«А мы масленицу дожидали» р.н.п.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Закрепить навыки игры на шумовых музыкальных инструментах.

«Ой, блины» р.н.п.

Разучивание и пение народных масленичных песен, частушек, игр.

Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон.

«Ой, вы морозы» р.н.п.

«Эх, Масленица, да ты красавица» сл. и  муз. Т.Шикалова

Р.н.ч.«Сборник частушек о днях недели»

Итог: Праздничное мероприятие

Обогатить знания об истории возникновения праздника и традициях его проведения на Дону.

 «Широкая Масленица»

Апрель

Тема: «Светлая Пасха»

Беседа о празднике.

Обогатить знания у дошкольников о культуре, православных традициях и правилах празднования Пасхи в Донском крае.

«Христос Воскрес!» муз. И. Кошлиной, сл. А.Майкова

Разучивание и пение тематического материала

Развить вокально-хоровые навыки воспитанников, знакомить с вокально-хоровым репертуаром.

«Пасха-Божья ласка» муз. и сл. С. Лазарева

музыкально-ритмический рисунок с элементами инсценировки.

Совершенствовать эстетическое восприятие и  чувства ребенка. Повысить художественно-творческие способности детей.

« Кадриль с ложками», р.н.м.

Итог:

Праздничное мероприятие.

Вызвать положительный радостный настрой у детей.


«Светлая пасха»

Май

Тема: « 9 мая – День Победы»

Беседа о празднике, слушание.

Повысить у дошкольников чувство патриотизма к своей стране, чувство гордости и уважения к своим предкам - участникам военных действий. Обогатить знания о подвигах советских солдат.

«Казаки в Берлине» В. Калабухов

«День Победы» муз.Д.Тухманов, сл.В.Харитонов

Пение

Укрепить навыки выразительной и эмоциональной передачи военно-патриотических образов: воины, солдаты, казаки.

«Служить России» сл. И.Резник

«Шли солдаты на войну» сл. и муз. И. Русских

Музыкально-ритмические движения

Повысить уровень музыкально- ритмических движений через пляски и упражнения.

«Яблочко»  в обр. Р.Глиэра

 «Катюша» сл.М.Исаковский, муз. М. Блантер

Итог: Праздничное мероприятие

Создать торжественную обстановку, заставляющую прочувствовать важность события.

«Праздник со слезами на глазах»

Июнь

Тема: «День семьи, любви и верности»

Беседа о празднике

Воспитать чувство уважения к семье, учить вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях.

«Гимн семьи» И.Резник

Рассматривание  тематических иллюстраций.

Пение

Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон.

«Моя дружная семья» автор Д. Ушакова

Музыкально-ритмические движения

Совершенствовать навыки  и творческие способности по средствам танца.

«Солнечный круг» сл. Л. Ошанин, муз. А.Островский

Итог:

Праздничное мероприятие

Закрепить знания о семейных традициях Донского края. Способствовать сотрудничеству семьи и ДОУ.

«Моя дружная семья»

Литература:

1. Ольга Ярославовна Ефимкина. Проект «Карагот». http://solnishko3.ru/metodkopilka/specialisti/muz-ruk-efimkina/

2.О.Л.Князева, М.Д.Маханева  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – г. Санкт-Петербург: издательство «Детство-Пресс». 1998 год. С. 4-9.

3. В краю Тихого Дона. Под редакцией Л.А Баландиной. – город Ростов-на-Дону: издательство «ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО».2017 год. с.5-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми в...

Образовательная программа по дополнительному образованию детей 4-7 лет (по народному декоративно - прикладному искусству).

Программа по дополнительному образованию "Берёзонька" (кружковая деятельность)Срок реализации программы 3 года....

Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»

Программа дополнительного образования детейот 2 до 4 летпо возрождению народных традиций«Русская изба»...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию «Калейдоскоп народных праздников»

Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию  «Калейдоскоп народных праздников»...