Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию «Калейдоскоп народных праздников»
рабочая программа
Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию «Калейдоскоп народных праздников»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
по музыкальному воспитанию
«Калейдоскоп народных праздников»
Пояснительная записка
«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»
Л.Н.Толстой
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) стала очевидной необходимость проектирования регионального компонента содержания в конкретных условиях каждого дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС ДО разработка вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, основывается на различных направлениях регионального компонента содержания, учитывает образовательные потребности всех участников и может быть ориентирована на специфику региональных (национальных, социокультурных и иных) условий, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей, традициям и возможностям педагогического коллектива ДОО.
Анализ современного педагогического процесса ДОО показывает, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания дошкольников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края, педагоги часто испытывают некоторые затруднения в ее реализации.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сегодня мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Музыкальные занятия должны способствовать возрождению многовековых традиций России, приобщать к истокам русской народной культуры, ориентировать нравственно-патриотическое воспитание детей, которое должно являться неотъемлемой частью души ребенка. Поэтому в свою программу я включила самые основные православные фольклорные праздники: «Покров Пресвятой Богородицы», «День Матери-казачки», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «День семьи, любви и верности».
Исходя из этого, были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, являющиеся неотъемлемым компонентом народной культуры. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов народного творчества: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
#1041;ольшое место в приобщении детей к народной культуре и патриотизму должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Актуальность заключается в том, что нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.
Патриотизм - это чувство любви к своей Родине. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. В программу включен региональный компонент: ознакомление детей с историей Донского казачества, его обычаями, бытом, культурой. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в кружке и МДОУ. Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.
Цель:
Обеспечение необходимых условий для развития патриотических и духовно-нравственных личностных качеств дошкольника. Приобщение детей к русской народной культуре, православной культуре, к традициям Донского края.
Задачи:
1. Формировать и развивать музыкальные способности ребенка на основе традиций русской народной культуры, православной культуры и культуры Донского края.
#1042;оспитать у детей чувство гордости за свою Родину. Воспитать чувство патриотизма.
#1056;азвивать морально-нравственные нормы в воспитании дошкольников, чувства коллективизма, почитание старших, любовь и уважение к своей культуре и родной земле.
4. Развивать музыкальные способности дошкольников через исполнение, прослушивание песен, попевок, народной музыки.
5. Развивать познавательный интерес.
Формы подведения итогов:
- Занятия интегрированного типа;
- Развлечения;
- Театрализованные представления, концерты;
- Календарные праздники;
- Видео и фотоматериалы;
- Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.
Методические рекомендации:
Для успешного усвоение детьми материала, предлагаемого для духовно-нравственного развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части Донского казачества, причастности к культуре казачества следует:
- учитывать возрастные особенности детей;
- воспитание и обучение детей проводить поэтапно, от простого к сложному;
- вся жизнь ребёнка должна быть пропитана духом Донского казачества, его культурой;
- необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах (на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игр);
- поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе;
- привлекать детей к самостоятельной деятельности;
- использовать различные формы работы (игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках);
- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд.
Планируемый результат:
- Повысить уровень развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности;
- Повысить уровень развития музыкально – ритмических навыков детей;
- Повысить уровень сформированности понимания детьми прослушанных музыкальных произведений;
- Повысить уровень сформированности понимания детьми православной культуры и традиций Донского края.
Перспективное планирование
Сроки, форма работы | Цели и задачи | Репертуар, название |
Сентябрь | ||
Тема: «Осенины на Дону» | ||
Беседа о празднике | Познакомить дошкольников с казачьими традициями и обычаями на Дону. | песня «Эх, не пыли дорога» муз. и сл. В. Опарина |
Слушание | Ознакомить с музыкальным произведением, развить способности эмоционально воспринимать музыку. | Песня «Ой, что-то мы засиделись, братцы» ВПК «Клинок» |
Пение | Учить детей выразительно исполнять произведение, учитывая его характер. | песня «Марш казачат» Н. Тананко |
Итог: | Создать праздничную обстановку, воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине и родному краю. | «Осенины на Дону» |
Октябрь | ||
Тема: «Покров Богородицы. Посвящение в казачата» | ||
Беседа о празднике | Рассказать о православном празднике «Покрова Пресвятой Богородицы». | Песня « Песня Богородице» муз. и сл. И. Литвак |
Пение | Развить певческий голос укрепить и расширить его диапазон. | Песня «Покров Богородицы» муз. и сл. В. Малышев |
Музыкально - ритмические движения | Обучить детей согласованию движений с характером музыкального произведения. | Песня «По -над Тихим Доном» муз .Г.Половинка, сл. П.Бондарев |
Итог: | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, связанных с культурой Донского края и Православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. | «Покров Богородицы. Посвящение в казачата» |
Ноябрь | ||
Тема: «День народного единства» | ||
Знакомство с традициями и культурой разных народов. | Создать благоприятную дружескую обстановку. Воспитать чувство патриотизма у дошкольников, воспитать коллективизм. | «Мы – единая страна» сл. Д.Федосов, муз. З.Норов «Государственный гимн Российской Федерации» Сл. С.Михалков, муз. А.Александров |
Пение | Развить вокально-хоровые навыки воспитанников, знакомить с вокально-хоровым репертуаром. | Укр. Нар. песня « Как работал я у пана» Песня «Вместе будем на планете» муз. А. Ермолова сл.И.Гуляевой |
Музыкально- ритмические движения | Обучить детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения. | Казачья народная песня «Проезжала Конница» |
Итог: Праздничное мероприятие | Совершенствовать вокально-хоровые и музыкально - ритмические движения. | «Дружат дети всей земли» |
Декабрь | ||
Тема: «День матери-казачки» | ||
Беседа о казачьих традициях, обрядах, быте на Дону. Показ слайдов. | Воспитать чувство любви, уважения и благодарности к маме. | Казачья колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» сл. М.Лермонтов |
Музыкально-ритмические движения | Повысить уровень развития музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства. | «Чернобровая девица» сл. и муз. Г. Барыкин |
Инсценировка обряда. | Развивать морально-нравственные нормы в воспитании дошкольников, чувства коллективизма, почитание старших, любовь и уважение к своей культуре и родной земле. | Обряд казаков «Входины» |
Январь | ||
Тема: «Рождество Христово» | ||
Беседа о празднике | Рассказать о православном празднике «Рождество Христово». Создать условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей. | «Эта ночь святая» автор Митрополит Киевский Владимир
|
Пение | Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон. | «Мы маленькие свечи» муз.Е.Кавериной «Рождественская колыбельная» муз. и сл. И.Литвак |
Музыкально-ритмические движения | Обучить детей согласованию движений с характером музыкального произведения | «Яркая звездочка на небе горит» М.Сутягина «В тихую ночь» муз. и сл. И.Литвак |
Итог: Театрализованные представления, концерты. | Закрепить знания о великом русском православном празднике, воссоздать картины событий Рождества через театрализованную постановку | «Рождественские колокола» |
Февраль | ||
Тема: «День защитника Отечества» | ||
Беседа о празднике | Воспитать чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины, обогатить знания об истории воинов нашей страны и Донского края. | Р.н.п. «Если хочешь быть военным»
|
Музыкально-ритмические движения | Повысить уровень воспроизведения движений, соответствующих характеру произведения(притопывать ногой, полуприседать, маршировать, перестраиваться и т.д.) | «Бравые солдаты» сл. Т.Волгина,муз. А.Филиппенко Походная р.н.п. «Проляга степь-дорожка» |
Пение и инсценировка | Укрепить навыки выразительной и эмоциональной передачи военно-патриотических образов: воины, солдаты, казаки. | «Казак уходил на войну» муз. Хренникова, сл.В.Гусева |
Итог: Праздничное мероприятие | Воспитать уважительное отношение к военному человеку, привить любовь к Родине, укрепить чувства патриотизма и долга перед Родиной. | «Защитники Отечества– России верные сыны!» |
Март | ||
Тема: «Масленица» | ||
Беседа о празднике, слушание тематической музыки. | Знакомить дошкольников с народными традициями – праздника «Масленицы», объяснять значения пословиц, приобщать к истокам народной культуры. | «А мы масленицу дожидали» р.н.п. |
Игра на детских музыкальных инструментах. | Закрепить навыки игры на шумовых музыкальных инструментах. | «Ой, блины» р.н.п. |
Разучивание и пение народных масленичных песен, частушек, игр. | Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон. | «Ой, вы морозы» р.н.п. «Эх, Масленица, да ты красавица» сл. и муз. Т.Шикалова Р.н.ч.«Сборник частушек о днях недели» |
Итог: Праздничное мероприятие | Обогатить знания об истории возникновения праздника и традициях его проведения на Дону. | «Широкая Масленица» |
Апрель | ||
Тема: «Светлая Пасха» | ||
Беседа о празднике. | Обогатить знания у дошкольников о культуре, православных традициях и правилах празднования Пасхи в Донском крае. | «Христос Воскрес!» муз. И. Кошлиной, сл. А.Майкова |
Разучивание и пение тематического материала | Развить вокально-хоровые навыки воспитанников, знакомить с вокально-хоровым репертуаром. | «Пасха-Божья ласка» муз. и сл. С. Лазарева |
музыкально-ритмический рисунок с элементами инсценировки. | Совершенствовать эстетическое восприятие и чувства ребенка. Повысить художественно-творческие способности детей. | « Кадриль с ложками», р.н.м. |
Итог: Праздничное мероприятие. | Вызвать положительный радостный настрой у детей. |
|
Май | ||
Тема: « 9 мая – День Победы» | ||
Беседа о празднике, слушание. | Повысить у дошкольников чувство патриотизма к своей стране, чувство гордости и уважения к своим предкам - участникам военных действий. Обогатить знания о подвигах советских солдат. | «Казаки в Берлине» В. Калабухов «День Победы» муз.Д.Тухманов, сл.В.Харитонов |
Пение | Укрепить навыки выразительной и эмоциональной передачи военно-патриотических образов: воины, солдаты, казаки. | «Служить России» сл. И.Резник «Шли солдаты на войну» сл. и муз. И. Русских |
Музыкально-ритмические движения | Повысить уровень музыкально- ритмических движений через пляски и упражнения. | «Яблочко» в обр. Р.Глиэра «Катюша» сл.М.Исаковский, муз. М. Блантер |
Итог: Праздничное мероприятие | Создать торжественную обстановку, заставляющую прочувствовать важность события. | «Праздник со слезами на глазах» |
Июнь | ||
Тема: «День семьи, любви и верности» | ||
Беседа о празднике | Воспитать чувство уважения к семье, учить вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях. | «Гимн семьи» И.Резник Рассматривание тематических иллюстраций. |
Пение | Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон. | «Моя дружная семья» автор Д. Ушакова |
Музыкально-ритмические движения | Совершенствовать навыки и творческие способности по средствам танца. | «Солнечный круг» сл. Л. Ошанин, муз. А.Островский |
Итог: Праздничное мероприятие | Закрепить знания о семейных традициях Донского края. Способствовать сотрудничеству семьи и ДОУ. | «Моя дружная семья» |
Литература:
1. Ольга Ярославовна Ефимкина. Проект «Карагот».
#1054;.Л.Князева, М.Д.Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – г. Санкт-Петербург: издательство «Детство-Пресс». 1998 год. С. 4-9.
3. В краю Тихого Дона. Под редакцией Л.А Баландиной. – город Ростов-на-Дону: издательство «ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО».2017 год. с.5-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оркестр в детском саду. Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей и навыков ансамблевой игры на детских музыкальных инструментах.
Программа с примерным тематическим планированием для старшего и подготовительного к школе возраста...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»
В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми в...
Образовательная программа по дополнительному образованию детей 4-7 лет (по народному декоративно - прикладному искусству).
Программа по дополнительному образованию "Берёзонька" (кружковая деятельность)Срок реализации программы 3 года....
Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»
Программа дополнительного образования детейот 2 до 4 летпо возрождению народных традиций«Русская изба»...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
- Мне нравится (1)