Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию «Калейдоскоп народных праздников»
рабочая программа

Оксана Ивановна Кружилина

Программа дополнительного образования детей по музыкальному воспитанию  «Калейдоскоп народных праздников»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

по музыкальному воспитанию

«Калейдоскоп народных праздников»

Пояснительная записка

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»

Л.Н.Толстой

В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) стала очевидной необходимость проектирования регионального компонента содержания в конкретных условиях каждого дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС ДО разработка вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, основывается на различных направлениях регионального компонента содержания, учитывает образовательные потребности всех участников и может быть ориентирована на специфику региональных (национальных, социокультурных и иных) условий, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей, традициям и возможностям педагогического коллектива ДОО.

Анализ современного педагогического процесса ДОО показывает, что при общем понимании важности работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания дошкольников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края, педагоги часто испытывают некоторые затруднения в ее реализации.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сегодня мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Музыкальные занятия должны способствовать возрождению многовековых традиций России, приобщать к истокам русской народной культуры, ориентировать нравственно-патриотическое воспитание детей, которое должно являться неотъемлемой частью души ребенка. Поэтому в свою программу я включила самые основные православные фольклорные праздники: «Покров Пресвятой Богородицы», «День Матери-казачки», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «День семьи, любви и верности».

Исходя из этого, были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, являющиеся неотъемлемым компонентом народной культуры. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они часть великого русского народа.

2. Широкое использование всех видов народного творчества: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

#1041;ольшое место в приобщении детей к народной культуре и патриотизму должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Актуальность заключается в том, что нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях.

Патриотизм - это чувство любви к своей Родине. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. В программу включен региональный компонент: ознакомление детей с историей Донского казачества, его обычаями, бытом, культурой. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в кружке и МДОУ. Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.

Цель:

Обеспечение необходимых условий для развития патриотических и духовно-нравственных личностных качеств дошкольника. Приобщение детей к русской народной культуре, православной культуре, к традициям Донского края.

Задачи:

1. Формировать и развивать музыкальные способности ребенка на основе традиций русской народной культуры, православной культуры и культуры Донского края.

#1042;оспитать у детей чувство гордости за свою Родину. Воспитать чувство патриотизма.

#1056;азвивать морально-нравственные нормы в воспитании дошкольников, чувства коллективизма, почитание старших, любовь и уважение к своей культуре и родной земле.

4. Развивать музыкальные способности дошкольников через исполнение, прослушивание песен, попевок, народной музыки.

5. Развивать познавательный интерес.

Формы подведения итогов:

  • Занятия интегрированного типа;
  • Развлечения;
  • Театрализованные представления, концерты;
  • Календарные праздники;
  • Видео и фотоматериалы;
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.

Методические рекомендации:

Для успешного усвоение детьми материала, предлагаемого для духовно-нравственного развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части Донского казачества, причастности к культуре казачества следует:

  • учитывать возрастные особенности детей;
  • воспитание и обучение детей проводить поэтапно, от простого к сложному;
  • вся жизнь ребёнка должна быть пропитана духом Донского казачества, его культурой;
  • необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
  • использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах (на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игр);
  • поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе;
  • привлекать детей к самостоятельной деятельности;
  • использовать различные формы работы (игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках);
  • побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд.

Планируемый результат:

  • Повысить уровень развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности;
  • Повысить уровень развития музыкально – ритмических навыков детей;
  • Повысить уровень сформированности понимания детьми прослушанных музыкальных произведений;
  • Повысить уровень сформированности понимания детьми православной культуры и традиций Донского края.

Перспективное планирование

Сроки, форма работы

Цели и задачи

Репертуар, название

Сентябрь

Тема: «Осенины на Дону»

Беседа о празднике

Познакомить дошкольников с казачьими традициями и обычаями на Дону.

песня «Эх, не пыли дорога» муз. и сл. В. Опарина

Слушание

Ознакомить с музыкальным произведением, развить способности эмоционально воспринимать музыку.

Песня «Ой, что-то мы засиделись, братцы» ВПК «Клинок»

Пение

Учить детей выразительно исполнять произведение, учитывая его характер.

песня «Марш казачат» Н. Тананко

Итог:

Праздничный досуг

Создать праздничную обстановку, воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине и родному краю.

«Осенины на Дону»

Октябрь

Тема: «Покров Богородицы. Посвящение в казачата»

Беседа о празднике

Рассказать о православном празднике «Покрова Пресвятой Богородицы».

Песня « Песня Богородице» муз. и сл. И. Литвак

Пение

Развить певческий голос укрепить и расширить его диапазон.

Песня «Покров Богородицы» муз. и сл. В. Малышев

Музыкально - ритмические движения

Обучить детей согласованию движений с характером музыкального произведения.

Песня «По -над Тихим Доном» муз .Г.Половинка, сл. П.Бондарев

Итог:
Праздничный досуг

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях, связанных с культурой Донского края и Православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

«Покров Богородицы. Посвящение в казачата»



Ноябрь

Тема: «День народного единства»

Знакомство с традициями и культурой разных народов.

Создать благоприятную дружескую обстановку. Воспитать чувство патриотизма у дошкольников, воспитать коллективизм.

«Мы – единая страна» сл. Д.Федосов, муз. З.Норов

«Государственный гимн Российской Федерации» Сл. С.Михалков, муз. А.Александров

Пение

Развить вокально-хоровые навыки воспитанников, знакомить с вокально-хоровым репертуаром.

Укр. Нар. песня « Как работал я у пана»

Песня «Вместе будем на планете» муз. А. Ермолова сл.И.Гуляевой

Музыкально- ритмические движения

Обучить детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения.

Казачья народная песня «Проезжала Конница»

Итог:

Праздничное мероприятие

Совершенствовать вокально-хоровые и музыкально - ритмические движения.

«Дружат дети всей земли»

Декабрь

Тема: «День матери-казачки»

Беседа о казачьих традициях, обрядах, быте на Дону. Показ слайдов.

Воспитать чувство любви, уважения и благодарности к маме.

Казачья колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» сл. М.Лермонтов

Музыкально-ритмические движения

Повысить уровень развития музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства.

«Чернобровая девица» сл. и муз. Г. Барыкин

Инсценировка обряда.

Развивать морально-нравственные нормы в воспитании дошкольников, чувства коллективизма, почитание старших, любовь и уважение к своей культуре и родной земле.

Обряд казаков «Входины»

Январь

Тема: «Рождество Христово»

Беседа о празднике

Рассказать о православном празднике «Рождество Христово». Создать условия для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей.

«Эта ночь святая» автор Митрополит Киевский Владимир

Пение

Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон.

«Мы маленькие свечи» муз.Е.Кавериной

«Рождественская колыбельная» муз. и сл. И.Литвак

Музыкально-ритмические движения

Обучить детей согласованию движений с характером музыкального произведения

«Яркая звездочка на небе горит» М.Сутягина

«В тихую ночь» муз. и сл. И.Литвак

Итог: Театрализованные представления, концерты.

Закрепить знания о великом русском православном празднике, воссоздать картины событий Рождества через театрализованную постановку

«Рождественские колокола»

Февраль

Тема: «День защитника Отечества»

Беседа о празднике

Воспитать чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины, обогатить знания об истории воинов нашей страны и Донского края.

Р.н.п. «Если хочешь быть военным»

Музыкально-ритмические движения

Повысить уровень воспроизведения движений, соответствующих характеру произведения(притопывать ногой, полуприседать, маршировать, перестраиваться и т.д.)

«Бравые солдаты» сл. Т.Волгина,муз. А.Филиппенко

Походная р.н.п. «Проляга степь-дорожка»

Пение и инсценировка

Укрепить навыки выразительной и эмоциональной передачи военно-патриотических образов: воины, солдаты, казаки.

«Казак уходил на войну» муз. Хренникова, сл.В.Гусева

Итог: Праздничное мероприятие

Воспитать уважительное отношение к военному человеку, привить любовь к Родине, укрепить чувства патриотизма и долга перед Родиной.

«Защитники Отечества– России верные сыны!»

Март

Тема: «Масленица»

Беседа о празднике, слушание тематической музыки.

Знакомить дошкольников с народными традициями – праздника «Масленицы», объяснять значения пословиц, приобщать к истокам народной культуры.

«А мы масленицу дожидали» р.н.п.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Закрепить навыки игры на шумовых музыкальных инструментах.

«Ой, блины» р.н.п.

Разучивание и пение народных масленичных песен, частушек, игр.

Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон.

«Ой, вы морозы» р.н.п.

«Эх, Масленица, да ты красавица» сл. и муз. Т.Шикалова

Р.н.ч.«Сборник частушек о днях недели»

Итог: Праздничное мероприятие

Обогатить знания об истории возникновения праздника и традициях его проведения на Дону.

«Широкая Масленица»

Апрель

Тема: «Светлая Пасха»

Беседа о празднике.

Обогатить знания у дошкольников о культуре, православных традициях и правилах празднования Пасхи в Донском крае.

«Христос Воскрес!» муз. И. Кошлиной, сл. А.Майкова

Разучивание и пение тематического материала

Развить вокально-хоровые навыки воспитанников, знакомить с вокально-хоровым репертуаром.

«Пасха-Божья ласка» муз. и сл. С. Лазарева

музыкально-ритмический рисунок с элементами инсценировки.

Совершенствовать эстетическое восприятие и чувства ребенка. Повысить художественно-творческие способности детей.

« Кадриль с ложками», р.н.м.

Итог:

Праздничное мероприятие.

Вызвать положительный радостный настрой у детей.


«Светлая пасха»

Май

Тема: « 9 мая – День Победы»

Беседа о празднике, слушание.

Повысить у дошкольников чувство патриотизма к своей стране, чувство гордости и уважения к своим предкам - участникам военных действий. Обогатить знания о подвигах советских солдат.

«Казаки в Берлине» В. Калабухов

«День Победы» муз.Д.Тухманов, сл.В.Харитонов

Пение

Укрепить навыки выразительной и эмоциональной передачи военно-патриотических образов: воины, солдаты, казаки.

«Служить России» сл. И.Резник

«Шли солдаты на войну» сл. и муз. И. Русских

Музыкально-ритмические движения

Повысить уровень музыкально- ритмических движений через пляски и упражнения.

«Яблочко» в обр. Р.Глиэра

«Катюша» сл.М.Исаковский, муз. М. Блантер

Итог: Праздничное мероприятие

Создать торжественную обстановку, заставляющую прочувствовать важность события.

«Праздник со слезами на глазах»

Июнь

Тема: «День семьи, любви и верности»

Беседа о празднике

Воспитать чувство уважения к семье, учить вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях.

«Гимн семьи» И.Резник

Рассматривание тематических иллюстраций.

Пение

Развить певческий голос , укрепить и расширить его диапазон.

«Моя дружная семья» автор Д. Ушакова

Музыкально-ритмические движения

Совершенствовать навыки и творческие способности по средствам танца.

«Солнечный круг» сл. Л. Ошанин, муз. А.Островский

Итог:

Праздничное мероприятие

Закрепить знания о семейных традициях Донского края. Способствовать сотрудничеству семьи и ДОУ.

«Моя дружная семья»

Литература:

1. Ольга Ярославовна Ефимкина. Проект «Карагот».

#1054;.Л.Князева, М.Д.Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – г. Санкт-Петербург: издательство «Детство-Пресс». 1998 год. С. 4-9.

3. В краю Тихого Дона. Под редакцией Л.А Баландиной. – город Ростов-на-Дону: издательство «ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО».2017 год. с.5-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми в...

Образовательная программа по дополнительному образованию детей 4-7 лет (по народному декоративно - прикладному искусству).

Программа по дополнительному образованию "Берёзонька" (кружковая деятельность)Срок реализации программы 3 года....

Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»

Программа дополнительного образования детейот 2 до 4 летпо возрождению народных традиций«Русская изба»...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....