Формирование знаний о семье
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: расширение знаний в области социально-нравственных чувств и отношений детей.
Задачи:
-Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
-Воспитывать любовь к самому близкому-к родному дому.
-Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях.
-Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.42 КБ |
![]() | 674.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «В моей руке - моя семья»
разработала воспитатель старшей группы МБОУ «Кырлыкская СОШ» структурное подразделение ДОУ «Кырлыкский детский сад»
Дешева Мызылдай Делдоновна
Цель НОД: Закрепление понятия о семье и семейных ценностях.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие».
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
Прививать желание заботиться о близких.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально – коммуникативное развитие»:
развивать свободное общение и взаимодействие ребёнка со взрослым, сверстниками, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.
«Речевое развитие»:
Развивать речь как средство общения;
Углубить представления о семье;
Высказывать свою точку зрения.
«Художественно - эстетическое развитие»:
Развивать творческое воображение; умение создавать композицию, дополнять их деталями; развивать эстетическое восприятие.
Вызвать положительные эмоции от восприятия знакомого музыкального произведения.
«Физическое развитие»:
Закрепить в игровой форме навыки выполнения упражнений;
Продолжать формировать правильную осанку.
Предпосылки учебной деятельности:
Познавательные - должны знать членов своей семьи, перечислять своих родственников; высказывать свою точку зрения; создавать несложные композиции, используя разнообразные приемы.
Коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности
Материалы и оборудование: Семейные фотографии каждого ребенка, мультимедийная презентация «Ырысту», цветная веревочка, национальная шапка, влажные салфетки, шаблоны «семьи на ладошке», зубные щетки, палитра красок, коробка для фотографий, А. Тозыяков «Солнечная песенка».
Ход НОД
- Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(Создание игровой мотивации)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мне бы хотелось с вами поближе познакомиться. А чтобы наша встреча прошла в дружбе и согласии, чтобы у всех было хорошее настроение, я предлагаю вам передать мою необычную, чудо- шапку друг другу. В нее вложено очень много добра и радости. И я хочу поделиться ими с вами. (Дети передают шапку по кругу)
- Вот и славно. Все мы стали добрыми, весёлыми и чуткими.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое чудо? (Ответы детей)
- Да, верно, сказка- это тоже чудо.
-А хотите послушать алтайскую сказку про мальчика – Ырысту? (Ответы детей)
II. Основная часть
Рассказывание алтайской сказки «Ырысту» (отрывок)
(Слайд №1,№2,№ 3,№4,№5,№6)
(Проводится гимнастика для глаз. Звучит спокойная музыка)
-Друзья мои, наши глазки устали. Дадим им отдохнуть. Представим, что мы там, где живет Ырысту.
-Давайте нарисуем высокие горы, молочное озеро. Нарисуем зеленую травку.
- А теперь откроем глазки, чудесно!
Беседа по сказке
Воспитатель: Как зовут мальчика в сказке?
-Где ему было хорошо?
-Когда закончилась его счастливая жизнь?
- Кто помог ему в его беде?
-Расскажите о семье Ырысту.
Воспитатель: Дети, для чего нужна семья?
- Как ласково вас называет ваша мама? (Ответы детей: лапочка, кÿничегим, сыпышкам)
-А как бы вы ласково назвали маму? Папу? (Ответы детей: мамочка, энейим, мамуля, адам, папочка)
Воспитатель: А давайте проверим, какими вы бываете, когда рядом с вами родители.
Проводится дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Я начинаю предложение и подбрасываю мяч. А вы, ребята, должны поймать мяч и закончить предложение. Затем возвращаете мяч мне.
« Если мама и папа дома, то мне…”(Ребенок высказывают своё мнение)
«Если я без родителей, то мне…»(Ребёнок высказывает своё мнение)
Воспитатель: Вы правильно заметили, что с родителями нам всегда тепло, радостно и весело. Даже мы, взрослые, отогреваемся душой возле своих родителей.
Воспитатель: Друзья, а хотите отдохнуть? (Ответы детей)
(Проводится физкультминутка)
Воспитатель: Встанем все красиво, словно месяц полукругом.
Все мы родом из Алтая (Шагают на месте)
Все мы здесь и родились (Прыжки на месте)
Здесь живут мои соседи, (Наклоны туловища вправо- влево)
Здесь живут мои друзья (Взмахи правой и левой руками)
Ну, а главное со мною (Отвести руки в сторону)
Здесь живет моя семья (Прыжки на месте)
Мама, папа, брат и я! (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Здорово! Отдохнули.
(Проводится игра на мимику)
Дети, покажите, каким бывает капризный мальчик? (Дети показывают мимикой капризного мальчика)
Покажите дедушку, который читает газету; бабушку, которая вяжет; маму, которая вешает белье, папу, который отдыхает на диване.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках красивая коробка. Как вы думаете, что там лежит? (Предположения детей)
Воспитатель: А хотите посмотреть? (Открываем коробочку, а в ней лежат семейные фотографии детей.) (Воспитатель раздает фотографии детям. Каждый ребенок рассказывает о своей семье.)
- Арунат, расскажи кто на фотографии?
- Где фотографировались?
-Сколько лет тебе на фотографии?
-Хорошо, что у вас есть семья!
Воспитатель: Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут, как наши пальцы, все вместе.
Проводится пальчиковая игра «Беш карындаш»
Беш карындаш- беш сабар,
Бектен бек орды бар
Башпарак- ол баш сабар,
Бажын билип башкарар.
Бажы- Кырлу- ус сабар,
Бала алып отурар.
Ортон Мерген – омок уул
Одын jарып от одурар
Куба чечен- кутус уул
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам нарисовать свою семью. Алтайская семья с давних пор считается очень большой. В семье очень много родственников.
-Как вы думаете, как мы можем их всех поместить на нашу ладошку? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! С помощью кисточек мы можем всех наших родственников поместить на нашу ладошку. На алтайских шапках можно нарисовать кисточки. Если кисточка на шапке густая, это значит, что в этой семье - много родственников.
Рисование с музыкальным сопровождением А.Тозыякова «Солнечная песенка»
Воспитатель: Перед вами на столах лежат зубные щетки, давайте нарисуем густые кисточки на шапках.
Берем в руки зубные щетки и наносим на разноцветные краски одним движением и рисуем кисточки. (Дети берут в руки зубные щетки, наносят на разноцветные краски и рисуют кисточки)
Воспитатель: А теперь аккуратно положим щеточки на место и вытираем руки салфеткой.
- Вот и получилась у нас семья дружная, крепкая, счастливая, где вам будет весело, уютно всегда.
-Давайте дети оформим выставку, чтобы родители любовались и гордились вами.
(Дети оформляют вместе с воспитателем выставку работ)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Дети, а у моей чудо- шапки тоже кисточки густые.
Что мы сегодня делали?
-Что больше понравилось?
-Что вы изобразили на аппликации?
- Алеша приготовил для вас стихотворение.
Алеша читает стихотворение:
У меня есть семья-
Мама, папа, брат и я
Лучше всех мы живем
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья-
Мама, папа, брат и я.
Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Предварительный просмотр:
Муниципал текши ӱредӱлик бюджет тӧзӧми.
Кырлыктыҥ текши ӱредӱлик школыныҥ бӧлӱги
«Кырлыктыҥ огоош балдарыныҥ сады»
«Тату чалкан»
(6-7 јашту балдарды алтай тилге ӱредерине болушту)
Тургузаачылар: Дешева М.Д., Октошева И.Б.
Кырлык јурт 2023ј.
Тема: «Тату чалкан» деп чӧрчӧкти кӧргизери
(6-7 jашту балдарды алтай тилге ӱредерине болушту)
Ӱреду амадузы: ТРИЗ-технология тузаланары.
Бӱдӱретен амадулар:
1.Ар-бӱткенди кӱски солынталарды танып, олордыҥ темдектерин чокым айдып билерине ӱредери;
2. Рольдорды айдып, сӧзлик ишти элбедери;
3. Кееркедим чӱмдемелле jилбиркедери, тилин темиктирери.
Таскамал уулантылар:
1.Ӱреду-темиктиру билгирлерин чокымдаары;
2.Эрмек-куучынын, тилин темиктирери;
3.Кеендик- jарашты оҥдоорына таскадары.
Озолондыра иш: «Тату чалкан» деп чӧрчӧкле таныштырары.
Балдардыҥ тузаланар эдимдери: кажы ла геройдыҥ кийими, турачак.
Ӧйи: 25 минут.
I.Балдарды ууламjылар бӧлӱк.
Таскадаачы: Jакшылыкту кӱнле кару балдар, ада-энелер!
- Алтайыска база ла катап кӱс jедип келди. Ар-бӱткенде jаан кубулталар ӧдӱп jат. Кӱс- ол jылдын эҥ ле бай ӧйи. Агаштар, jердиҥ ӱсти сап-сары кеп-кийимин кийип, алтын торколо jабынат.
Балдар ӱлгер кычырат.
1.Кӱс будыйт алтынла
Jалаҥды ла кырларды
Jанып брааткан турналар
Ачу ӱнденип айланды.
2.Кӱн булуттын алдынаҥ
Кӧрӱнип, ойто ло jажынат.
Изӱ jараш jайысты
Узак ундыбай jӱрерис.
3.Кӧзнӧк алдында
Кӱс камдайт
Jалбрактарын jолго
Чачып сӱӱнет.
Таскадаачы: Кӱс келген деп канай билдигер?
Балдардыҥ каруулары: Jалбырактар саргарат,jерге тӱжет;куштар jылу jер jаар уча берди; улус кӱски ижин эдип jадылар; огородто jӱзӱн-jӱӱр маала-ажы быжып калды.
II. Тӧс бӧлӱк.
Таскадаачы: Бичиичилер бойыныҥ бичиктеринде кӱсти база мактап, jылдыҥ эҥ jараш ла бай ӧйи деп темдектейт. Бӱгӱн слерге, ада-энелер, балдар «Тату чалкан» керегинде чӧрчӧк кӧргӱзип берерге туру.
«Тату чалкан»
Ойнойтон улус: Таадак, Jаанак, Айару, Амаду, Тайгыл, Ак-Кол, Пӧтӱк, Мурка, Кискечек, Теертпек, Тарбаган,Чычканак
Таскадаачы: Бийик туунын эдегинде, чакпынду суунын jарадында, содон кааза айылда Таадак ла Jаанак jуртаган. Бир катап Таадак быжырган тату-у-у чалкан jиир кӱӱни келди. Jаанак дезе Таадакка ачынды.
Jаанак: (столдон казанды тургузат, ачынып айдат)
-Талканды jии, тату чалкан jок то
Оны jиирге турган болзон отургыс.
Таскадаачы: Таадак укты, сананды, чалканды барып отургысты.
(Таадак бажын тырмап, колын jамып, айылдаҥ кӱректи алып, грядка казып, ары jажынганча базып jат. Чалкан кирип, грядкага отурып jат. Пӧтӱк кӧрӱнип келет.)
Пӧтӱк: Ку-ка-ре-ку! Jалкуурба, эстебе, маала-ажынды jуу!
(Таадак туранаҥ чыгат. Ӱзе jанынан тату чалканды аjыктайла, колын jайат.)
Таадак: Тату чалканныҥ ӧскӧнин. Мындыйын бирде кӧрбӧгӧм, куулгазыннын куулгазыны. Тату чалкан арайла болзо, тенериге jетпей туру. Бир-эки, бир-эки,Тату чалкан чыксан (чалканды тартат)
Тату чалкан: Чыкпазым, меге мында да jакшы!
Таадак: Канайдайын, нени эдейин? (бажын тырмайт)
Пӧтӱк: Ку-ка-ре-ку! Jаанакты болужарга кычырзаар.
Таадак: Jаанак, сен кайда? Jаанак, келзеҥ турген! Меге келип болушсаҥ, коркийим.
(Jаанак туранаҥ чыгат, колын арчыйт jикпезине.)
Jаанак: Не болды?
Таадак: (Тату чалканды кӧргӱзет) Бу бейин кӧрзӧҥ.
Jаанак: (Тату чалканды айландыра базат, бажыла jайкайт, колын jайып кайкайт)
-Кӧп jаш jажагам. Jе мындый чалкан кӧрбӧгӧм, куулгазынныҥ куулгазыны,
Таадакка болужайын.
(Чамчазынын колдорын тартып, Таадактыҥ кийнине турат)
Таадак ла Jаанак : (чалканды тартат) Бир-эки, бир-эки, Тату чалкан чыксан!
Jаанак: Колдорым арып чылады,кызычагымды болушка кычырак. Айару, Айару! Jӱгӱр, Тату чалканды тартарга болуш, кызым!
(Туранаҥ Айару чыгат)
Айару: Барып jадым, Jаанак (Тату чалканды аjыктайт)
-Тату чалканыҥ jаанын, jаражын (Jаанактын кийнинеҥ турат)
Таадак, Jаанак ла Айару: Бир-эки, бир-эки Тату чалкан чыксаҥ.
Тату чалкан: Айттым чыкпазым деп, чыкпазым.
Айару: Тату чалкан колго берилбейт, акамды айдарга келижет. Амаду ака, бери jӱгӱр, Тату чалканды тартарга болуш.
Амаду: (туранаҥ чыгат) Болужарым, болужарым
( колындӧн тӱкӱрет, арчыйт, Айарунын кийнине турат).
Таадак, Jаанак, Айару, Амаду: (чалканды тартат) Бир-эки, бир-эки Тату чалкан чыксаҥ.
Тату чалкан: Мен чыгар кӱним келбейт.
Амаду: (кайкайт) База кемди айдактар?
Айару: Тайгылды кыйгырактар. Тайгыл, ийдичегим кел, Тату чалканды тартарга болуш.
Тайгыл: (туранаҥ чыгат, ыраак туруп алды)
-Болужар эдим, jаҥыс грядкалардын ӱстиле меге мантаарга jарабас. Таадак мени коркыда, неле-неле согып ийер.
Таадак: Менеҥ сен коркыба, Амадуныҥ штанынаҥ тартынып ал.
Таадак, Jаанак, Айару, Амаду ла Тайгыл: Бир-эки, бир-эки. Тату чалкан чыксаҥ.
Тату чалкан: Чыкпазым!! (ары айланат)
Тайгыл: Эй, Ак-Кол, иш jок канай отурарга, чыгып болушсаҥ.
Ак-Кол: (туранаҥ чыгат, эстеп, тартынат) Гав-гав! Слерде мында не болгон?
Тайгыл: (Тату чалканды кӧргӱзет) Кӧрзӧн, кандый jаан Тату чалкан ӧскӧн, а чыгара тартып болбой jадыс. Мениҥ куйругымнаҥ тартын.
Ӱзе jаба: Бир-эки, бир-эки, Тату чалкан чыксаҥ.
Тату чалкан: Jоок!
Мурка: Мяу-мяу. Слер нени эдип турыгар?
Ак-Кол: Тату чалканды чыгара тартып болбой jадыс. Болуш сурап турубыс.
Мурка: Тату Чалканды ба? Бир конок каймак тарткан болзогор, болужар эдим.( jаланат, ичин сыймайт). Мен слерге болушка база бир кискени айдайын. Кис, кис, кис Кискечек сен кайда?
Кискечек: Мяу-мяу барып jадым.Тату чалканды тартарга болужайын.
(Кискечек Ак-Колдын куйругынан тудунат. Мурка тактага отурып, тырмагын пилкала арчыйт.)
Ӱзе jаба: Бир-эки, бир-эки,Тату чалкан чыксаҥ.
Тату чалкан: Бу кандый чаптык немелер эди. Меге шыра болды.
Кискечек: Мяу-мяу, мен билерим биске кем болужар (колын озындӧн экелип, кыйгырат) Чычканак, Чычканак. Сен кайда?
Чычкан: (тураныҥ jанынаҥ шыгалайт) Мен кискенеҥ коркып jадым, пи-пи-пи.
Кискечек: Коркыбай чыгып, биске Тату чалканды тартарга болуш. Мениҥ куйругымнаҥ тудун, Чычканак!
(Ӱзези чалканды тартат)
Ӱзе jаба: Бир-эки, бир-эки, Тату чалкан чыксаҥ.
Тату чалкан: Сананбазымда!
(Теертпек кийдире jӱгӱрет)
Теертпек: Мен Теертпек, теертпегеш, каймакла былгалган, очокко отургызылган, кӧзнӧкко соодылган.
Таадак: Кӧрзӧгӧрдӧ, Теертпек! Сен кайдаҥ келгеҥ?
Теерпек: Мен Таадактаҥ качкам, Jаанактаҥ качкам. Эҥ ле кӱчтӱзин бедиреп, jолло тоголонып барадым. А слер нени эдип турганар?
Таадак: Тату чалканды чыгара тартып болбой jадыс.
Теертпек: Кунукпагар мен билерим слерге кем болужар (мобильный телефон чыгарып, куучындажат) Алло! Тарбаган, сен Тату чалкан jиирге сӱӱп турган ба? Jе ондый болзо болужып чык. (колында кӱректу тарбаган чыгат)
Тарбаган: Jе, кайда слердиҥ Тату чалканаар?
Теертпек: Бу не Jаражай. (Тату чалкандӧн улайт)
Тарбаган: Бу биске неде эмес. Оны мен кычыклайдым.
(Будынаҥ чалканды кычыклайт)
Тату чалкан: Ой-ой-ой! Ха-ха-ха!
Таадак: Кажы ӱзегис тартактар.
(Бой бойыныҥ кийнинеҥ туруп, Тату чалканды тартат. Тату чалкан турат.)
Таскадаачы: Jерде ӧскӧн Тату чалканды ӧмӧлӧжип чыгарды,
Таадак маала-ажыла, Jаанакты ла кызычагын jазап эттире кӱндӱледи,
Тайгылга сӧӧк берген, сӱӱген кискелер сӱт ичкен, чычкан коркий аш терзин. Албаты-jон jыргазын, алкыш-быйанын айтсын, Алтын кӱсти мактазын.
III.Рефлексия.
Ойногон балдардыҥ аттарын таскадаачы айдып таныштырат.
Таскадаачы балдарга сурактар берет.
-Слерге «Тату чалкан» jарады ба?
-Чӧрчӧктӧ jылдыҥ кандый ӧйи кӧргӱзилген?
-Слерге бу чӧрчӧкти ойнорго кӱч болды ба, айса, jеҥил бе?
-Сӱреен jакшы! Эне-адагарда jарады бу чӧрчӧк, слердиҥ ойынарды кӧрӱп, кӱӱн санаагыс кӧдӱрилди. Быйан болзын,балдар!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».
Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям». ...

Пед. чтение «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия».
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей.В современном городе в век автомобилей и высоких...
Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в к...

Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"
Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ
В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....
Консультация для родителей «Формирование знаний об окружающем мире у ребёнка в семье».
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созд...