Совместная деятельность семьи, дошкольной образовательной организации в подготовке детей к школе
методическая разработка (подготовительная группа)
Взаимодействие с родителями по вопросам образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность семьи, дошкольной образовательной организации в подготовке детей к школе
Подготовила:
Купченко Светлана Евгеньевна,
Воспитатель, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «города Калининграда» детский сад № 20.
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Школьное обучение меняет образ жизни детей. Родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок отказывается посещать школу, возникают конфликты с учителями, сверстниками.
Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовится к новой для них школьной жизни.
Цель данной работы – теоретически обосновать, разработать программу педагогического взаимодействия ДОО с семьей в период подготовки ребенка к школе и проанализировать ее эффективность.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме.
- Определить современные подходы к организации педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе;
- Изучить содержание и организационные формы педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе;
- Провести экспериментальное исследование эффективности реализации программы педагогического взаимодействия с семьёй в период подготовки ребёнка к школе.
Объект исследования - педагогическое взаимодействие с семьей.
Предмет исследования - процесс педагогического взаимодействия с семьей в период подготовки ребенка к школе.
Для решения поставленных задач на этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
Изучение литературы, изучение педагогической документации, наблюдение, беседы, диагностика детей, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов.
Исследования проводилось на базе МАДОУ г. Калининграда «Детский сад № 20». В исследовании принимало участие 30 детей подготовительной группы, в возрасте от 6 до 7 лет, а также их родители в возрасте от 28 до 45 лет.
Готовность ребенка к обучению в школе – предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, Г.И. Капчеля, Г.Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.)
М.И. Лисина и Г.И. Капчеля в своем исследовании выделили несколько составляющих готовности к школьному обучению:
- общую подготовку детей к школьному обучению (которая включает в себя запас знаний, умений и навыков);
- специальную подготовку детей к школьному обучению (обучение старших дошкольников элементам учебной деятельности);
- положительное отношение к школе, учению, которые включают интеллектуальные, эмоциональные, и волевые компоненты личности дошкольника.
В структуре готовности к школе выделяют три основные составляющие:
1физиологическая готовность;
2 специальная (или педагогическая) готовность;
3 психологическая готовность
В работах Л. И. Божович, А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л.А.Венгера, И. В. Дубровиной и др. намечены три сферы психологической готовности к обучению: интеллектуальная, эмоционально-волевая, социально-коммуникативная.
В своих работах Л.И.Божович описала две группы мотивов учения:
- познавательные мотивы, которые тесно связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»;
- Широкие социальные мотивы, которые связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
В исследованиях Р.М. Гинзбурга, В. Д. Шадрикова, Н.В. Нижегородцевой выделены несколько групп мотивов, которые могут быть у детей перед поступлением в школу:
- Учебно - познавательные мотивы (раскрываются через интерес к новым знаниям и умениям, через выраженную познавательную потребность);
- Широкие социальные мотивы (раскрываются через понимание ребенком необходимости и значимости учения, через стремление ребенка к роли ученика);
- Позиционные мотивы (раскрываются через ориентацию ребенка на внешнюю атрибутику обучения: форму, школьные принадлежности и т.д.);
- Оценочные мотивы (раскрываются через направленность ребенка на получение высоких оценок, одобрение его учебной деятельности);
- Внешние мотивы (связаны с подчинением ребенка требованиям родителей);
- Игровые мотивы.
Таким образом, анализ отечественных и западных психолого-педагогических исследований показывает, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом, психологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого- педагогической литературе.
В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н.П.Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «Педагогическое просвещение»;
«Педагогическая пропаганда»;
«Органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей»;
«Взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т.п.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания.
Так, Т.А. Маркова выделила такие формы, как индивидуальные, коллективные и наглядные.
К индивидуальным относятся:
• Изучение опыта семейного воспитания (посещение семьи)
• Индивидуальные беседы, консультации
• К коллективным относятся:
• Групповые и родительские собрания
• Коллективные консультации
• Лекции (лектории)
• Субботники (совместная практическая деятельность сотрудников ДОУ с родителями)
• Вечера вопросов и ответов
К наглядным относятся:
• Показы детских работ
• Дни открытых дверей
• Педагогические информационные стенды
• Библиотека для родителей
• Папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания.
• Выставки, фотомонтаж
Так, Л.М. Кларина выделяет следующие нетрадиционные формы работы с родителями:
• Устные журналы
• Круглые столы
• Организация клубов
• Деловые игры
• КВН
• Спортивные праздники
• «Педагогическое поле чудес»
• Анкетирование
• Тестирование.
Все формы работы основаны на активности родителей, их трудовом опыте, организаторских способностях;
- позволяют более в тесном контакте с родителями решать различные проблемы в области воспитания детей.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи является одним из факторов успешности воспитания и обучения детей, в том числе и при подготовке детей к школе. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей.
1) Посещение семей
Педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка.
2) Наглядная пропаганда.
3). Дни открытых дверей.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей.
4). Папки-передвижки
5. Родительские собрания.
Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка.
6). Деловые игры.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
7). Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер.
8). Встречи за «круглым столом».
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч.
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Однако зачастую отсутствие у родителей педагогических навыков может отрицательно сказаться на подготовке ребёнка к школе.
Поэтому наиболее целесообразным в педагогическом аспекте развития ребёнка дошкольника является тесное сотрудничество и взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Констатирующий эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа была организованна на базе МАДОУ «Детский сад №20». Режим работы в детском саду - пятидневный, с 7.30 до 19.30.
Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
- констатирующий эксперимент (сентябрь - октябрь 2021);
- формирующий эксперимент (октябрь 2021 - февраль 2022);
- контрольный эксперимент (февраль - март 2022).
В исследовании приняли участие 30 родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Все являются биологическими родителями детей. Возраст испытуемых от 28 до 45 лет, и 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Все испытуемые родители работают.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей взаимодействия ДОУ с семьей в процессе подготовки старших дошкольников к школе.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень готовности старших дошкольников к школе;
2. Определить особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Для организации работы дети были разделены на контрольную и экспериментальную группу, с которой проводилась работа. В каждой группе было по 15 человек.
Для осуществления первой задачи были использованы такие тестовые процедуры:
1. «Нелепицы»: Цель: установление эмоционального контакта с ребенком.
2. Пространственно-арифметический диктант. Цель: диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно-образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект - диагностика сформированности навыков счета в пределах 10.
3. «Последовательные картинки». Цель: диагностика умения
устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика
развития монологической речи.
4. «Геометрические фигуры». Цель: диагностика уровня развития наглядно-схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект - диагностика знания ребенком названий геометрических фигур.
5. «Аналогии». Цель: диагностика сформированности основ понятийного мышления.
6. «Логопедический». Цель: диагностика звукопроизношения и умения произвести звукобуквенный анализ.
7. «Запрещенные слова». Цель: диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам.
8. «Ключи». Цель: диагностика умения устанавливать и использовать закономерности.
9. «Чтение». Педагогический аспект - диагностика знания букв, умения читать.
10. «Рисунок человека». Цель: диагностика образного мышления и тонкой моторики.
11. «Составление слов». Цель: диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
В содержание диагностики можно выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 - о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 - о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.
Данные процедуры отобраны на основе методических рекомендаций по проведению диагностики готовности к школе Л.А. Венгера и Г.Г. Кравцова.
За выполнение каждого субтеста выставлялись следующие баллы:
3 балла - правильное, точное и быстрое выполнение задания;
2 балла - выполнение с некоторыми неточностями, допуск незначительных ошибок, сниженная скорость выполнения;
1 балл - неправильное выполнение задания, допуск грубых ошибок, отказ от выполнения.
Опросник состоит из 5 шкал:
- «Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения.
«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
- «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Проанализировав полученные результаты, было выявлено следующее количество детей высокого уровня - 10 детей; среднего - 13 человек; низкого уровня – 7 детей.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о недостаточной готовности детей к школе. У детей зарегистрирован недостаточный уровень развития понятийного мышления, речевых умений и т.д. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что такие результаты связаны с тем, что семья не включена в процесс подготовки детей к школе, т.к. в детском саду педагоги ведут целенаправленную подготовку в непосредственно образовательной деятельности.
Формирующий эксперимент
Анкетирование для родителей
Примерный комплексно- тематический план работы с родителями.
Перспективный план мероприятий по взаимодействию с родителями по вопросам подготовки детей к школе.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Игровое взаимодействие родителей и детей.
в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.)
Праздники, развлечения, досуги и занятия, проводимые в детском саду с участием родителей. Таким образом, анализ материала показал, что, совместное занятие с родителями превращается в праздник и для детей за счет всегда интересной для них формы работы, и для родителей, потому что позволяет выступить в необычной роли и увидеть возможности и проблемы своего ребенка, и для педагога, так как он выступает в психологически приемлемой для себя роли - роли организатора образовательного процесса.
Кроме того, занятия с родителями обогатили их педагогический опыт, позволили сформировать основные представления о составляющих готовности к школе с точки зрения психолого-педагогических исследований.
Контрольный эксперимент.
Также была проведена еще одна диагностика «Опросник родительского отношения» А.Я Варга и В.В. Столина, которая представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними:
Проанализировав данные результаты было выявлено: 12-детей высокого уровня, 2-ребенок низкий уровень, 15 человек- средний уровень.
Таким образом, данные показывают повышение уровня готовности к школе у детей экспериментальной группы.
На начало года результаты диагностики показали низкий уровень речевого развития, пространственного представления и логического мышления.
На конец года наблюдается повышение показателей по всем направлениям.
В целом наблюдается положительная динамика. Можно сказать, что почти все дети достигают к концу учебного года нормального уровня по всем направлениям. К концу года процент нормы снижается во всех группах за счёт увеличения процента высокого уровня.
Высокий тестовый балл свидетельствует о преобладании следующих стилей родительского отношения:
1. Отвержение;
2. Кооперация;
3. симбиоз;
4. гиперсоциализация;
5. инфантилизация (инвалидизация).
Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.
Можно сделать вывод о том, что работа с родителями очень важна в воспитании и образовании наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Совместная работа учителей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе" (доклад)
Выступление на секционном занятии на августовской конференции...
Статья ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ...
Конспект родительского собрания "Совместная работа детского сада и родителей в подготовке детей к школе"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко набл...
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
Сценарий спортивного мероприятия «Папа, мама, Я – спортивная семья!» среди семей дошкольных образовательных организаций п. Тазовский и с. Газ-Сале
Цели: пропаганда здорового образа жизни;сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение их двигательной активности. Задачи: привлечение дошкольников и их роди...