Главные вкладки
Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию
консультация
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
- Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
- Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
- Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
- Воспитывать уважение к труду разных профессий.
- Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
- Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
- Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
- Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
- Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
- Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
- Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход; Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном селе, городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного села, города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
-организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- семейные альбомы;
- реальные награды или их художественное изображение;
- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;
- запись рассказов детей;
- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия как:
- анкетирование; консультации;
-родительские собрания;
- беседы за круглым столом;
- наглядная информация на стендах, папках-передвижках;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 665.88 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-576509-1441619969.jpg)
Консультации для педагогов по патриотическому воспитанию
Знакомство с символикой Российского государства и ознакомление детей с борьбой протиы фашистских захватчиков....
Консультация для педагогов УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В данной консультации я предлагаю параметры оформления патриотического уголка в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985456-1513101131.jpg)
Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968207-1509688921.jpg)
Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-948183-1510386863.jpg)
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091439-1544367953.png)
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание детей 2-4 лет".
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граж...