Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию
консультация

Елена Сергеевна Кондаурова

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. 

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

         В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход; Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном селе, городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного села, города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

-организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково-исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- диафильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.

    Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используются такие виды взаимодействия как:

- анкетирование; консультации;

-родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- наглядная информация на стендах, папках-передвижках;

- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;

- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

      Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sovremennye_podhody_k_patrioticheskomu_vospitaniyu.pdf665.88 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для педагогов по патриотическому воспитанию

Знакомство с символикой Российского государства и ознакомление детей с борьбой протиы фашистских захватчиков....

Консультация для педагогов УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В данной консультации я предлагаю параметры оформления патриотического уголка в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний ...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граж...