Театральный кружок в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей ЗПР «Солнышко» «АйДаДетки».
проект
Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детскиц сад № 316»
_____________________________________________________________________________60127 г. Красноярск, ул. Мате Залке, 6 «ж», тел./факс 220-48-61
ОГРН 1022402489350 ИНН/КПП 2465046587/246501001
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
"_____"_____2024г. Заведующий МАДОУ 316
"____"___________2024г.
_____________________
Театральный кружок в разновозрастной группе
компенсирующей направленности для детей ЗПР «Солнышко»
«АйДаДети»
Авторы: Алексанян Е.И.
Бабаева Н.А.
Гацко А.С.
Решетникова Е.М.
Титовец Н.С.
г. Красноярск
2024 год
Паспорт кружка
Наименование кружка | «АйДаДетки» |
Разработчики | Алексанян Е.И., Бабаева Н.А. Гацко А.С., Решетникова Е.М., Титовец Н.С. |
Участники | педагоги, дети (3-7 лет с ЗПР), родители/законные представители |
База реализации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 316 |
Цель кружка | Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности |
Задачи | - развивать навыки межличностного взаимодействия, общения и сотрудничества с детьми и взрослыми - активизировать познавательный интерес - развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) - развивать саморегуляцию, самоконтроль, воспитывать самостоятельность - развивать связную речь, обучать владению навыками правильного дыхания и верной артикуляции, владению силой голоса - развивать эмоциональный интеллект, обучать владению средствами образной выразительности. |
Вид | Развивающий |
Продолжительность | Долгосрочный |
Сроки реализации | Сентябрь 2024 г. – апрель 2025 г. |
Характеристика основных мероприятий | I. Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2024г.) |
II. Основной этап (январь2025 г. – март 2025 г.) | |
III. Заключительный этап (март – апрель, 2025 г.) | |
IV. Презентационный этап (апрель, 2025 г.) |
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми, у детей с ОВЗ меньше.
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные формы взаимодействия, которые помогут детям включиться в образовательный процесс, установить доверительные отношения с ним, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки России от № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Общая характеристика детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми потребностями", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети – самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом. Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз.
Актуальность.
Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики.
Настоящий проект предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья стать участниками образовательно-игровой программы, в которой они обретают самостоятельность и уверенность в себе, желание добиться успеха, познают новое в искусстве и раскрываются в творчестве. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
Цель кружка: Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности
Задачи кружка:
1. Способствовать социальной адаптации и развитию эмоционально-личностной сферы детей.
2. Развивать эмоциональный интеллект, обучать владению средствами образной выразительности.
3. Формировать саморегуляцию, самоконтроль,
4. Развить навыки межличностного взаимодействия, общения и сотрудничества с детьми и взрослыми, помочь почувствовать уверенность в собственных силах при публичных выступлениях.
5. Активизировать познавательный интереса, развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление)
6. Развивать связную речь, обучать владению навыками правильного дыхания и верной артикуляции, владению силой голоса
Новизна данного кружка:
Отличительные особенности данного кружка:
1. Адаптировать методики театрализованной деятельности для детей с ЗПР.
2. Театрализованная деятельность, как метод коррекции детей с ЗПР.
3. Взаимодействие всех служб сопровождения (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель)
Ожидаемые результаты:
- Наблюдается положительная динамика в развитии социальных, нравственных, эстетических качеств у детей;
- овладели средствами образной выразительности, речь стала более эмоционально выразительна;
- дети стали контролировать собственные действия, соблюдать очередность сюжетной линии;
- дети научились слушать друг друга, отвечать на вопросы, появилось желание и способность выступать перед публикой;
- дети проявляют познавательный интерес, внимание стало более устойчивое, запоминают движения, текст постановок;
- речь детей, в зависимости от индивидуальных речевых способностей, стала более выразительна, дети овладели практическими навыками звукоподражания, сформировалась способность воспроизводить фразу героя, появились навыки диалогической речи, улучшился грамматический строй.
Создание предметно- развивающей среды:
• Художественная литература.
• Иллюстрации к сказкам.
• Видеоматериал (запись сказки).
• Дидактические театральные игры.
• Атрибуты к театральной деятельности
Продолжительность занятия: 20 мин. 2 раза в неделю
Работа с родителями: привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.
Перспективный план работы кружка по театрализованной деятельности для детей с ЗПР «АйДаДети» на 2024-2025 учебный год
Месяц | Тема | Дата |
Сентябрь | Разработка кружка по театрализованной деятельности для детей с ЗПР на 2024 – 2025 учебный год. | В течение месяца |
Октябрь | Подготовка и показ театральной постановки «Добрая белочка». «Репка» | В течение месяца |
Ноябрь | Подготовка и показ театральной постановки «Матрешка» | В течение месяца |
Декабрь | Подготовка и показ театральной постановки «Мышка» | В течение месяца |
Январь | Подготовка и показ театральной постановки «Рукавичка» | В течение месяца |
Февраль | Подготовка и показ театральной постановки «Матрешка» | В течение месяца |
Март | Подготовка и показ театральной постановки «Три медведя» | В течение месяца |
Апрель | Подготовка и показ театральной постановки «Колобок» | В течение месяца |
Май | Подготовка и показ театральной постановки «Маша и Медведь» Анализ проделанной работы, подведение итогов за год. | В течение месяца |
Приложение 1.
Театральная постановка «Добрая белочка»
Предварительная работа: чтение авторской сказки «Добрая белочка».
Задачи: Активизация звукопроизношения: у-у-у, ш-ш-ш, пых-пых-пых, тук-тук-тук, кап-кап.
Ведущая Сегодня к нам в гости захотела прийти лесная жительница.
Белочка Здравствуйте, ребята!
Ведущая У белочки на макушке (показывают ушки)
Посмотрите, какие ушки.
Ведущая Любят наши дети
Если страшно станет ей, (закрывают ладошками
Петь и танцевать.
В дупло спрячется скорей. глазки)
Ну, а на орешках этих
Расскажи, как ты живешь в лесу?
Будут весело играть.
Белочка В осеннем лесу дует ветер, (у-у-у)
«Орешки не простые» (оркестр шумовых орешков)
Листья дрожат на ветру, (ш-ш-ш)
Ведущая Ну-ка, кто в лесок пойдёт
А затем падают на землю. (пых-пых-пых)
И грибочков наберёт?
Ведущая Не бойся, Белочка!
Белочке грибочки соберите
Это Осень золотая решила пошутить,
И в корзинку принесите.
Листочки золотые ребятам подарить.
«Листочки, листочки по ветру летят» (танец с листочками)
Ведущая Дождик собирается
Ведущая Белочка корзинку держит в лапках,
«Непослушный дождик» (песня с ритмическими
Что же нам ты принесла?
движениями
Белочка Я по веточкам скакала,
Ведущая «Солнышко и дождик» (логоритмическая игра)
Вам орешки собирала.
Белочка Угощенье принесли.
Но орешки не простые,
Посмотрите, вот какие!
Продуктивная деятельность: аппликация «Добрая белочка» .
Театральная деятельность «Матрешка»
Матрешка Будем весело играть
И в ладошки ударять.
«Здравствуйте, ладошки» (приветственная игра) (дети сели на ковер вокруг домика) Матрешка В моём домике живут много друзей.
Загадка: Дети - Котик!
«К нам пришел котёнок». (песенка для подпевания)
К нам пришёл котёнок, (гладят лапки)
Маленький котёнок,
Мяу, мяу, мяу. (лапки вперед)
С детками играет, песни распевает: Мяу, мяу, мяу.
Матрёшка Загадка: Дети – лошадка.
«Палочки-стукалочки» (оркестр на клавесах)
#1042;ы стучите палочки, Палочки-скакалочки.
Палочки шагалочки
В ручках попрыгалочки. Отыгрыш: 2. Рядом с ушком – тук-тук-тук, Рядом с ушком – тук-тук-тук. На верху – тук-тук-тук, И внизу – тук-тук-тук.
Матрёшка «Весёлая Корова» (самомассаж)
Весёлая корова (по коленкам ладошками)
Пасется на лугу,
То скушает ромашку, (фонарики)
То громко скажет: «Му!»
Му-му-му вечерком (рупор) (2 раза) Напою всех молочком.
Матрёшка Загадка: Дети – мышка.
«Мышки-шалунишки» (самомассаж)
Вот как наши, ребятишки, (2 руками по коленям)
Расшалились словно мышки,
Ловко пальцами скребут, (по бедрам скребут) Славно лапочками трут. Ш-ш-ш (трут ладошкой об ладошку)
Музыкальный руководитель И с тобою наши дети,
Очень любят танцевать!
«Раз, два веселей!» (танец)
Матрёшка Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки. (В. Берестова)
(угощение детям)
Спасибо, Матрёшка, за хорошее настроение и за угощение
Театральная постановка «Мышка»
Сказочница «Дружно мы шагаем» (двигательное упражнение) Вот бежит сюда малышка, В серой шубке наша мышка.
Мышка (плоскостная фигурка) Пи-пи-пи!
До чего ж хороший дом, Славно буду жить я в нём. (вставить фигурку в окошко)
Сказочница За окном летит снежок Мягкий, белый, как пушок.
"Снегопад" (игра с султанчиками)
Сказочница Быстро скачет по полянке Наш знакомый белый.... зайка.
Зайка (плоскостная фигурка) (вставить фигурку в окошко)
Лиса (плоскостная фигурка) Выходи скорей сюда. Ждет веселая игра.
Сказочница А ребята снежки соберут
И в корзинку сюда принесут. «Собери снежки» (подвижная игра) (рассыпает снежки)
Сказочница В теремке тепло, светло
Мышка, Зайка и Лисичка, там живут давно.
Волк (плоскостная фигурка) Видно, кто-то здесь живет Пироги в печи печет. Сказочница Заходи Волчок скорей,
Спойте песню веселей. (вставить фигурку в окошко)
«Песенка друзей» (песня для слушания)
Сказочница Приглашают и детей В пляс пуститься поскорей. (свободная пляска) (релаксация)
У меня сюрприз для вас
Какой? Узнаете сейчас. (угощение)
Сказочница Сказка кончилась. Пора! Попрощаться, детвора!
Театральная постановка «Три медведя»
Музыка мамы-медведицы.
Ведущая Тише, дети, не шумите,
Мама-медведица (фигура)
Нашу сказку не спугните.
Кто зашел ко мне домой?
В деревушке на опушке,
#1052;узыка медвежонка.
В маленькой избушке.
Медвежонок (фигура)
Жили-были старик и старуха
Почему-то настежь дверь?
Жили – не тужили и внучку Машу
Приходил какой-то зверь? растили.
Медвежонок
1. Внучка Маша. Веселая мелодия.
И моя кроватка
Внучка Маша Надо в лес пойти,
В ужасном беспорядке!
Для пирогов ягоду найти.
Мама-медведица
Корзинку я возьму,
Если хочешь домой шибко,
В лес за ягодой пойду.
Исправляй свои ошибки.
#1052;узыка колыбельной.
Внучка Маша
Ну а эта в самый раз! (3 кровать)
Вы, медведи меня не браните!
Вот на ней посплю сейчас! (засыпает)
За поступки меня извините!
#1052;узыка папы-медведя.
Что ж, ребята, вы сидите,
Папа- медведь (фигура)
Ну-ка ножки покажите.
Запах чую я чужой!
Как умеем танцевать.
Мишкам надо показать.
Театральная постановка «Матрешка»
Матрешка В день весенний рада
Вас увидеть я!
Песня Матрешки
Вы платочки все возьмите, С ними весело спляшите.
Танец с платочками.
Матрешка Что такое «день рожденья»?
Это радость и веселье,
«Кто сказал «мяу»?» (кукольный театр би-бабо)
Матрешка Жил в домике щенок, «Песенка Кошечки» (песня для слушания).
Матрешка Выглянул во двор щенок,
Видит… Петя-петушок (петушок на ширме)
Петушок (стучит в ложки)
«Петушок» (песня для слушания)
«Ложки деревенские» (оркестр)
(появляется Кошечка и говорит «мяу» и убегает)
Бобик
Песенка Лягушки (песня для слушания)
«Песенка Кошечки» (песня для слушания)
Матрешка Вы, ребята, подпевайте,
С друзьями отмечает. Щенок Гав, гав, гав! Давайте будем, Вместе весело играть.
«Вот наш Бобик здесь сидит» (догонялки) Матрешка Но устал, и вот зевая,
Спать улегся на ковер. (Бобик
заснул)
«С днем рожденья» (песня для подпевания)
(все персонажи на ширме)
Котенок Всех ребят мы поздравляем, И от всей души желаем. Лягушка Не болеть, не простужаться, Вместе с нами закаляться.
Петушок Вас, ребята, поздравляем,
И подарки вам вручаем.
(пляска Матрешки)
Говорим мы: «До свиданья.
До приятных новых встреч.
«В ожидании чуда». (день рождения)
Список литературы:
- А.В.Щёткин Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щеткин — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007 — (Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез))
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Чистякова М.И. Психогимнастика
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральный кружок "В гостях к сказки" для детей старшего возраста
Пояснительная записка и перспективный план работы на учебный год...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Театральный кружок «Солнышко»
Театральный кружок «Солнышко»Направление: социально-коммуникативное...
Рабочая программа разновозрастной группы №3 "Солнышко" общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет на 2019- 2020 уч.год.
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильев...
Рабочая программа разновозрастной группы №3 "Солнышко" общеразвиващей направленности для детей 3-5 лет на 2020-21уч.год.
Целью проекта рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства....
Конспект выступления на РМО воспитателя Кравченко Натальи Вячеславовны на тему: «Театральный кружок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Слово «театр» обладает удивительной магией! Взрослый человек, услышав его, начинает перебирать в памяти спектакли, на которых побывал, вспоминает известных актеров, интерьеры театральных з...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...