Театральный кружок в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей ЗПР «Солнышко» «АйДаДетки».
проект

Алексанян Евгения Ивановна

Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детскиц сад № 316»

_____________________________________________________________________________60127 г. Красноярск, ул. Мате Залке, 6 «ж», тел./факс 220-48-61

ОГРН 1022402489350 ИНН/КПП 2465046587/246501001

Электронный адрес:

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

"_____"_____2024г. Заведующий МАДОУ 316

"____"___________2024г.

_____________________

Театральный кружок в разновозрастной группе

компенсирующей направленности для детей ЗПР «Солнышко»

«АйДаДети»

Авторы: Алексанян Е.И.

Бабаева Н.А.

Гацко А.С.

Решетникова Е.М.

Титовец Н.С.

г. Красноярск

2024 год

Паспорт кружка

Наименование кружка

«АйДаДетки»

Разработчики

Алексанян Е.И., Бабаева Н.А. Гацко А.С., Решетникова Е.М., Титовец Н.С.

Участники

педагоги, дети (3-7 лет с ЗПР), родители/законные представители

База реализации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 316

Цель кружка

Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности

Задачи

- развивать навыки межличностного взаимодействия, общения и сотрудничества с детьми и взрослыми

- активизировать познавательный интерес

- развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление)

- развивать саморегуляцию, самоконтроль, воспитывать самостоятельность

- развивать связную речь, обучать владению навыками правильного дыхания и верной артикуляции, владению силой голоса

- развивать эмоциональный интеллект, обучать владению средствами образной выразительности.

Вид

Развивающий

Продолжительность

Долгосрочный

Сроки реализации

Сентябрь 2024 г. – апрель 2025 г.

Характеристика основных мероприятий

I. Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2024г.)

II. Основной этап (январь2025 г. – март 2025 г.)

III. Заключительный этап (март – апрель, 2025 г.)

IV. Презентационный этап (апрель, 2025 г.)

Пояснительная записка.

Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми, у детей с ОВЗ меньше.

Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные формы взаимодействия, которые помогут детям включиться в образовательный процесс, установить доверительные отношения с ним, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки России от № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Общая характеристика детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми потребностями", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети – самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом. Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз.

Актуальность.

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики.

Настоящий проект предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья стать участниками образовательно-игровой программы, в которой они обретают самостоятельность и уверенность в себе, желание добиться успеха, познают новое в искусстве и раскрываются в творчестве. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Цель кружка: Развитие личности детей с ЗПР через формы театрализованной деятельности

Задачи кружка:

1. Способствовать социальной адаптации и развитию эмоционально-личностной сферы детей.

2. Развивать эмоциональный интеллект, обучать владению средствами образной выразительности.

3. Формировать саморегуляцию, самоконтроль,

4. Развить навыки межличностного взаимодействия, общения и сотрудничества с детьми и взрослыми, помочь почувствовать уверенность в собственных силах при публичных выступлениях.

5. Активизировать познавательный интереса, развивать основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление)

6. Развивать связную речь, обучать владению навыками правильного дыхания и верной артикуляции, владению силой голоса

Новизна данного кружка:

Отличительные особенности данного кружка:

1. Адаптировать методики театрализованной деятельности для детей с ЗПР.

2. Театрализованная деятельность, как метод коррекции детей с ЗПР.

3. Взаимодействие всех служб сопровождения (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель)

Ожидаемые результаты:

Создание предметно- развивающей среды:

• Художественная литература.

• Иллюстрации к сказкам.

• Видеоматериал (запись сказки).

• Дидактические театральные игры.

• Атрибуты к театральной деятельности

Продолжительность занятия: 20 мин. 2 раза в неделю

Работа с родителями: привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.

Перспективный план работы кружка по театрализованной деятельности для детей с ЗПР «АйДаДети» на 2024-2025 учебный год

Месяц

Тема

Дата

Сентябрь

Разработка кружка по театрализованной деятельности для детей с ЗПР на 2024 – 2025 учебный год.

В течение месяца

Октябрь

Подготовка и показ театральной постановки «Добрая белочка». «Репка»

В течение месяца

Ноябрь

Подготовка и показ театральной постановки «Матрешка»

В течение месяца

Декабрь

Подготовка и показ театральной постановки «Мышка»

В течение месяца

Январь

Подготовка и показ театральной постановки «Рукавичка»

В течение месяца

Февраль

Подготовка и показ театральной постановки «Матрешка»

В течение месяца

Март

Подготовка и показ театральной постановки «Три медведя»

В течение месяца

Апрель

Подготовка и показ театральной постановки «Колобок»

В течение месяца

Май

Подготовка и показ театральной постановки «Маша и Медведь»

Анализ проделанной работы, подведение итогов за год.

В течение месяца

Приложение 1.

Театральная постановка «Добрая белочка»

Предварительная работа: чтение авторской сказки «Добрая белочка».

Задачи: Активизация звукопроизношения: у-у-у, ш-ш-ш, пых-пых-пых, тук-тук-тук, кап-кап.

Ведущая Сегодня к нам в гости захотела прийти лесная жительница.

Белочка Здравствуйте, ребята!

Ведущая У белочки на макушке (показывают ушки)

Посмотрите, какие ушки.

Ведущая Любят наши дети

Если страшно станет ей, (закрывают ладошками

Петь и танцевать.

В дупло спрячется скорей. глазки)

Ну, а на орешках этих

Расскажи, как ты живешь в лесу?

Будут весело играть.

Белочка В осеннем лесу дует ветер, (у-у-у)

«Орешки не простые» (оркестр шумовых орешков)

Листья дрожат на ветру, (ш-ш-ш)

Ведущая Ну-ка, кто в лесок пойдёт

А затем падают на землю. (пых-пых-пых)

И грибочков наберёт?

Ведущая Не бойся, Белочка!

Белочке грибочки соберите

Это Осень золотая решила пошутить,

И в корзинку принесите.

Листочки золотые ребятам подарить.

«Листочки, листочки по ветру летят» (танец с листочками)

Ведущая Дождик собирается

Ведущая Белочка корзинку держит в лапках,

«Непослушный дождик» (песня с ритмическими

Что же нам ты принесла?

движениями

Белочка Я по веточкам скакала,

Ведущая «Солнышко и дождик» (логоритмическая игра)

Вам орешки собирала.

Белочка Угощенье принесли.

Но орешки не простые,

Посмотрите, вот какие!

Продуктивная деятельность: аппликация «Добрая белочка» .

Театральная деятельность «Матрешка»

Матрешка Будем весело играть

И в ладошки ударять.

«Здравствуйте, ладошки» (приветственная игра) (дети сели на ковер вокруг домика) Матрешка В моём домике живут много друзей.

Загадка: Дети - Котик!

«К нам пришел котёнок». (песенка для подпевания)

К нам пришёл котёнок, (гладят лапки)

Маленький котёнок,

Мяу, мяу, мяу. (лапки вперед)

С детками играет, песни распевает: Мяу, мяу, мяу.

Матрёшка Загадка: Дети – лошадка.

«Палочки-стукалочки» (оркестр на клавесах)

#1042;ы стучите палочки, Палочки-скакалочки.

Палочки шагалочки

В ручках попрыгалочки. Отыгрыш: 2. Рядом с ушком – тук-тук-тук, Рядом с ушком – тук-тук-тук. На верху – тук-тук-тук, И внизу – тук-тук-тук.

Матрёшка «Весёлая Корова» (самомассаж)

Весёлая корова (по коленкам ладошками)

Пасется на лугу,

То скушает ромашку, (фонарики)

То громко скажет: «Му!»

Му-му-му вечерком (рупор) (2 раза) Напою всех молочком.

Матрёшка Загадка: Дети – мышка.

«Мышки-шалунишки» (самомассаж)

Вот как наши, ребятишки, (2 руками по коленям)

Расшалились словно мышки,

Ловко пальцами скребут, (по бедрам скребут) Славно лапочками трут. Ш-ш-ш (трут ладошкой об ладошку)

Музыкальный руководитель И с тобою наши дети,

Очень любят танцевать!

«Раз, два веселей!» (танец)

Матрёшка Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки. (В. Берестова)

(угощение детям)

Спасибо, Матрёшка, за хорошее настроение и за угощение

Театральная постановка «Мышка»

Сказочница «Дружно мы шагаем» (двигательное упражнение) Вот бежит сюда малышка, В серой шубке наша мышка.

Мышка (плоскостная фигурка) Пи-пи-пи!

До чего ж хороший дом, Славно буду жить я в нём. (вставить фигурку в окошко)

Сказочница За окном летит снежок Мягкий, белый, как пушок.

"Снегопад" (игра с султанчиками)

Сказочница Быстро скачет по полянке Наш знакомый белый.... зайка.

Зайка (плоскостная фигурка) (вставить фигурку в окошко)

Лиса (плоскостная фигурка) Выходи скорей сюда. Ждет веселая игра.

Сказочница А ребята снежки соберут

И в корзинку сюда принесут. «Собери снежки» (подвижная игра) (рассыпает снежки)

Сказочница В теремке тепло, светло

Мышка, Зайка и Лисичка, там живут давно.

Волк (плоскостная фигурка) Видно, кто-то здесь живет Пироги в печи печет. Сказочница Заходи Волчок скорей,

Спойте песню веселей. (вставить фигурку в окошко)

«Песенка друзей» (песня для слушания)

Сказочница Приглашают и детей В пляс пуститься поскорей. (свободная пляска) (релаксация)

У меня сюрприз для вас

Какой? Узнаете сейчас. (угощение)

Сказочница Сказка кончилась. Пора! Попрощаться, детвора!

Театральная постановка «Три медведя»

Музыка мамы-медведицы.

Ведущая Тише, дети, не шумите,

Мама-медведица (фигура)

Нашу сказку не спугните.

Кто зашел ко мне домой?

В деревушке на опушке,

#1052;узыка медвежонка.

В маленькой избушке.

Медвежонок (фигура)

Жили-были старик и старуха

Почему-то настежь дверь?

Жили – не тужили и внучку Машу

Приходил какой-то зверь? растили.

Медвежонок

1. Внучка Маша. Веселая мелодия.

И моя кроватка

Внучка Маша Надо в лес пойти,

В ужасном беспорядке!

Для пирогов ягоду найти.

Мама-медведица

Корзинку я возьму,

Если хочешь домой шибко,

В лес за ягодой пойду.

Исправляй свои ошибки.

#1052;узыка колыбельной.

Внучка Маша

Ну а эта в самый раз! (3 кровать)

Вы, медведи меня не браните!

Вот на ней посплю сейчас! (засыпает)

За поступки меня извините!

#1052;узыка папы-медведя.

Что ж, ребята, вы сидите,

Папа- медведь (фигура)

Ну-ка ножки покажите.

Запах чую я чужой!

Как умеем танцевать.

Мишкам надо показать.

Театральная постановка «Матрешка»

Матрешка В день весенний рада

Вас увидеть я!

Песня Матрешки

Вы платочки все возьмите, С ними весело спляшите.

Танец с платочками.

Матрешка Что такое «день рожденья»?

Это радость и веселье,

«Кто сказал «мяу»?» (кукольный театр би-бабо)

Матрешка Жил в домике щенок, «Песенка Кошечки» (песня для слушания).

Матрешка Выглянул во двор щенок,

Видит… Петя-петушок (петушок на ширме)

Петушок (стучит в ложки)

«Петушок» (песня для слушания)

«Ложки деревенские» (оркестр)

(появляется Кошечка и говорит «мяу» и убегает)

Бобик

Песенка Лягушки (песня для слушания)

«Песенка Кошечки» (песня для слушания)

Матрешка Вы, ребята, подпевайте,

С друзьями отмечает. Щенок Гав, гав, гав! Давайте будем, Вместе весело играть.

«Вот наш Бобик здесь сидит» (догонялки) Матрешка Но устал, и вот зевая,

Спать улегся на ковер. (Бобик

заснул)

«С днем рожденья» (песня для подпевания)

(все персонажи на ширме)

Котенок Всех ребят мы поздравляем, И от всей души желаем. Лягушка Не болеть, не простужаться, Вместе с нами закаляться.

Петушок Вас, ребята, поздравляем,

И подарки вам вручаем.

(пляска Матрешки)

Говорим мы: «До свиданья.

До приятных новых встреч.

«В ожидании чуда». (день рождения)

Список литературы:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный кружок "В гостях к сказки" для детей старшего возраста

Пояснительная записка и перспективный план работы на учебный год...

Театральный кружок «Солнышко»

Театральный кружок «Солнышко»Направление: социально-коммуникативное...

Рабочая программа разновозрастной группы №3 "Солнышко" общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет на 2019- 2020 уч.год.

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильев...

Рабочая программа разновозрастной группы №3 "Солнышко" общеразвиващей направленности для детей 3-5 лет на 2020-21уч.год.

Целью проекта рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства....

Конспект выступления на РМО воспитателя Кравченко Натальи Вячеславовны на тему: «Театральный кружок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Слово «театр» обладает удивительной магией! Взрослый человек, услышав его, начинает перебирать в памяти спектакли, на которых побывал, вспоминает известных актеров, интерьеры театральных з...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно" (речевое направление ) для детей 4-7 лет. (Программа рассчитана на 1 год).

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ1.1. ПояснительнаязапискаРабота по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольно...