Конспект выступления на РМО воспитателя Кравченко Натальи Вячеславовны на тему: «Театральный кружок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Кравченко Наталья Вячеславовна

Слово «театр» обладает удивительной магией! Взрослый человек, услышав его, начинает перебирать в памяти спектакли, на которых побывал, вспоминает известных актеров, интерьеры театральных зданий. Для ребенка оно- целый волшебный мир, не отделяющий зрителя и сцену, а объединяющий искусство перевоплощения, жизнь и самого малыша!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_taetr_dlya_razvitiya_tvorch.sposobnostey.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Конспект выступления на РМО

воспитателя

Кравченко Натальи Вячеславовны

на тему: «Театральный кружок

как средство развития творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                 Подготовила:

        Кравченко Н.В.

                                                                                 

                                                                                                   

г. Гагарин

2021

Слово «театр» обладает удивительной магией! Взрослый человек, услышав его, начинает перебирать в памяти спектакли, на которых побывал, вспоминает известных актеров, интерьеры театральных зданий. Для ребенка оно- целый волшебный мир, не отделяющий зрителя и сцену, а объединяющий искусство перевоплощения, жизнь и самого малыша!

Дошкольное детство- это то время, когда развитие творческих способностей наиболее эффективно. А одним из действенных средств такого развития является театральный кружок. В нашем детском саду разработана программа дополнительного образования по театрализованной деятельности. Она рассчитана на два года и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. Она нацелена на создание условий для развития творческих интересов детей.

Прежде всего, до начала работы над программой, мы попытались определить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального кружка. На основе изучения и анализа психолого-педагогической, методической литературы раскрыть сущность понятия «творческие способности», охарактеризовать критерии развития творческих способностей воспитанников, выявили условия для развития способностей в театральной деятельности, разработали программу и сейчас проверяем её эффективность на практике.

Так что же подразумевают творческие способности?

В психолого-педагогическом аспекте творчество рассматривается как процесс созидательной деятельности, высшая форма активности человека, реализация собственной индивидуальности. Для ребенка творчество можно охарактеризовать как процесс освоения окружающего мира, предполагающий получение новых образов, действий. Успешность в творческих видах деятельности обеспечивается творческими способностями. Театральный кружок является оптимальной формой организации педагогических условий по включению старших дошкольников в деятельность, способствующую их творческому развитию.   

Система организации театрального кружка делится на несколько этапов: художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; освоение специальных умений для становления актерских способностей и дополнительных ролей, например, оформителя, костюмера; самостоятельная творческая деятельность. Она позволяет создать единое пространство познания и индивидуального развития воспитанников.

Содержание деятельности кружка включает реализацию основных направлений по развитию творческих способностей дошкольников. Направления программы «Балаганчик» предусматривают следующие разделы работы:

1) «Театральная игра».

 Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

2) «Ритмопластика».

Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.

Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

3) «Культура и техника речи».

Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.

4) «Основы театральной культуры».

Раздел обеспечивает условия для овладения старшими дошкольниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

5) «Работа над спектаклем».

Раздел базируется на авторских и фольклорных произведениях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.

Театрализованная деятельность напрямую связана с жизнью ребенка: обогащая детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и искусству, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. С помощью театральной деятельности можно решать различные педагогические ситуации:

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаем детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаем внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем спрашиваем, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала проводим беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем выделяем героев с различными чертами характера и предлагаем идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4.  Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5.  Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6.  Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Для решения проблемных игровых ситуаций театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения, или с заменой героев, сохранив содержание сказки. Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды.

На занятиях по театрализованной деятельности нужно стараться пробудить у детей способность к импровизации, помочь развить интересы и способности ребенка; способствовать общему развитию; проявлению любознательности; настойчивости, целеустремленности, эмоций при проигрывании ролей. Театральная деятельность и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить нов...

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...

Тема: «Игровая драматизация – средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Опыт работы по теме: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕ.   Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий...

Статья на тему "Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста."

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Выступление на педсовете. Тема: "Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы кружкового объединения "Волшебная шкатулочка". Знакомство с техниками: Бумажный комочек", "Обрывание", "Петля", "Мозаика."...