Дидактические игры "Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Гордиенко Ирина Викторовна

Игры для старших дошкольников, направленные на развитие у детей умения находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасные ситуации, быть осмотрительным, внимательным; воспитание у детей самостоятельности, уверенности в себе; знакомство с взаимоотношениями взрослых и детей. Закрепление правил поведения в общественных местах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НАУЧИ ПОСЛУШАНИЮ»

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 2 - 10 детьми. Воспитатель предлагает детям краткий рассказ:

Ваши родные и близкие любят вас, помогают вам, заботятся о вас. А где и когда вы встречаетесь с незнакомыми взрослыми людьми? Взрослые люди бывают разные, и намерения у них не всегда добрые. В передаче «Жди меня» вы видели, как люди показывали фотографии своих пропавших детей. Но ведь ребёнок не мог пропасть сам по себе. Скорее всего, он доверился чужим взрослым, а они его похитили. Чтобы совершить что-то плохое, злой человек прикидывается добрым: улыбается, угощает конфетами, гладит по голове. Конечно, в мире больше добрых людей, чем плохих, злых. Но надо быть осторожными, внимательными, уйти от знакомого человека. Вы вырастете, станете сильнее, мудрее, и никто из плохих людей не будет вам страшен. А пока ваши близкие – ваши защитники.

А сейчас вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию. Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.

Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:

- «Красная Шапочка»;

- «Волк и семеро козлят»;

- «Заинькина избушка»;

- «Жихарка»;

- «Буратино»;

- «Гуси-лебеди»;

- «Курочка ряба»;

- «Колобок»;

- «Три поросёнка»;

- «Буратино»;

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

- «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НУЖНО – НЕЛЬЗЯ»

ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.

учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 2 - 10 детьми.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома) .

Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации) .

За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

Другой вариант:

дети делятся на две команды: первая «НУЖНО» и вторая «НЕЛЬЗЯ».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ОБЪЯСНИ, ЗАЧЕМ? »

ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно – следственные связи между явлениями;

закрепить умение строить сложноподчинённые предложения, развивать связную речь;

развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 1 - 4 детьми.Воспитатель предлагает детям правила игры:

- Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… ».

Дети дополняют:

- чтобы было тепло.

- чтобы пойти гулять.

- чтобы не замёрзнуть.

Воспитатель подготавливает заранее ряд предложений

по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке… »;

по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы… »,

«Сын помогает маме нести сумку, чтобы… », «Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы… ».За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КАК МОЖНО? »

ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нужные слова; развивать связную речь;

развивать у детей умение избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, культуру поведения в общественных местах.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 1 - 4 детьми.

Воспитатель предлагает детям правила игры:

- Мы будем играть с вами в игру в которой я буду спрашивать, а вы отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.

- Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями) .

- Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго) .

- Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно) .

- Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно, вкусно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно) .

- Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, бедно, богато, стильно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко) .

- Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, рассеянно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро) .

дидактические игры

Социально-нравственное воспитание

детей  старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра

«ХОРОШО – ПЛОХО»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: 

Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки и анализировать их.

ХОД ИГРЫ:

- Воспитатель удивляется: Посмотрите, какая чудесная коробочка. Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки). Здесь картинки и цветы: веселые и сердитые. Давайте покажем, какое выражение лица здесь нарисовано. (Дети «улыбаются» и «сердятся»)

Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (веселому, доброму) А почему?

 А с плохим поступком? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор.

 (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...