«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Выступление на муниципальном семинаре – практикуме
«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)
Выступление на муниципальном семинаре – практикуме
«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Прокопенко Оксана Дмитриевна
Ступино 2023г
Работа по ознакомлению детей с городом ведется постоянно, но нельзя одним занятием или в рамках тематической недели рассказать или объяснить детям как устроен наш город.
Ребенку в дошкольном возрасте очень сложно представить и понять что было давно и мы больше рассказываем о сегодняшнем городе, акцентируем внимание детей на том , что каждый день тысячи людей среди которых их родители ,знакомые ,родственники у которых разные профессий работают в нашем городе . И благодаря этому город живет, строятся дома, работают предприятия, работают школы, детские сады, больницы, магазины Любознательность, впечатлительность хорошая память дошкольников позволяют формировать живой интерес у детей к городу, его облику, к происходящим событиям.
Свою работу по ознакомлению детей с городом мы хотели можно так сказать технически упростить, удобностью и вариативностью подачи материала. Что это значит? Материалы по изучению города мы собираем в этом органайзере который назвали «Наш город » тут много ячеек где хранится и постоянно пополняется материал. Мы не стараемся как можно больше собрать материала, а как можно больше продумать вариантов работы с уже готовым материалом. Как мы работаем с нашими «Городком»
Весь материал мы поделили на блоки
- Природа и местоположение
- Инфраструктура города
- История города
- Загадки
- Ребусы
Я подчеркну, что мы не ставили цель разработать что – то новое, мы пересмотрели свои материалы, материалы педагогов выкладываемых на наших профессиональных сайтах, и выбрали для своей группы подходящий доступный и дидактический материал.
Главное, на наш взгляд, это системность в работе. Два раза в неделю на вечернем или утреннем круге, мы непринужденно предлагаем ребятам поиграть. И дети с радостью выполняют задания. или мы обсуждаем какой – то тематический материал.
Мы не выдаем детям уже готовую информация, которую им необходимо просто принять и запомнить. Нужно предоставить ребенку возможность самостоятельно что-то сделать, догадаться, как правильно. Можно дать направляющие объяснения, чтобы ребенок начал сам искать ответы на вопросы. Эти простые способы помогут научить ребенка думать самостоятельно.
Возьмем к примеру первый блок. В нем представлены материалы о том ,
- Как доехать в наш город от Москвы.
- Каким транспортом можно добраться в наш город, куда именно приезжает электричка и автобус.
- Что наш город включает четыре остановки электрички.
- Какие города соседи нашему городу. ( это очень важно, потому, что дети не знают названия городов).
- Знакомство детей с картой
В конце я приведу пример как легко с детьми в игровой форме построить маршрут к нашему городу и вспомнить какие города являются соседями нашего города
Знакомя детей с городом, используем больше локальный материал, т.е. привлекаем внимание детей к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимание. Мы стараемся не просто сообщать детям информацию о городе но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям фактам, событиям, которые происходят у нас в городе .Приведу два примера
- Последнее, что обсуждали, это что в Ступино есть Театр и обсуждали мы это на примере обычной афиши.
Афиша — это объявление о спектакле, вывешиваемое на видном месте. В ней содержатся данные о месте и времени спектакля, его название и данные о том, кто каких персонажей в спектакле играет. И вот так на примере изучения обычной афиши можно ознакомить детей с театром. Рассказать, что в Ступино есть театр для взрослых и театр для детей. Ну и вообще уже по своему усмотрению развивать эту тему.
- Например День города
Сначала мы обсуждаем как празднуют свой день рождения сами дети . Мы переносим то что ребенок понимает, на более сложные понятия. А ведь город тоже как человек имеет свой день рождения Как отпраздновать день рождение города, такой вопрос ставим перед ребятами. И даже без подсказки дети сами дают ответы.
В своей работе мы целенаправленно используем загадки. У нас есть целая картотека загадок на каждую тему. Загадываем загадки и дальше подводим детей к тому о чем мы сегодня будем говорить Например ( Загадка о библиотеке)
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
Это библиотека . Дальше достаем картинку с изображением Ступинской библиотеки обсуждаем зачем нужна библиотека, как работает библиотека, как относится к книге . И дальше можно поиграть
Какие книжки выпускают для малышей
Какие книжки выпускают для малышей?
- Книжки-кроватки.
- Книжки-коляски
- Книжки-гамаки.
- Книжки-раскладушки.
Чтобы взять книгу из библиотеки, нужно сначала...
- Написать книгу
- Вернуть книгу
- Потерять книгу
- Записаться в библиотеку
Как библиотекари относятся к читателям, не вернувшим вовремя книги?
- Награждают грамотой.
- Выдают ему книги еще и еще.
- Забывают об этом.
- Штрафуют читателя.
Часто используем в работе ребусы
( ПРИМЕР)
Нельзя изучать город без его прошлого. Как объяснить это дошкольнику. Мы пытаемся его ознакомить с понятием прошлого посредством вот такого фотокубика. Иногда такое понятие как «прошлое лучше преподать с помощью контраста. Кубик с фотографиями каким был наш город много лет назад. Дети смотрят и сравнивают. С сегодняшним временем. И тут снова очень быстро можно и сыграть и проговорить и представить что будет в будущем
А сейчас я хочу предложить вам немножко поиграть.
Игра « Путешествуем по Подмосковью»
Играют 9 человек. Ведущий говорит, что сейчас мы проедим по заданному железнодорожному маршруту. Я буду загадывать загадки а вы должны правильно и быстро взять картинку
Ведущая : Уважаемые пассажиры мы отправляемся по маршруту Москва - Кашира
На столе лежат картинки задача игроков отгадать загадку и первым взять подходящую под ответ картинку
1)
В России городов не счесть,
У них особенные лица,
И самый главный город есть:
Она – прекрасная столица.
2)
Две стальные Чудо-Нити
Протянул Путестроитель.
Нити свяжут города,
Мчат по Нитям поезда.
(Рельсы.)
3)
Еду я по рельсам тоже,
И на поезд я похожа.
Только лечь нельзя уснуть —
Очень уж короткий путь!
Просто сидя у окошка, коль устал,
Вздремни немножко,
Но недолго, а иначе
Ты проедешь мимо дачи!
Есть у поезда сестричка —
Это наша …….
(Электричка)
4) На пути к Нашему городу есть город в котором есть огромный Аэропорт
ДОМОДЕДОВО
5)
Пусть невелик ты, и не под стать столице,
И пусть у стен твоих не плещется прибой,
Ты – отчий дом, и Родины частица,
Ты дорог нам, наш город Ступино родной…
6)
Пусть не так она широка,
Но струится через века
Нестареющая река —
Удивительная Ока.
7)
Он перекинут через реку.
Удобно стало человеку
Перебираться через воду,
Совсем забыв про непогоду.
На сваях закреплён помост.
Назвали это чудо…(Мост)
8 )
Почему наш поезд встал?
Путь закончен. Вон ( Вокзал)… .Как называется город куда нам нужно было доехать? ( Кашира)
Итак вот мы повторили маршрут, мы повторили название городов .А теперь давайте подумаем, что еще нужно сделать пассажирам, чтобы спокойно доехать до своей остановки ?……..
9)
Без него не зайдёшь ты в вагон,
Без него не отправишься в путь. У кассира находится он.
Купить его не забудь! ( Билет)
Очень приятно то, что нашим детям интересно знать историю родного города и края, его прошлое и настоящее. Поэтому работа по этой теме будет продолжена в дальнейшем. И мне кажется, что чем больше интересного мы будем рассказывать детям о родном крае, городе, тем шире откроется перед ними окружающий мир, тем сильнее они полюбят свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Сотрудничество ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улиц...
«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...
Организация работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства ...
«Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
laquo;Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»...
Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, остановитесь, расскажите о том, что земля нашего к...
Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста .
Семья – это где ребенок получает воспитание, знакомиться с семейными традициями и получает жизненный опыт. Для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жизнь и во...
Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования пред...