Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста
методическая разработка
Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meto_razrabotka.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Лихачев Д. С.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Природа очень рано входит в жизнь малыша. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.
К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
В чем же актуальность данной темы? В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.
Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». В словах В.А. Сухомлинского я вижу главную тему работы, над которой необходимо работать педагогическому коллективу детского сада в воспитании любви к Родине, к родному краю у детей. Привить любовь к родному краю несомненно поможет его участие в общественном труде, и активное участие родителей в общественной жизни общества. Педагоги должны как можно раньше помочь детям полюбить свой край, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать настоящим членом общества; прививать любовь к родному дому, детскому саду, своей улице, городу, краю.
Взрослые могут помочь увидеть красоту родной природы, а это начало любви к Родине. Внимание воспитателей нужно обратить на содержание деятельности детей, формировать у него начальное чувство Родины, правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Вначале ребенок видит своих близких, семью со своими традициями. В дальнейшем перед ребенком раскрывается мир родного края и в этом ему помогают детский сад и школа. Важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, так как именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Показывая ребенку национальный быт, речь, песни, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни, и таким образом, формируется любовь к родному краю и родной стране.
Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, любящих свой край.
Для выполнения этой цели, были поставлены следующие задачи:
- Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, любви к близким.
- Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине, приобщая детей к культуре и традициям народов,
Система и последовательность работы по воспитанию у детей любви к родному краю может быть представлена через темы проектов:
- семья
- детский сад
- родная улица
- родной город
- Природа Камчатского края (растения, животные, птицы, рыбы, реки, моря, вулканы)
- заповедные места нашего края
- Красная книга Камчатского края
- культура и быт народов Камчатки
- Береги свой край родной
Принципы работы по патриотическому воспитанию:
- Отбор знаний с учетом возраста ребенка.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Сочетание достоверности и доступности исторического материала.
- Наглядность.
- Сочетать разные виды деятельности, характерные возрасту, распределяя интеллектуальные, эмоциональные и двигательные нагрузки.
- Профессиональная компетентность педагога.
- Систематичность и последовательность.
- Принцип системно- организованного подхода, совместная работа всех специалистов.
- Принцип учета региональных условий в пропаганде идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю
- Принцип от близкого к далекому
Из года в год, дети углубляют и расширяют свои познания, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам.
Формы работы с детьми:
- беседы
- НОД
- викторины
- наблюдения
- экспериментальная деятельность
- просмотр фото и видеопрезентаций
- поисково-исследовательская деятельность
- экскурсии в ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», «Елизовский районный краеведческий музей», «Музей рыбы и рыбоедов»
- изготовление макетов
- издательство газет и альбомов
- фотовыставки, гербарии, коллекции
- чтение художественной литературы
- театрализованная деятельность
Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать или сделать поделку того, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается в занятиях по художественно – эстетическому развитию. Рисунки и поделки детей, отражающие чувство любви к своему родному краю, родной природе помогают им создать выразительные образы, которые основаны на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что у дошкольников наглядно-образное мышление. Отсюда следует, что необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные материалы (коллекция камней, выставка предметов народного промысла и т.д.). Через наглядность проще познакомить детей с народными промыслами, со старинными предметами быта. В этом нам помогают посещения музеев. Только здесь ребенок может прикоснуться к истории быта родного края. Немало важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Узнавая историю своей семьи, ребенок испытывает сильные эмоции, сопереживает, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эти слова А.С. Макаренко нужно взять за основу при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Можно посоветовать родителям совершить экскурсии по району, городу, посетить отдельные предприятия и учреждения района и т.д., выезжать с детьми на природу А итоги таких экскурсий можно выразить в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Так же интересно провести "мини-исследование", выбрав и определив заранее тему исследования, например, исследование истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Взаимодействуя с родителями, мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы:
- Консультации
- беседы
- Круглые столы
- информирование родителей через интернетсайты, стенды, папки-передвижки
- участие в конкурсах поделок, макетов
- совместные экскурсии
- совместные праздники, развлечения
- родительские собранеия
В этой работе важно наладить контакт с родителями, заинтересовать их. Активное участие родителей – это залог успеха всей нашей работы.
Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить гулять по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Но не возможно достичь каких-либо результатов, если воспитатель сам не будет любить и восхищаться своей страной, своим народом, своим городом, своим краем. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что мы смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордость, что они живут в таком прекрасном крае как Камчатка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
Работа с детьми по изучению родного края и его природы....
Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста (обобщение педагогического опыта)
Обобщение педагогического опыта...
Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста
Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»
Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».
Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....
"Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста"
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....