Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
статья
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей любови к родному краю возможно только зная историю, традиции и культуру своего родного края. Процесс познания- своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
В работе с детьми используются разные методы: занятия, посвященные истории города, края; экскурсии, прогулки по памятным местам, по городу; чтение художественных произведений, в том числе и у земляков; организация уголка родного края. [3]
Для того, чтобы знания детей были более глубокими и прочными, стоит уделить внимание и предварительной работе: выходные прогулки по достопримечательностям города, знакомства с подвигами горожан в годы войны, закрепление знаний о известных улицах города и т.д.
В работе немаловажную помощь оказывают родители, бабушки и дедушки, как равноправные участники в формировании личности ребенка. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, составляют совместные рассказы, которые помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя, как ее члена с родной землей.
Дети свои впечатления могут отразить в играх. В работе широко используются чувашские народные и подвижные игры: «Вăй виçмелле», «Автан», «Краскалла», «12 патакла», «Ал çапмалла», дидактические игры о родном крае, городе: «Когда это бывает?», «Где я нахожусь?», «Узнай и опиши», «Где мы были - мы расскажем», «Путешествие колоска».
Одной из форм работы с детьми является продуктивная деятельность, которая включает рисование, аппликацию и ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующее отношение к родному краю. Результаты продуктивной деятельности детей можно оформить как тематические выставки: «Мой город», «Природа моего края», «Уборка урожая»; «Хлебобулочные изделия»; «Колосок», «Родные улицы», на которых дети сами становятся экскурсоводами - рассказывают о своих работах.
Важную роль, в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают характер и самобытность времени. Всю красноречивость родного языка можно увидеть в художественной литературе, в изучении народного творчества.
Черты национального характера можно проследить в устном народном творчестве, где можно передать нравственные ценности. Можно выделить жанр, который влияет на нравственное и духовное развитие детей – поговорки и пословицы.
В художественных произведениях образы яркие, эмоциональные, которые воздействуют на нравственно-эмоциональную сферу дошкольника. Противоречие в пословицах и поговорках помогают воспитателю создать проблемную ситуацию. Ребёнок решает эту поставленную задачу, находит нравственные положения. [3]
В дошкольном возрасте дети усваивают представления о добре и зле, активно интересуются волшебными сказками. Большое значение имеет анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений. Русские народные сказки знакомят детей с жизнью народа в прошлом, рассказывают о мужестве русского народа, о его находчивости, храбрости, о тяжелой жизни людей в прошлом. В них имеется мудрое поучение, как дружить, как жить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: трудолюбие, скромность, лень, доброта, отзывчивость, смелость, трусость, грубость.
Использование театрализованных видов деятельности расширяет у детей диапазон познания родного края.
Таким образом, использование различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным городом, краем, с ее народом, бытом, традициями у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям. Использование разнообразных видов деятельности создаст неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой родной край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект /авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н.В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. -Волгоград: Учитель. -104с.
2.Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности /авт.-сост. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова.-Волгоград:Учитель.-116с.
3.Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия /авт. - сост. И. Н. Панасенко.-Волгоград: Учитель.-126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
Работа с детьми по изучению родного края и его природы....
Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста (обобщение педагогического опыта)
Обобщение педагогического опыта...
Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста
Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»
Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».
Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....
«Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»
Выступление на тему: «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»....
"Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста"
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....