Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа) по теме

Работа с детьми по изучению родного края и его природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word1.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Давайте знакомиться».

«Лучшее средство привить детям

 любовь к Отечеству состоит в том,

чтобы эта любовь была у отцов».

Ш. Л. Монтескье

Знакомство с ГОУ детским садом  № 862, с  «Музеем природы» группы № 2 начинается с природной территории, где несколькими поколениями педагогов, родителей и детей собирались и сохранялись растения, представляющие разнообразный растительный мир Земного шара. (Фото деревьев)

Мы надеемся, что, посещая наш детский сад, вы с любовью и интересом отнесётесь к удивительному миру растений и проявите уважение к нелёгкому труду людей, делающих всё возможное для того, чтобы вы могли насладиться красотой и многообразием растений. (Фото меня с тюльпанами родители окапывают кусты)Помните, что только бережное отношение к удивительному и прекрасному растительному миру позволит сохранить для наших воспитанников это чудо природы.

Давайте же учиться видеть красоту растений в их родной стихии, там, где им положено жить!

Интересной Вам прогулки и хорошего настроения!

На территории детского сада произрастает широколиственный лес, состоящий из дуба, клёна, липы, лещины. Это всё местные древесные породы, обитающие здесь с давних времён. Лес является основным тенесберегающим фактором. Он восстанавливается самостоятельно, то есть, новые деревья вырастают из упавших семян взрослых. Поэтому, важно соблюдать равновесие между лесовосстановлением и вырубкой.

Круглый год украшают территорию хвойные деревья (ели, сосны). Вечнозелёные составляют ……%. Остальные …..% - это берёзы, осины, ольхи, тополя и др.  Деревья не просто красивы. Каждое дерево – это долгая  - долгая жизнь. Чем больше знаешь о деревьях, тем интереснее они становятся. (Фото дети с кленовыми листьями вверх).

Растения различного хозяйственного назначения -  вызывают огромный интерес у посетителей детского сада и делают его настоящим музеем живой природы, имеющим большое культурно – просветительское значение.    Деревья являются неотъемлемой частью всей экосистемы Земли, очищают воздух, выделяя кислород, которым мы дышим. А Земля – это наш дом. Дом большой, просторный. С высокой крышей неба и распахнутыми настежь стенами. В этом доме есть всё: Солнце и Луна, земля и вода, трава и деревья… Вот это всё – наш дом. (Фото).

Сейчас архитекторы и строители понимают ценность деревьев в городах и стараются их беречь. Всё больше людей стремиться их сохранить. Но для этого мало просто беречь растения. Нужно знать о том, как живут разные деревья, чем отличаются одни породы от других и многое другое.

Встречи с природой развивают внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, стимулируют любознательность, создают благоприятный эмоциональный настрой.

На экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных берёзках, величавых дубах, мягком шелесте травы.

 Справочная информация

На территории сада разрешается:

  1. Ходить по дорогам с асфальтовым и грунтовым покрытиями.
  2. Приносить с собой предметы для рисования.
  3.  Фотографировать растения и животных.

На территории детского сада не разрешается:

  1. Повреждать, рвать, выкапывать растения.
  2. Выгуливать домашних животных.
  3. Разжигать костры, оставлять мусор, загрязнять газоны.
  4. Кататься на самокатах, роликах, велосипедах.

Администрация детского сада обращается к посетителям с просьбой соблюдать указанные правила.

Особое внимание нами уделяется совместной работе родителей и детей. (Фото презентация).

При проведении всех экскурсий к деревьям, воспитатель использует папку, в которой собран наглядный художественный и фотоматериал по теме с изображением деревьев, листьев, семян; гербарий собранный летом и осенью; фотографии предметов мебели из древесины данного дерева, сувениры; фотографии  поделок из природного материала; пословицы, приметы, загадки, стихи и пр.)

Группа любителей природы и пеших прогулок встречается у ворот детского сада, откуда начинается обзорная экскурсия, проходившая в виде свободного общения с детьми и родителями, сопровождающаяся пояснениями воспитателя. Экскурсантам предлагается пройти к стоящим вдалеке липам.

Липа.

Ещё издали рассматриваем крону деревьев. Какая она? (Ответы). Это могучее, высокое дерево с широкой, пышной кроной, похожей на шатёр. (Фото). Давайте встанем под дерево и посмотрим вверх. Что вы видите? (Ответы). Листья расположены очень плотно друг к другу, свет  через густую листву плохо проникает. Посмотрите, какие листочки у липы, на что они похожи? (Ответы). Это дерево можно узнать по плоским и широким листочкам похожим на сердечко. Поэтому липу называют широколиственным деревом. Она даёт хорошую тень. (Рассмотреть тень). Можно сказать, что она теневынослива. Ещё это дерево не боится морозов.

Кто запомнил, возле каких деревьев мы остановились? Как они  называются? (Ответы детей, родителей). Что ещё вы можете рассказать об этом дереве? (Ответы). У липы жёлтые цветы со сладковатым запахом, которые свисают из – под листьев и привлекают множество пчёл. Вблизи этого дерева воздух наполняется особым, нежным ароматом. (Вдохнуть ароматный воздух). На смену цветам появляются гроздья плодов с длинным крылом, которые разлетаются от материнского дерева.

Липу часто высаживают на городских улицах, садах и парках. Липовые аллеи украшают многие старинные усадьбы. Одна из аллей нашего города называется «Липовая аллея».  Эти деревья необходимо часто подрезать, можно в виде шара или любой другой формы. У дерева после подрезки появятся новые молодые побеги на старых толстых ветвях. А сейчас подошло время игры.

          Руки подняли и помахали это деревья в лесу.

         Руки взмахнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

 Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

          Как они сядут, покажем – руки сложите назад.

А вы знаете, ребята, какое хорошее дерево липа! Подумайте, чем же это дерево так нравилось людям? (Ответы). Вы, уважаемые родители, наверное, слышали про мозговую атаку, сейчас будем действовать по этому методу и высказывать самые невероятные предположения. (Ответы).

В старину липа пол – России обувала, с ложечки кормила, мёдом потчевала. Как вы понимаете эти слова? (Ответы).

Вы ведь слышали про целебный липовый цвет, липовый чай, липовый мёд? Для питья люди отцеживали липовый сок, который называли – липовица.

Соком листьев липы питаются тли, выделяющие – посмотрите – липкую «медвяную росу». Обычно тротуар и стоящие под деревьями машины буквально закапаны ею.

В старину из липы делали орудия труда и предметы быта. В наши дни резчики по дереву любят работать с этим деревом, т. к. оно одно из самых мягких поделочных дерев. Легко режется и гладко строгается. Из него изготавливают игрушки, ложки, но делается это больше для продолжения традиций, чем по необходимости. (Фото).

В старину тайно вырезали печати, взамен казённых, откуда и пошло название «липа» - подделка.

         Ещё из липы драли лыко. Что же это такое – лыко? (Ответы).

Вот как об этом говорится в толковом словаре В. И. Даля: «Лыко – молодой луб, который расположен под корою. Молодое, волокнистое подкорье молодой липы идёт обычно на лапти».

Вообще про липу сказано ещё очень много… Старинное название месяца июля, когда липа цветёт.

Липа, липкий, липучка – значит докучливый и неотвязный человек. Это любимая игра детей: «Я – липучка - приставучка, ты кому меня отдашь?» Липина – липовая лучина.

Загадки.

А цветок – то медок , лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается, зимой отсыпается.

В конце каждой прогулки проходит фотосъёмка на память. Экскурсантам раздаются памятки с датой следующей встречи и кратким содержанием экскурсионной программы.

Берёза.

Целевую прогулку к берёзкам лучше проводить в канун праздника Троица.

Берёза давно уже стала символом России. Это выносливое и неприхотливое растение, поэтому его можно везде встретить. Обратите внимание на кору. Как вы считаете, почему кора берёзы цветом отличается от других деревьев. (Ответы). Кора дерева тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином. У других деревьев такой краски нет. Бетулин не даёт коре сильно нагреться. От резких перепадов температуры (днём сильно припекает, а ночью ещё стоят морозы) кора деревьев трескается, отчасти, поэтому кору деревьев в садах красят в белый цвет. Предложить детям в жаркую погоду дотронуться до коры берёзы, а затем до любого другого дерева с тёмным стволом, например, дуба. Сравнить. Затем потереть ствол берёзы рукой – ладошка станет белая. (Ещё лучше потереть кусочком тёмной ткани).

В древние времена, когда ещё не было бумаги, береста помогала людям передавать информацию. Буквы процарапывали специальной костяной или металлической палочкой. Во многих музеях хранятся берестяные грамоты. Сейчас мы тоже попробуем что – небудь нацарапать или нарисовать.

У берёз, как правило, неглубокая корневая система, поэтому они страдают от сильных ветров. (Фото). Деревья просто выворачивает из земли.

Берёза издавна использовалась человеком для самых разных целей. Давайте их назовём. (Ответы).

Листья, почки, сок, пыльца этого дерева рекомендовались при самых разных болезнях. А из древесины получают… (Ответы). Активированный уголь и дёготь. Применяют в медицине и берёзовый гриб чагу.

Оздоровительным действием обладают берёзовые веники.

Весной берёзовый сок собирали наши прабабушки и умывались им, чтобы кожа становилась гладкая, эластичная; а прыщи и вовсе исчезали. Мыли им голову, для улучшения роста волос. Но не только люди пьют берёзовый сок, пьёт его и дятел, так как в это время ещё мало разнообразной пищи. В верхней части ствола дятел наносит острым клювом ряд дырочек вокруг ветки, из которой вытекает сок.

Весной вблизи берёз можно обнаружить гудящих майских жуков. Для них она тоже служит разнообразной столовой: насекомые с аппетитом объедают молоденькие листья.

Берёзовые дрова всегда ценились как самые жаркие. Когда они прогорали, получалась зола, которая является ценным удобрением. Золу используют в борьбе с насекомыми, для опрыскивания растений. (Кинофильм: «Дело было в Пенькове»).

Наши предки освещали жилище берёзовой лучиной. Что же это такое - лучина? (Ответы). Давайте попробуем её сделать. Для этого нам понадобится хорошо высушенная древесина. (Обращаемся за помощью к папам, дворнику). Отщепляем ножом 2-3 см шириной и толщиной. Берёзовая древесина горит ярко и не даёт копоти. (Показ). А чтобы освещение было непрерывным, в старину возле лучины сажали самого младшего члена семьи, который быстро заменял сгоревшую лучину новой.  

Бересту использовали для изготовления лодок, которые назывались «берестянками». На такой лодке могли плыть два человека.

Из бересты до сих пор делают туески для сбора ягод, грибов. (Показ родителями сборки туеска из готовых деталей). Когда – то делали ёмкости для хранения воды, молока, кваса, солений. (Фото).

Берёзовую древесину применяют для производства фанеры, лыж, деревянной посуды, паркета. (Фото).

Очень высоко ценятся берёзовые капы. Их древесина твёрдая и плотная, с красивым рисунком. (Показ).

Кто знает, что такое «берёзовая каша»? Когда – то ветвями этого дерева секли плохих учеников. Отсюда пошло выражение: «Отведать берёзовой каши».

Из веток берёзы делают мётлы.

В некоторых местах берёзовыми ветками кормят домашних животных. Каких? (Ответы).

Когда – то в сырую погоду солдаты клали тонкую кору берёзы в сапоги, делая между двумя слоями подошвы прокладку. Ноги при этом не промокали. (Опыт: большой кусок бересты оставить на улице во время дождя).

Именно под берёзами встречается ядовитый красный мухомор.  

Берёза, как ответ свахе – согласие; ель, сосна, дуб – отказ.

Подвижная игра: «Бояре».

Даль – 50стр.

Загадки.

Стоят в поле сестрички:

Платья белены, шапочки зелены.

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна – потечёт слеза.

Её узнают по простой примете:

Нет дерева белей на свете.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Дуб.

Целевую прогулку к дубу лучше проводить в сентябре, когда созревают и опадают жёлуди.

Чем же это дерево отличается от предыдущих деревьев? Давайте – ка внимательно на него посмотрим. (Ответы).

Это дерево отличается крупными размерами и долголетием. Дуб растёт очень медленно. Кора дерева тёмная, с многочисленными продольными трещинами. Проведите рукой по коре. Попробуйте поместить в трещину свой пальчик. Как вы, дети, думаете, в какую трещину поползень или белка могли бы спрятать жёлудь на зиму? (Ответы). У него мощная, раскидистая крона. А какие у него листья? (Ответы). Листья тёмно – зелёные, кожистые, твёрдые, пропускающие мало света. Поэтому в дубравах могут расти растения, которые любят тень: сныть и папоротники. А сейчас настало время для игры:

Лесные этажи.

- Старый дуб! Мне расскажи про лесные этажи!

- Этаж первый – это мхи, бархатисты и мягки.

Этаж первый, самый нижний, к матушке – земле он ближний.

А второй – густые травы, что растут в больших дубравах.

Третий – пышные кусты: бересклет, орех лесной.

И серёжки и цветы украшают их весной.

А четвёртый – всех он выше, шум вершин зелёных слышен,

Шелест листьев, шорох, скрипы. Это сосны, ели, липы.

Дуб не зря называют могучим: у него мощная корневая система с глубоко уходящим в землю стержневым корнем (до 5 м). Это делает дерево устойчивым к бурям, к ударам молнии.   Дуб – довольно теплолюбивая порода, он не любит холод. Молодые листья и стебли могут погибнуть от холода, поэтому на дубе листья появляются позже, чем на других растениях. Осенью листья не опадают, а просто становятся жёлто – коричневыми, засыхают и держатся на ветках всю зиму. В природе он размножается жёлудями и порослью. В России появлению первых искусственных дубрав способствовал Пётр I. Во многих парках и старинных усадьбах эти могущественные деревья образуют целые массивы, отдельные группы и аллеи. Старые деревья охраняют, как памятники природы (в Коломенском). (Фото). Картина «,,,,,,,,,,,,….дубрава»автор.

Жёлуди  созревают и опадают в сентябре. Плоды висят на черешках и состоят их двух частей: самого жёлудя и шапочки (плюска), которая висит некоторое время на дереве.  

Предлагаю собрать жёлуди и продолжить наше общение на Дубовой аллее, что возле школы № 845.

А сейчас пришла пора поговорить о пользе этого дерева. (Ответы). Например, наши предки славяне считали, что нужно чаще ходить в дубраву за «добрым духом». А русские воины перед битвой отправлялись туда набраться силы. Вспомните, вам когда – нибудь доводилось видеть изображение дубовых веток или листьев на чём - либо? Расскажите об этом. (Ответы).

Изображения дубовых листьев можно обнаружить на форме военных, лесников, на гербах некоторых городов. На гербе города Зеленограда дубовую ветвь также можно увидеть, так как она символизирует могущество и власть. Венком из дубовых ветвей награждали за воинские подвиги.

На Руси издавна парились не только берёзовыми, но и дубовыми вениками, изгоняя «хворь телесную», особенно простуду.

А как вы считаете, что можно сделать из этого дерева? (Ответы).

Кора дерева входит в состав зубных паст.

Дубовые листья используют для засолки овощей.

Хорошо известен жёлудёвый кофе, а из жёлудёвой муки можно сварить кашу, испечь лепёшки и даже торты.

Раньше из этого дерева делали шпалы, шло оно и на дрова. Высоко ценился дуб и в кораблестроении. Из дуба изготавливали кадки, паркет, мебель. (Фото).

Дуб – дерево преданий и сказок. На нём находилась смерть Кощея Бессмертного, к дереву был привязан хрустальный гроб со спящей царевной. Вокруг дуба ходил на цепи и Учёный кот.

Почитать детям дома и в детском саду книги, в которых упоминается о дубе.

Рассмотреть картины известных художников, на которых встречаются дубы.  

Загадки.

Все детки на ветках –                      Зреют на зелёных ветках

  С рожденья в беретках                                                      Детки лысые в беретках.

.                  У кудрявого их папы

С дерева упадут –                           Ни беретки нет, ни шляпы.

Береток не найдут.

Ольха.

Ольха – родственница берёзы. Листья тёмно – зелёные, с выдающимися жилками и зубчиками по краям, яйцевидные. Весной её ветви украшены длинными висячими серёжками. На что они похожи? (На гусениц.) В озеленении ольха ценится как дерево, из которого формируют живые изгороди. Осенью долго сохраняет листву. Это одно из немногих деревьев, у которого листья осенью не желтеют, а опадают зелёными или почерневшими. Они легко разлагаются и обогащают почву. Плоды ольхи – коричневые деревянные шишки – созревают осенью. У ольхи серой ствол гладкий, серый, без трещин, у чёрной – почти чёрный, а древесина – оранжевая. (Фото).

В зарослях ольхи прячутся дрозды. Дятлы выдалбливают в старых деревьях дупла. Дерево ольхи любит свет и тепло. Но в ольховых зарослях сыро и сумрачно, так как дерево служит для закрепления берегов. Вырубка ольхи приводит к обмелению рек и исчезновению родников. Она не является очень ценной. Из неё делают колодезные срубы, лёгкие постройки. Ольховые дрова хорошо горят и дают много тепла. Молодые побеги идут на корм овцам и коровам. Побеги ещё какого дерева идут на корм животным? (Ответы). Кора дерева служит для окрашивания в чёрный, красный, жёлтый цвет.  

Приметы:

Зацвела ольха – встречай весну.

Там, где ольха – сена вороха. (Вместе с ольхой растёт много трав.)

В детстве берёзку ольха нянчит. (Закрывает от холодных ветров.)

Клён.

Посмотрите какие красивые деревья. Их можно назвать декоративными: пёстролистные, шарообразные, тёмно окрашенные. Пётр I о клёне сказал: «Дерево красно и дивно». (Фото). Обычно растёт с липой, дубом, ольхой, реже – елью. Чистые кленовники занимают большие площади только в Башкирии. С давних пор их используют для озеленения.

Листья клёна красивые и широкие с длинными черешками. Весной на деревьях появляется молодая, блестящая, оранжево – зелёная листва. Осенью листва окрашена в яркие тона: жёлтый, оранжевый, ярко – красный, лимонно – жёлтый, тёмно – пурпурный. (Фото).

Если черешок разорвать вдоль, появится белая капелька – кленовый сок. Клёны – хорошие медоносы. Весной кленовый сок пьёт дятел. Кленовый сок содержит много сахара, поэтому в Канаде и США его активно используют в питие. Отношение к этому напитку в указанных странах можно сравнить с нашим отношением к берёзовому соку. Сбор сахарного сиропа в Канаде стал своеобразным весенним праздником, на который съезжаются туристы.

Пролежав зиму в земле, семена клёна дружно прорастают ранней весной. При этом у них прямо на снегу появляются и начинают расти корешки. Ни одно дерево не обладает такой способностью.

Оторвавшиеся от дерева, вращающиеся крылатки похожи на пропеллер маленького вертолёта. К ноябрю плодов на дереве почти не остаётся. А на ясенелистном сухие «вертолётики» висят всю зиму. Поэкспериментировать с семенами: как они опускаются на  землю? На какое расстояние улетают от дерева?  

Кора деревьев почти чёрная, ствол прямой. В городах эти деревья эффективно очищают воздух от загрязнений. Не боятся загазованности, насекомых (по какой - то причине они не едят листья), уплотнённости почвы, которая характерна для многих скверов и парков.

У клёна ценная и крепкая древесина с красивым рисунком. Из этой породы изготавливают музыкальные инструменты (кларнеты, флейты - фото), игрушки, сувениры. (Фото).В старину даже делали сапожные гвозди.

Стихотворение С. Есенина: «Клён ты мой опавший».

Приметы:

Если берёза вперёд опушается, то жди сухого лета, а если клён, то дождливого.

Клён плачет перед дождём. (У основания черешков его листьев капают «слёзы»).

Ребята, вы часто ходите на экскурсии: в лес, скверы и парки… Нравится ли вам бывать на природе в окружении деревьев? (Ответы детей). Многие люди стремятся выехать за город хотя бы на выходные. Как вы думаете, почему? (Ответы родителей). Психологи давно заметили, что цвета заметно влияют на наше расположение духа. В поисках спокойствия мы невольно созерцаем зелёные кроны деревьев. Прежде всего этот цвет способствует душевному равновесию. Кроме того, наряд в зелёных тонах улучшает концентрацию внимания, что очень важно при ответственной работе. У военных форма зелёного цвета, к тому же она служит маскировкой. (Тест для родителей).

В беседе по проведённой экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей, приобретённые новые знания.

Перечисленные деревья являются листопадными деревьями, то есть, осенью сбрасывают листья, и в холодное время года их ветви остаются голыми. Подумайте, почему это происходит? (Ответы). Если дерево оставит широкие листья на ветках, то ветки под тяжестью снега согнуться, а потом сломаются. (Фото).

Ель.

Ель – самое древнее дерево. И живёт дольше других деревьев. Боковые ветви расположены кольцами. Это теневыносливое, влаголюбивое дерево. Морозостойка, не переносит засух.  

Физкультминутка (по стихотворению М. Садовского «Осень»).

Воспитатель приглашает детей изобразить деревья в осеннем парке.

Берёзы косы расплели, (выполняем наклоны головы к плечам, при этом спина прямая, ноги на ширине плеч).

Руками клёны хлопали, (поднимаем руки в стороны до уровня плеч, затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам).

Ветра холодные пришли, (выполняем махи руками над головой из стороны в сторону, изображаем раскачивающиеся от ветра деревья).

И тополи затопали. (одновременно с движением рук топаем ногами).

Поникли ивы у пруда, (выполняем наклон вперёд, спина округлена, свободные, расслабленные руки касаются пола).

Осины задрожали, (потрясём кистями).

Дубы, огромные всегда, (потянулись вверх, встали на цыпочки).

Как будто меньше стали. (присели на носочках, подняв пятки, колени вместе, руки на коленях).

Всё присмирело. Съёжилось, поникло, пожелтело. (в приседе округлили спину, пригнули голову к коленям, руками обхватили колени).

Лишь ёлочка пригожая к  зиме похорошела. (выпрямились, выполняем упражнение для позвоночника, совершая вращение туловища вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки двигаются свободно вслед за вращением туловища).

Перед прогулками привлекать родителей к сбору дополнительной информации по теме, фотографий, репродукций картин и т. д.

В конце каждой целевой прогулки делать фотоснимок на память. Производить сбор природного материала для изготовления поделок с детьми в домашних условиях и в детском саду.

Для большей заинтересованности экскурсантов нами разработано прохождение специально – разработанного экологического маршрута – экологической тропы. (Фото).

Экологическая тропа – это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования. При выборе маршрута нами учитывался ряд условий:

- доступность для посещения;

- эстетическая привлекательность;

- информационная ёмкость.

Маршрут экологической тропы состоит из следующих стоянок:

- цветник;

- скворечник;

- лиственные деревья;

- хвойные деревья;

- муравейник.

Отбор материала осуществлялся по принципу:

- энциклопедичности;

- природосообразности (человек – часть природы, и он подчиняется её законам);

- воспитательной ценности знаний.

 

из природного материала

 «человек создаёт ценности и культуру…»

А. С. Макаренко

Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью в группе создана природная мастерская (для заполнения свободного времени или для занятия интересной работой, приучающей к систематическому труду). (Фото).

Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка и его  сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. А коллективные работы детей позволяют формировать у них умение планировать свою деятельность с учётом общей цели.

Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании и аппликации.(Фото ирины алексеевны деревьев)наших детей.

Предложить вспомнить стихи и загадки.

Продолжать знакомить детей с животными в процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций.

Для более успешного усвоения материала используются такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач.

В «Музее природы» вам представится возможность узнать, чем деревья привлекают к себе зверей и птиц, а их здесь много…. Деревья существуют не только для того, чтобы забираться на них или прятаться под ними от дождя. Они дают кров и корм птицам, белкам, насекомым и множеству другой живности. Они являются неотъемлемой частью всей экосистемы Земли, очищают воздух, выделяя кислород, которым мы дышим.

В экспозиции музея вы можете получить информацию о растениях лугов, полей и лесов, произрастающих в нашем городе, о том, какие из них встречаются редко (занесены в Красную книгу), какие являются лекарственными или же ядовитыми (лютик едкий).

Систематический гербарий растений насчитывает около ….(100 единиц) и является предметом гордости музея. Он составляется с 1999 года из растений, собранных на территории детского сада. Экспедиции по сбору растений проводятся совместно с детьми.

В музее рассказывается, каких птиц, занесённых в Красную книгу (канюк, пустельга, желна), можно встретить в черте города.

Особо почётное место занимает диорама «Белка», являющаяся гербом города Зеленограда.

Последняя экспозиция о природе посвящается взаимоотношениям человека и природы. В ходе экскурсии дети поймут, почему становление современной природы, человека – бесконечно длительный процесс.

Как мы используем природное богатство, что значит охранять природу? Вот то главное, с чем вы познакомитесь в заключительной части экспозиции отдела природы.

Для чего и для кого создаются музейные экспозиции, особенно краеведческие? А ведь есть у нас и такие. В первую очередь, конечно, для детей, для будущих граждан нашей страны, которые должны знать не только Родину большую, но и Родину малую. Ту, где они растут, и где им предстоит строить будущее. Нам думается, что по созданной в нашем музее экспозиции будет учиться не одно поколение детей. (Фото).

Работа музея рассчитана на получение и углубление знаний детей о родном крае, его историко – культурных традициях и духовном наследии.

Воспитательно – образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти, бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях.

В судьбе музея «История края» было всё – беды и радости, годы забвения и подъёма, но по – прежнему здесь бережно хранится «родная старина» русского народа. Прикоснитесь к прошлому! Музей гостеприимно распахивает перед вами свои двери! Высокие оценки музею «История края» даны многими посетителями, в числе которых педагоги других детских учреждений, родители, представители РОНО.

Свою историю Музей «История края»  ведёт от 22 октября 2003 года, когда стали появляться первые экспонаты. Он составляет славу ГОУ детского сада № 862. Музей занесён в Реестр музеев г. Москвы.  

Он, по – прежнему, остаётся базой для развития краеведения. Создаётся «Общество по изучению родного края». Запись у заведующей ГОУ детским садом Ольги Владимировны Дегтярёвой. Тел.: 8- 499-734-16-54.

Каждый музейный экспонат – это памятник далёких лет, хранящий тепло рук; отмеченный вкусом и умением русских мастеров, имеющий свою неповторимую историю создания и попадания в музей.

В музее хранятся работы русских мастеров (Богородская и Дымковская игрушки, Хохломская и Гжельская посуда, и др.) сделанные из дерева и глины. В музее даже далёкое прошлое – почти рядом: в куполах старых церквей или в кружевной резьбе наличников, во всём есть что – то неповторимое дорогое.

Музей отражает различные стороны истории битвы за Москву, ход боевых действий, строительство оборонительных сооружений и т. д.

Постепенно тематика экспозиций стала меняться. Отдельная экспозиция посвящена прошлому и настоящему города Зеленограда. Это традиции и памятные места, названия улиц и площадей, планировка города и архитектура. Это память о событиях, о людях, принесших ему славу.

Занятия, проходившие в музее, становятся гимном родному городу, служат оптимизации воспитательного процесса в нашем учреждении.

Актуальность музея определяется рядом причин:

  1. 50 - летие г. Зеленограда.

2. Празднование 65 – летия Победы:

Экскурсии по территории детского сада:

Март – апрель: экскурсия к клёну (в заморозки потёки клёнового сока на стволе превращаются в сосульки).

Середина июня: экскурсия к тополю (тополиный пух).

Конец июня: экскурсия к клёну (носики), липе (цветёт).

Сентябрь: экскурсия к дубу (жёлуди).

Октябрь: экскурсия к ольхе, клёну, дубу (наблюдение за листвой).

Декабрь: экскурсия к еле (перед Новым годом).

Экскурсии выходного дня:

  1. Аллеи г. Зеленограда.
  2. Дендрарий парк.
  3. Прогулки на природу (водоёмы, лес).
  4. «Поляна сказок». Деревянные скульптуры детских площадок.

Куда пойти с ребёнком в выходные дни?

Практически всегда для дошкольников оказываются привлекательными природоведческие музеи – биологический, зоологический, краеведческий, соединяющий экспозиции, посвящённые природе и истории родного края.

В Дарвинском и Тимирязевском музеях узнаете много интересного о живой природе; в Зоологическом – найдёте сведения о животных; в Палеонтологическом – познакомитесь с тем, как развивалась жизнь на Земле, и увидите двигающихся динозавров; в Геологическом – рассмотрите коллекции камней.

Музеи – это экологическая память людей. В них храниться наша история, культура, образцы природы, экономические достижения, а в последнее время и «достижения» экологические.

Посещение музея – событие в жизни ребёнка и семьи, оно доставляет удовольствие всем, оказывает большое эмоциональное воздействие.

Прежде, чем вы отправитесь с ребёнком в музей, нужно научить его видеть красивое в окружающей среде, в природе. Этому помогут экскурсионные прогулки по городу, с которыми мы вас познакомили.

Сезонные работы.

Как хорошо будет, если вместе с детьми и родителями:

Зимой: подкормить птиц и белок - понаблюдать за их следами.

Весной: убрать на поляне мусор, старую листву – понаблюдать, как оживут травы и цветы; повесить скворечник – наблюдение за поселяющимися птицами; посадить дерево - понаблюдать за тенью.

Летом: посидеть в тишине – услышать шелест листвы, пение птиц, цоканье белок.

Осенью: повесить кормушки, собрать плоды деревьев.

Народные песни про деревья:

  1. Русланова Н. «Липа вековая».
  2. «Тонкая рябина».
  3. «Ой, рябина, кудрявая».
  4. «Во поле берёза стояла».

Современные песни про деревья:

  1. Мартынов Е. «Яблони в цвету».
  2. Пахоменко Л. «Лучше нету того цвета».
  3.  Группа «Иванушки» «Тополиный пух».

Стихи:

  1. Есенин С. «Клён ты мой опавший».
  2. Есенин С. «Отговорила роща золотая».

Что можно почитать детям? Выучить наизусть.

  1. Волков А. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
  2. «Царевна - лягушка». Русская народная сказка.
  3. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». Отрывок.

Рекомендации родителям:

  1. Формируйте желание любоваться природой и беречь её, ежедневно упражняйте в этом детей.
  2. Продолжайте учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закрепляйте представления о сезонных изменениях в природе.
  3. Расширяйте знания детей о природных явлениях с помощью игр, дидактических упражнений «Да и нет», «Из чего сделан предмет?», «Третий лишний»; расширяйте словарный запас.
  4. Наблюдайте с детьми за тем, как взрослые высаживают деревья и кустарники.

Литература:

  1. В
  1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». М.: «Просвещение», 1984 г.
  2. Зенина Е. И. «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ». М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
  3. Иванов Альберт «Приключения Хомы». М.: Издательство «Малыш», 1975 г.
  4. Митчелл Алан «Деревья». Санкт – Петербург: Издательство «Тимошка», 1997 г.
  5. «Поляна сказок». Набор открыток. Киев. «Радянська Украiна», 1989 г.
  6. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила».
  7. Пушкин А. С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  8. «Растения под охраной». Набор открыток. М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1986 г.
  9. Рыжова Н. А. «Деревья от Акации до Ясеня». «Карапуз - Дидактика». ТЦ «Сфера», 2006 г.
  10. Седлецкая Е. «Экологическая мозаика». М.: «Московская правда», 1995 г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста

Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».

Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....

«Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»....

"Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста"

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....