"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"
статья (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры
«Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека».
Б.Г. Ананьев.
Аннотация: Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. [2]
Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [5]
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность, воображение, внимание;
- готовит к реальной жизни;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина и др., [1]
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением. Дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.
Возможность обучать детей посредством активной, интересной для них деятельности,- вот отличительная особенность дидактической игры.
Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. [4]
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся и решаются следующие задачи:
- формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решаются в создании игровой среды.
Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.
Поэтому, организовать жизнь детей в группе необходимо так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Потребуется немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна и служит интересам и потребностям ребенка.
Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, нужно учитывать требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы, стараться сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка.
Центр сенсорного развития является одним из самых любимых центров детей. В нём должны быть собраны дидактические игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
В процессе создания сенсорной зоны необходимо отдавать предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх стремиться заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателей.
Вся работа должна вестись совместно с родителями. Родители – это первые помощники в работе воспитателя. Для можно организовать консультации, семинары – практикумы, где родителей познакомить с приёмами ознакомления детей с сенсорными эталонами.
Вся работа должна быть направлена на заинтересованность родителей. Очень много пособий, игр, тренажеров можно изготовить только благодаря помощи родителей.
Организация игр
Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой, состоящей из 2-3 детей.
Подборка игр разнообразна в зависимости:
№ | Цель игры | Наименование игры |
1. | Игры для развития зрительного восприятия (цвет, форма, размер) | «Большой и маленький» «Найди такой же….» «Украсим платочек» «Цветные варежки» «Спрячем в домике» «Найди такой же…» |
2. | Игры для слухового восприятия | «Постучим - погремим» «Кто как кричит?» «Где звенит?» |
3. | Игры для развития тактильного и осязательного восприятия | «Чудесный мешочек» «Определи на ощупь» «Узнай фигуру» «Пересыпалочки» |
4. | Игры для развития мелкой моторики | «Накорми Цыпленка» «Бусы для куклы» «Цветная мозаика» «Прищепки» «Достань колечко» «Бизиборд»-развивающая доска включающая различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). |
5. | Игры для развития обонятельного восприятия | «Угадай, что это?» «Чем пахнет?» «Овощи и фрукты» «Коробочки с запахом» |
В группе должно быть собрано много материала на развитие тактильных ощущений. необходимо использовать большое количество природного материала: шишки, желуди, фасоль, горох и многое другое.
Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. Для этого в таз нужно насыпать пшено, фасоль, поместить в него различные по форме и величине предметы, предложить найти предмет на ощупь.
Чувство вкуса и запаха развивается во время еды, когда дети непосредственно обоняют запахи, а также с помощью баночек с различными запахами.
Для развития слуха – звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.
Для развития зрения – цветные таблички, сортировка бусин по цвету, шариков и так далее.
Самое главное, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости.
Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У них вырабатывается активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Список, используемой литературы:
1. Новоселова, Л.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Пособие для воспитателя детского сада. - 4с.
2. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - 3с.
3. Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Михайлова З.А. Младший дошкольник в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 год.
4. Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985 год.
5. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007, 322 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт воспитателя Тема «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости ...
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Виды дидиктических игр...
Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опыт работы по даной теме представлен системой игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей с использованием различных дидактических игр...
Из опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру».
Из опыта работы по реализации образовательной области познавательного развития.«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру»....
Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...
Проект: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Проект:«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Презентация самообразования по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Презентация самообразования по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...