Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста»
материал
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» с. Шелаево
Валуйского района Белгородской области
«Использование
инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста»
Подготовила:
Воспитатель Трибой Ю.А.
Ноябрь
2020 год
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режима дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.
На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.
Использование инноваций в детском саду предполагает внедрение в образовательный процесс современных, интересных, креативных идей, приобретенных в результате творческой деятельности воспитателя. Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. Основной целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и развития, и получение более качественных результатов.
Главным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выступает в роли партнера, соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Воспитанник получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно в ходе поисково-исследовательской деятельности. Таким образом, ребёнок становится наиболее самостоятельным и раскрепощенным, что способствует актуализации знаний, проявлению творческой и познавательной активности и самореализации.
К инновационным педагогическим технологиям, используемым в работе с детьми раннего возраста, в нашем дошкольном учреждении, можно отнести следующие:
- здоровьесберегающие технологии;
- доброжелательные технологии;
- технологии развивающего обучения («Познавательные лэпбуки», ЛЕГО-конструирование);
- технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Доброжелательные технологии – технологии создания комфортной и доброжелательной среды для жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации (технология Л. В. Свирской: «Утро радостных встреч»).
«Утро радостных встреч» - проведение которого устанавливает атмосферу доверия, задает тон для благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает эмоциональный контакт между участниками беседы. Дети чувствуют себя частью сплоченной команды, участвуют в мероприятиях, которые помогают им осознать свою принадлежность к коллективу, формирует уважительному отношению к сверстникам и старшим, а также развивает умение кооперативного взаимодействия.
Оснащение предметно-пространственной среды элементами «добро-желательного пространства». Это оборудование центров релаксации, уголков уюта и уединения, примирения, создание образовательных холлов и центров в детском саду.
Огромную возможность для познавательного развития ребенка дают развивающие игры (технологии развивающего обучения). Для детей игра имеет особое значение, выступает как ведущий вид деятельности.
Суть развивающих игр – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка.
Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу.
«Познавательные лэпбуки». Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно развивающей среде. Он полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера). Обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой. Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства.
И не мало важно, что лэпбук:
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- он обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Например: один лепбук направлен на развитие мелкой моторики воспитанников; другой – на закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках; третий – используется для познания окружающего мира.
Использование ЛЕГО-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя воспитатель, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбирает самые простые игры. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности, ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику. Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов.
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. С младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»).
Технология исследовательской деятельности. Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий.
С помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире. Любознательность – это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии. С детьми раннего возраста занятия проводятся не более 5мин. На экране появляется видеосюжет не анимационный, а реальный, что очень важно. С настоящим животным или насекомым, с реальным звуком этого существа.
Данная запись делится на несколько частей, которые покажут ребенку реальную жизнь существа. С помощью использования ИКТ детям раннего возраста можно будет показать космос, строение земли, мир океанов и птиц. Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление, физическую активность детей.
Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Одной из личностно – ориентированных технологий в нашем детском саду является деятельность «Центра игровой поддержки» Цель ее создания – облегчение процесса адаптации дошкольников к новым условиям детского сада, обеспечение преемственности семейного и дошкольного образования, повышение педагогической компетентности родителей.
Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Ценность развивающих детских игр В.В. Воскобовича состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...
«ХЭППЕНИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое обе...
Хэппенинг как инновационная технология в работе с детьми раннего возраста»
Хэппенинг как инновационная технология в работе с детьми раннего возраста»...
«ХЭППЕНИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое обе...
Доклад по теме: "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"
Доклад по теме: "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"...
Инновационные технологии в работе с детьми раннего возраста
Инновационные технологии в работе с детьми раннего возраста «Хеппенинг и сенсорные коробки» Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовы...
ДОКЛАД "ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Цель методической разработки заключается в том, чтобы познакомить педагогов дошкольного образования с возможностями Тико-моделирования как инновационной технологии и предложить практические рекомендац...