"Учим говорить правильно".(методическая разработка для воспитателей)
методическая разработка
"Учим говорить правильно".(методическая разработка для воспитателей по ЗКР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим говорить правильно.
Воспитание звуковой культуры речи одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.
В наши дни процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной, М.М. Алексеевой, Н.Х. Швачкиным, Е.Ф. Pay.
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.
Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20 % детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50 %.
Проблема развития звуковой культуры речи в дошкольном возрасте остается актуальной и на сегодняшний день. Работа по обучению правильному звукопроизношению у детей среднего дошкольного возраста строится с учетом педагогических условий и требований, предъявляемых к этому процессу. К таким условиям относятся: полноценная окружающая речевая среда; исправление ошибок в звукопроизношении; охрана детского голоса, слуха; организация занятий и работы вне занятий по обучению звукопроизношению в игровой форме.
На основе анализа уровня развития речи был составлен и реализован проект по совершенствованию звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.
План-проект по воспитанию ЗКР | |||
№ п/п | Содержание работы | Цели | |
1 блок | Подгрупповые и индивидуальные занятия | ||
1. | Занятие № 1. «Веселый язычок» | Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта). | |
2. | Занятие № 2. «Звуки, которые нас окружают» | Сформировать у детей пятого года жизни элементарные представления о звуке и звуках, которые нас окружают | |
3. | Занятие № 3. «Звуковые замки» | Сформировать у детей первоначальные представления о слове, закрепить знания о звуках. Которые окружают в повседневной жизни и звуках речи. | |
4. | Занятие № 4. «Домик в деревне» | Уточнить и закрепить в речи детей правильное произношение звука [К], отработать четкое и внятное произношение слов и фраз с данным звуком | |
5. | Занятие № 5. «Попугай» | Упражнять детей в правильном произношении звука [П], четком и внятном произношении слов и фраз с данным звуком, закрепит правильное положение органов артикуляции при произнесении данного звука, | |
6. | Занятие № 6. «Похищение звука [Й] Бабой Ягой» | Уточнить и закрепить в речи детей правильное произношение звука [Й], выработать четкое и внятного произношения слов и фраз с данными звуками. | |
7. | Занятие 7. «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку» | Развивать слуховое внимание; закрепление правильного произношения звука «Ж» в предложениях; развивать фонематическое восприятие; развивать навыки словообразования; знакомство с многозначными словами | |
2 блок | Дидактические игры как часть занятия по развитию речи | ||
1. | Настольно – печатная игра «Кто в домике живет?». | Закрепить умение детей находить слова с определенным звуком. | |
2. | Настольно-печатная игра «Цепочка слов». | Упражнять детей в выделении первого и последнего звуков в словах. | |
3. | Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками» | Учить детей узнать игрушку на ощупь и четко назвать ее, согласовывая при этом слова в падеже; закрепить умение детей четко произносить звук [м]. | |
4. | Дидактическая игра «Помоги одеться Тане» | Закрепить умение детей четко произносить звук [Ш] | |
5. | Настольно-печатная игра «Найди место звука в слове». | Закрепить умение детей произносить звуки в словах, определять их место. | |
6. | Настольно-печатная игра лото «Определи первый звук в слове». | Упражнять детей в выделение первого звука в словах. | |
7. | Дидактическая игра «Непослушный цыпленок Цып» | Закрепить умение детей правильно и четко произносить в речи слова, фразы со звуком [Ц]. | |
3 блок | Игры, направленные на развитие речевого дыхания, проводимые вне занятий | ||
1. | «Снежки» | Учить детей плавному продолжительному выдоху. | |
2. | «Ветерок» | Продолжать учить детей плавному продолжительному выдоху. | |
3. | «Бегущий лыжник» | Упражнять детей в плавном и продолжительном выдохе. | |
4. | «Чей кораблик самый быстрый» | Упражнять детей в плавном и продолжительном выдохе. | |
5. | «Воздушные шары» | Закрепить умение детей в плавном и продолжительном выдохе. | |
4 блок | Игры, направленные на развитие голосового аппарата, проводимые вне занятий | ||
1. | «Пальчик, пальчик, где ты был?» | Упражнять детей в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно. | |
2. | «Теремок» | Упражнять детей в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно. | |
3. | «Флажок» | Упражнять детей в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно. | |
5 блок | Игры, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, проводимые вне занятий | ||
1. | «Угадай, что я делаю» | Развивать у детей слуховое восприятие и речевой слух, приучать слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука. | |
2. | «Угадай, где звонит» | Продолжать развивать у детей слуховое восприятие и речевой слух, приучать слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука. | |
3. | «Угадай, чья песня» | Продолжать развивать у детей слуховое восприятие и речевой слух, приучать слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука. | |
6 блок | Работа с родителями | ||
1. | Консультация «Как говорит ваш ребенок» | Дать родителям рекомендации о том, как нужно правильно формировать речь детей пятого года жизни. | |
2. | Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка | Дать родителям рекомендации по выявлению причин отставания в речевом развитии у детей пятого года жизни; оказать родителям помощь в устранении речевых недостатков у своих детей. | |
3. | Учимся говорить выразительно | Дать родителям рекомендации о том, как нужно правильно учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности. |
Наиболее интересными были такие занятия как: «Обучение правильному произношению звука [Р]», «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку».
Предлагаем некоторые конспекты:
Тема занятия №1: «Обучение правильному произношению звука [Р]»
Программное содержание:
Учить детей четко произносить звуки «Р», выделять в словах, правильно произносить в тексте, воспитывать умение изменять силу голоса.
План:
1. Описание артикуляции звука «Р», произнесение этого звука, изолированно в словах.
2. Подбор слов со звуком «Р».
3. Чтение и пересказ рассказа.
4. Произнесение скороговорок с разной силой голоса.
Ход:
I. 1. Ребята, мы уже с вами познакомились со звуком «Р», а сегодня давайте вспомним его и поговорим о нем. Давайте, я вам напомню как мы произносим звук «Р»: рот приоткрыт, зубы близко друг к другу, кончик языка поднят вверх и вибрирует. По середине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить, поднеся ко рту ладонь.
Произношу звук «Р». Произносим звук «Р» вместе с детьми Подношу ладонь ко рту, предлагаю детям сделать тоже. Произносим звук «Р». Прошу детей индивидуально произнести «Р».
Хоровое и индивидуальное произношение.
- Что надо сделать, чтобы правильно произнести звук «Р»?
2. - А сейчас мы с вами будем ловить звуки «Р».
Если вы услышите легкий звук, то надо погладить рака об руку, если твердый звук - хлопнуть.
Называю слова: хлеб, лось, рыба, река, лист, лыжи, тетрадь, стол, корова, вечер, волос, дорога, слово, лес, ковер, олень.
3. Игра: «Подскажи слог»
- Ребята, нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Ой, что же это такое?! Наверное, письмо попало под дождь, и некоторые слова растеклись. Что же делать? Ну что попробуем прочитать, только вы мне помогайте!
Ра-ра-ра-ра-ра-ра на дворе у нас го...
Ру-ру-ру-ру-ру-ру собирали детво...
Ры-ры-ры-ры-ры-ры покатаемся с го...
Рю-рю-рю-рю-рю-рю как я много гово...
Ри-ри-ри-ри-ри-ри от зари и до за...
Ре-ре-ре-ре-ре-ре о горе и о по...
Ря-ря-ря-ря-ря-ря про озера имо...
Рю-рю-рю-рю-рю-рю говорю и гово...
5. - А теперь кот Леопольд прислал нам загадки:
Вильнет хвостом туда-сюда
И не останется следа, (рыба)
- Где стоит звук «Р»? (рыба)
Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке
Но совсем не горячи
Солнца белого лучи.
(ромашка)
Деревянная реку,
Деревянный катерок,
И над катером струится
Деревянный дымок.
(рубанок)
П. Игра «Оркестр» (развивать слуховое внимание)
- Сейчас мы с вами поиграем, разучим песню для кота Леопольда.
I.- трубачи (ру-ру-ру) - На чем играет? Как? (имитирует движения
музыкантов)
П. - скрипачи (ри-ри-ир)
III.- ударники (ра-ра-ра)
6. Игра «Кто пришел, кто ушел?»
- Вы знаете, к нам в гости сегодня пришло много гостей. Кто к нам пришел?
Убираю по одной игрушке, задаю вопрос «Кто ушел?». Индивидуальные ответы детей.
7. - Ребята я забыла вам сказать, нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (картинки)
- Посмотрите, какие красивые картинки! Но пока посылка шла, они все перемешались, поэтому давайте, их разложим.
Предлагаю выйти одному ребенку и выбрать все картинки со звуком «Р».
- Где стоит звук «Р»?
8. - Кажется у нас звонит телефон. (Беру трубку разговариваю)
- Ребята, нам звонит кот Мотроскин и Шарик из Простоквашино. Они решили сочинять стихи, но что-то у них не получается, они просят нас помочь им.
Наша старшая сестра
Вяжет с самого... (утра)
В реке большая драка
Поссорились два... (рака)
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо... (речка)
Написал письмо я зайке,
Но забыл приклеить... (марки)
- Мотроскин и Шарик очень благодарны вам. (Прощаюсь по телефону с героями)
Физ. минутка.
9. - А сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ. Читаю без
установки на запоминание рассказ «Ворона и рак».
«Ворона поймала рака. Села на дерево над озером и сидит, а рака во рту держит. Видит рак - беда приходит. Вот он и говорит вороне: «Поймал я, ворона, твоего отца и мать. Славные были птицы!» Ворона говорит: «Угу!» А рта не раскрывает.
Рак говорит: «Помню я твоих братьев и сестер. Славные были птицы!». «Угу» - говорит ворона. А рта не раскрывает. Рак говорит: «Хорошие они были птицы. А все не такие, как ты. Ты лучше всех». «Ага!» - сказала ворона и раскрыла рот. А рак упал в воду.
Задаю вопросы по содержанию:
- Кого поймала ворона?
- Что она с ним сделала?
- Что почувствовал рак?
- Какие слова он говорил вороне вначале?
- Что отвечает ворона?
- Что потом говорит рак?
- Как рак спасся от беды?
- Почему ворона открыла рот?
- Какой был рак? А ворона?
Читаю детям повторно и даю установку на запоминание.
10. Послушайте стихотворение и выберите слова со звуком «Р».
- Послушайте, какую интересную скороговорку я читала и нашла в книжке.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши Проговариваем все вместе в умеренном темпе.
- Таня, Жена, Света произнесите быстро.
- Оля, Катя произнесите медленно.
- Скажите быстро и громко.
- Тише и быстро.
- Шепотом и медленно.
11. Упражнение «Кричалка» (прислали Пух и Пятачок)
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам, тарам-парам
На то оно и утро!
Под вечер - скоро спать пора,
Хозяева зевают...
Вот если часть пришел с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
Они ужасно рады.
Тема занятия №2: «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»
Программное содержание:
Развивать слуховое внимание; закрепление правильного произношения звука «Ж» в предложениях; развивать фонематическое восприятие; развивать навыки словообразования.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Но чтобы попасть в нее, нужно отгадать 2 загадки:
Дел у меня немало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю
И любите меня за это вы все меня
Я.... (лето)
Да, это лето и зима. Приглашаю вас в зимнюю и летнюю сказку: (Дети вместе с воспитателем подходят к первому фланелеграфу, на котором вперемешку прикреплены « летние»(цветущая клумба, плавающие в озере лебеди, девочка, катающаяся на велосипеде и т.д.) и «зимние» (снеговик, птицы на кормушке, мальчик, спускающийся с горы на лыжах и т.д.) картинки.
Воспитатель: Что такое? Все перепуталось... Давайте отберем летние картинки и зимние и разместим их на 2 фланелеграфе по отдельности. (дети выполняют задание)
Молодцы! Но...кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?
Ежик: Здравствуйте! Рыжая плутовка лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норы и совсем замерз.
Воспитатель: Да, иголки согреть не могут. Знаешь, что? Иди в летнюю сказку!
(ежик подходит к летним картинкам и садится на пенек)
Ежик: Я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне о ней.
Воспитатель: Хорошо. Я буду составлять предложения о лете, а вы будете составлять предложения о зиме. Договорились? Летом солнце светит
много, а зимой солнце светит мало.
Летом земля покрыта зеленой травой, а зимой земля покрыта белым снегом.
Летом на деревьях листочки, а зимой.. .деревья голые.
Летом дети купаются в реке, а зимой... .дети катаются на коньках.
( составление коллективного рассказа с опорой на план-схему)
Воспитатель: Ну что, ежик, теперь ты знаешь, что бывает зимой?
Ежик: Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас о зиме. Какие вы молодцы: Умеете составлять такие длинные предложения!
Воспитатель: А теперь проверим, хорошо ли вы знаете признаки зимы и лета. Поиграем в игру « Зима-лето». Когда я буду говорить про лето, поднимите веселое солнышко и сами улыбнитесь. А когда я скажу о зиме, поднимите грустное солнышко и нахмурьтесь. И ты, ежик, играй с нами. Слушайте внимательно:
Наступили холода, превратилась в лед вода. (Молодцы, вы показали грустное солнышко и нахмурились)
Весело стрекочут кузнечики. Дима пошел купаться на речку.
Ежик: Ох! Я что-то устал. Давайте отдохнем.
Воспитатель: Хорошо, ежик. А вы, дети, внимательно слушайте музыку. Под зимнюю песню «Три белых коня» покажите, как вы любите отдыхать зимой; под летнюю песню - как вы отдыхаете летом. А теперь потанцуем! И ты,ежик, танцуй с нами.
( дети танцуют под современную эстрадную музыку)
Ежик: Дети, вы такие умные! Все знаете! А вот обо мне что-нибудь знаете?
Воспитатель: Знают, ежик, много загадок и стихов. Вот послушай.
Загадки.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Воспитатель: Вот какие загадки о тебе знают дети! Давайте покажем ежику нашу физминутку.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся -
Ежик сладко потянулся!
(Дети выполняют соответствующие движения, потом садятся на стульчики)
Воспитатель: Мы совсем забыли о стихах. Кто хочет прочитать стихотворение? (дети читают стихи)
Ежик.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Еж и елка.
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
Воспитатель: К нам пришла лисичка. Она хочет побеседовать с маленьким ежиком на детей надеваются шапочки лисы и ежа; исполняется диалог «Лисица и еж» Л.Воронковой)
Лиса: Всем ты, еж, и хорош, и пригож, да вот только колючки тебе не к лицу.
Еж: А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Лиса: Да. не то, чтобы некрасивый!
Еж: А может, я с колючками неуклюжий?
Лиса: Да не то, чтобы неуклюжий!
Еж: Ну так какой же я с колючками?
Лиса: Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.
Воспитатель: Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится...А что еще мы называем словом «иголка»? (ответы детей)
Еж : Вам, ребята, хорошо. С вами рядом ваши воспитатели, мамы, а вот я остался совсем один.
Воспитатель: Не грусти, ежик, лучше посмотри на эту картинку( сюжетная картинка «Ежик с семьей») (Ежик узнает своих близких, радуется)
Воспитатель: Какая дружная у тебя семья! Как мы назовем папу?Правильно, еж.
А ласково? (ежик) Как мы назовем маму? (ежиха) А маму с папой? (ежи) А маленькие дети называются... (ежата)
Еж: Молодцы! А как вы справитесь с моим заданием? Посмотрите, на каждой моей иголке листок. Вы листок с меня сорвите и картинку рассмотрите. Самое короткое и самое длинное слово найдите.
Логопед: Давайте «прошагаем» слова (сколько слогов, столько шагов) По моему сигналу начинайте шагать и проговаривать тихонько каждый свое слово..У кого же самое длинное слово? Самое короткое?
Ежик: Спасибо вам за все ребята, очень мне у вас понравилось! Я приготовил вам подарок.
(ежик идет к «норе» и возвращается с огромным «яблоком». На обратной стороне яблока нашиты карманы; в каждом кармане- подарки.)
Воспитатель: Это яблоко тоже не обычное. Посмотрите, сколько на нем карманов. И в каждом - подарок. Не забудьте поблагодарить ежика. Вот и закончилось наше путешествие. Пришла пора прощаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся говорить правильно в 6-7 лет
В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-53976-1589959738.jpg)
Учимся говорить правильно.
Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....
Учимся говорить правильно
Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....
"Говорим правильно" (методическая разработка)
Характеристика речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Общая характеристика речи детей четвёртого года жизни В...
Методическая разработка по развитию речи "Лэпбук - учимся говорить правильно"
Лэпбук - это отличное средство для закрепления пройденного материала в занимательно-игровой форме....
Методическая разработка для воспитателей «Привитие правильного поведения ребенку в общественно-социальной жизни через основы безопасности жизнедеятельности»
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений...