"Учим говорить правильно".(методическая разработка для воспитателей)
методическая разработка

Дина Ивановна Самоделова

"Учим говорить правильно".(методическая разработка для воспитателей по ЗКР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_govorit_pravilno.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учим говорить правильно.

 

Воспитание звуковой культуры речи одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

В наши дни процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной, М.М. Алексеевой, Н.Х. Швачкиным, Е.Ф. Pay.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20 % детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50 %.

Проблема развития звуковой культуры речи в дошкольном возрасте остается актуальной и на сегодняшний день. Работа по обучению правильному звукопроизношению у детей среднего дошкольного возраста строится с учетом педагогических условий и требований, предъявляемых к этому процессу. К таким условиям относятся: полноценная окружающая речевая среда; исправление ошибок в звукопроизношении; охрана детского голоса, слуха; организация занятий и работы вне занятий по обучению звукопроизношению в игровой форме.

На основе анализа уровня развития речи  был составлен и реализован проект по совершенствованию звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста.

План-проект по воспитанию ЗКР

№ п/п

Содержание работы

Цели

1 блок

Подгрупповые и индивидуальные занятия

1.

Занятие № 1. «Веселый язычок»

Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта).

2.

Занятие № 2. «Звуки, которые нас окружают»

Сформировать у детей пятого года жизни элементарные представления  о звуке и звуках, которые нас окружают

3.

Занятие № 3. «Звуковые замки»

Сформировать у детей первоначальные представления о слове, закрепить знания о звуках. Которые окружают в повседневной жизни и звуках речи.

4.

Занятие № 4. «Домик в деревне»

Уточнить и закрепить в речи детей правильное произношение звука ], отработать четкое и внятное произношение слов и фраз с данным звуком

5.

Занятие № 5. «Попугай»

Упражнять детей в правильном произношении звука [П], четком и внятном произношении слов и фраз с данным звуком, закрепит правильное положение органов артикуляции при произнесении данного звука,

6.

Занятие № 6. «Похищение звука [Й] Бабой Ягой»

Уточнить и закрепить в речи детей правильное произношение звука [Й], выработать четкое и внятного произношения слов и фраз с данными звуками.

7.

Занятие 7. «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»

Развивать слуховое внимание; закрепление правильного произношения звука «Ж» в предложениях; развивать фонематическое восприятие; развивать навыки словообразования; знакомство с многозначными словами

2

блок

Дидактические игры как часть занятия по развитию речи

1.

Настольно – печатная игра «Кто в домике живет?».

Закрепить умение  детей находить слова с определенным звуком.

2.

Настольно-печатная игра «Цепочка слов».

Упражнять детей в выделении первого и последнего звуков в словах.

3.

Дидактическая игра «Познакомим Мишку с игрушками»

Учить детей узнать игрушку на ощупь и четко назвать ее, согласовывая при этом слова в падеже; закрепить умение детей четко произносить звук [м].

4.

Дидактическая игра «Помоги одеться Тане»

Закрепить умение детей четко произносить звук [Ш]

5.

Настольно-печатная игра «Найди место звука в слове».

Закрепить умение  детей произносить звуки в словах, определять их место.

6.

Настольно-печатная игра лото «Определи первый звук в слове».

Упражнять детей в выделение первого звука в словах.

7.

Дидактическая игра «Непослушный цыпленок Цып»

Закрепить умение детей правильно и четко произносить в речи слова, фразы со звуком [Ц].

3

блок

Игры, направленные на развитие речевого дыхания, проводимые вне занятий

1.

«Снежки»

Учить детей плавному продолжительному выдоху.

2.

«Ветерок»

Продолжать учить детей плавному продолжительному выдоху.

3.

«Бегущий лыжник»

Упражнять детей в плавном и продолжительном выдохе.

4.

«Чей кораблик самый быстрый»

Упражнять детей в плавном и продолжительном выдохе.

5.

«Воздушные шары»

Закрепить умение детей в плавном и продолжительном выдохе.

4 блок

Игры, направленные на развитие голосового аппарата, проводимые вне занятий

1.

«Пальчик, пальчик, где ты был?»

Упражнять детей в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно.

2.

«Теремок»

Упражнять детей в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно.

3.

«Флажок»

Упражнять детей в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно.

5 блок

Игры, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, проводимые вне занятий

1.

«Угадай, что я делаю»

Развивать у детей слуховое восприятие и речевой слух, приучать слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.

2.

«Угадай, где звонит»

Продолжать развивать у детей слуховое восприятие и речевой слух, приучать слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.

3.

«Угадай, чья песня»

Продолжать развивать у детей слуховое восприятие и речевой слух, приучать слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.

6 блок

Работа с родителями

1.

Консультация «Как говорит ваш ребенок»

Дать родителям рекомендации о том, как нужно правильно формировать речь детей пятого года жизни.

2.

Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка

Дать родителям рекомендации по выявлению причин отставания в речевом развитии у детей пятого года жизни; оказать родителям помощь в устранении речевых недостатков у своих детей.

3.

Учимся говорить выразительно

Дать родителям рекомендации о том, как нужно правильно учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности.

Наиболее интересными были такие занятия как: «Обучение правильному произношению звука [Р]», «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку».

Предлагаем некоторые конспекты:

Тема занятия №1: «Обучение правильному произношению звука [Р]»

Программное содержание:

Учить детей четко произносить звуки «Р», выделять в словах, правильно произносить в тексте, воспитывать умение изменять силу голоса.

План:

1.   Описание артикуляции звука «Р», произнесение этого звука, изолированно в словах.

2.  Подбор слов со звуком «Р».

3.  Чтение и пересказ рассказа.

4.  Произнесение скороговорок с разной силой голоса.

Ход:

I. 1. Ребята, мы уже с вами познакомились со звуком «Р», а сегодня давайте вспомним его и поговорим о нем. Давайте, я вам напомню как мы произносим звук «Р»: рот приоткрыт, зубы близко друг к другу, кончик языка поднят вверх и вибрирует. По середине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить, поднеся ко рту ладонь.

Произношу звук «Р». Произносим звук «Р» вместе с детьми Подношу ладонь ко рту, предлагаю детям сделать тоже. Произносим звук «Р». Прошу детей индивидуально произнести «Р».

Хоровое и индивидуальное произношение.

- Что надо сделать, чтобы правильно произнести звук «Р»?

2. - А сейчас мы с вами будем ловить звуки «Р».

Если вы услышите легкий звук, то надо погладить рака об руку, если твердый звук - хлопнуть.

Называю слова: хлеб, лось, рыба, река, лист, лыжи, тетрадь, стол, корова, вечер, волос, дорога, слово, лес, ковер, олень.

3. Игра: «Подскажи слог»

- Ребята, нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Ой, что же это  такое?!   Наверное,   письмо  попало  под  дождь,   и  некоторые  слова растеклись. Что же делать? Ну что попробуем прочитать, только вы мне помогайте!

Ра-ра-ра-ра-ра-ра на дворе у нас го...

Ру-ру-ру-ру-ру-ру собирали детво...

Ры-ры-ры-ры-ры-ры покатаемся с го...

Рю-рю-рю-рю-рю-рю как я много гово...

Ри-ри-ри-ри-ри-ри от зари и до за...

Ре-ре-ре-ре-ре-ре о горе и о по...

Ря-ря-ря-ря-ря-ря про озера имо...

Рю-рю-рю-рю-рю-рю говорю и гово...

5. - А теперь кот Леопольд прислал нам загадки:

Вильнет хвостом туда-сюда

И не останется следа, (рыба)

-   Где стоит звук «Р»? (рыба)

Шел я лугом по тропинке

Видел солнце на травинке

Но совсем не горячи

Солнца белого лучи.

(ромашка)

Деревянная реку,

Деревянный катерок,

И над катером струится

Деревянный дымок.

(рубанок)

П. Игра «Оркестр» (развивать слуховое внимание)

-    Сейчас мы с вами поиграем, разучим песню для кота Леопольда.

I.- трубачи (ру-ру-ру) - На чем играет? Как?  (имитирует движения

музыкантов)

П. - скрипачи (ри-ри-ир)

III.- ударники (ра-ра-ра)

6.  Игра «Кто пришел, кто ушел?»

- Вы знаете, к нам в гости сегодня пришло много гостей. Кто к нам пришел?

Убираю по одной игрушке, задаю вопрос «Кто ушел?». Индивидуальные ответы детей.

7.  -   Ребята   я   забыла   вам   сказать,   нам   пришла   посылка.   Давайте посмотрим, что в ней. (картинки)

-    Посмотрите, какие красивые картинки! Но пока посылка шла, они все перемешались, поэтому давайте, их разложим.

Предлагаю выйти одному ребенку и выбрать все картинки со звуком «Р».

-    Где стоит звук «Р»?

8.  - Кажется у нас звонит телефон. (Беру трубку разговариваю)

-    Ребята, нам звонит кот Мотроскин и Шарик из Простоквашино. Они решили сочинять стихи, но что-то у них не получается, они просят нас помочь им.

Наша старшая сестра

Вяжет с самого... (утра)

В реке большая драка

Поссорились два... (рака)

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо... (речка)

Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить... (марки)

-    Мотроскин и Шарик очень благодарны вам. (Прощаюсь по телефону с героями)

Физ. минутка.

9. - А сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ. Читаю без

установки на запоминание рассказ «Ворона и рак».

«Ворона поймала рака. Села на дерево над озером и сидит, а рака во рту держит. Видит рак - беда приходит. Вот он и говорит вороне: «Поймал я, ворона, твоего отца и мать. Славные были птицы!» Ворона говорит: «Угу!» А рта не раскрывает.

Рак говорит: «Помню я твоих братьев и сестер. Славные были птицы!». «Угу» - говорит ворона. А рта не раскрывает. Рак говорит: «Хорошие они были птицы. А все не такие, как ты. Ты лучше всех». «Ага!» - сказала ворона и раскрыла рот. А рак упал в воду.

Задаю вопросы по содержанию:

-    Кого поймала ворона?

-    Что она с ним сделала?

-    Что почувствовал рак?

-    Какие слова он говорил вороне вначале?

-    Что отвечает ворона?

-    Что потом говорит рак?

-    Как рак спасся от беды?

-    Почему ворона открыла рот?

-    Какой был рак? А ворона?

Читаю детям повторно и даю установку на запоминание.

10. Послушайте стихотворение и выберите слова со звуком «Р».

-    Послушайте, какую интересную скороговорку я читала и нашла в книжке.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши Проговариваем все вместе в умеренном темпе.

-    Таня, Жена, Света произнесите быстро.

-    Оля, Катя произнесите медленно.

-    Скажите быстро и громко.

-    Тише и быстро.

-    Шепотом и медленно.

11. Упражнение «Кричалка» (прислали Пух и Пятачок)

Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро!

Тарам-парам, тарам-парам

На то оно и утро!

Под вечер - скоро спать пора,

Хозяева зевают...

Вот если часть пришел с утра

Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра

Ему спешить не надо!

Кричат хозяева: «Ура!»

Они ужасно рады.

Тема занятия №2: «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»

Программное содержание:

Развивать слуховое внимание; закрепление правильного произношения звука «Ж» в предложениях; развивать фонематическое восприятие; развивать навыки словообразования.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы побываем в сказке. Но чтобы попасть в нее, нужно отгадать 2 загадки:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня ...                 (зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю

И любите меня за это вы все меня

Я....  (лето)

Да, это лето и зима. Приглашаю вас в зимнюю и летнюю сказку: (Дети вместе с воспитателем подходят к первому фланелеграфу, на котором вперемешку прикреплены « летние»(цветущая клумба, плавающие в озере лебеди, девочка, катающаяся на велосипеде и т.д.) и «зимние» (снеговик, птицы на кормушке, мальчик, спускающийся с горы на лыжах и т.д.) картинки.

Воспитатель: Что такое? Все перепуталось... Давайте отберем летние картинки и зимние и разместим их на 2 фланелеграфе по отдельности. (дети выполняют задание)

Молодцы! Но...кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?

Ежик: Здравствуйте! Рыжая плутовка лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норы и совсем замерз.

Воспитатель: Да, иголки согреть не могут. Знаешь, что? Иди в летнюю сказку!

(ежик подходит к летним картинкам и садится на пенек)

Ежик: Я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне о ней.

Воспитатель: Хорошо. Я буду составлять предложения о лете, а вы будете составлять предложения о зиме. Договорились? Летом солнце светит

много, а зимой        солнце светит мало.

Летом земля покрыта зеленой травой, а зимой        земля покрыта белым снегом.

Летом на деревьях листочки, а зимой.. .деревья голые.

Летом дети купаются в реке, а зимой... .дети катаются на коньках.

( составление коллективного рассказа с опорой на план-схему)

Воспитатель: Ну что, ежик, теперь ты знаешь, что бывает зимой?

Ежик: Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас о зиме. Какие вы молодцы: Умеете составлять такие длинные предложения!

Воспитатель: А теперь проверим, хорошо ли вы знаете признаки зимы                   и лета. Поиграем в игру « Зима-лето». Когда я буду говорить про лето, поднимите веселое солнышко и сами улыбнитесь. А когда я скажу о зиме, поднимите грустное солнышко и нахмурьтесь. И ты, ежик, играй с нами. Слушайте внимательно:

Наступили холода, превратилась в лед вода. (Молодцы, вы показали грустное солнышко и нахмурились)

Весело стрекочут кузнечики. Дима пошел купаться на речку.

Ежик: Ох! Я что-то устал. Давайте отдохнем.

Воспитатель: Хорошо, ежик. А вы, дети, внимательно слушайте музыку. Под                     зимнюю песню «Три белых коня» покажите, как вы любите отдыхать зимой; под летнюю песню - как вы отдыхаете летом. А теперь потанцуем! И ты,ежик, танцуй с нами.

( дети танцуют под современную эстрадную музыку)

Ежик: Дети, вы такие умные! Все знаете! А вот обо мне что-нибудь знаете?

Воспитатель: Знают, ежик, много загадок и стихов. Вот послушай.

Загадки.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Воспитатель: Вот какие загадки о тебе знают дети! Давайте покажем ежику нашу физминутку.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся -

Ежик сладко потянулся!

(Дети выполняют соответствующие движения, потом садятся на стульчики)

Воспитатель: Мы совсем забыли о стихах. Кто хочет прочитать стихотворение? (дети читают стихи)

Ежик.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Еж и елка.

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

Воспитатель: К нам пришла лисичка. Она хочет побеседовать с маленьким ежиком на детей надеваются шапочки лисы и ежа; исполняется диалог «Лисица и еж» Л.Воронковой)

Лиса:   Всем ты, еж, и хорош, и пригож, да вот только колючки тебе не к лицу.

Еж:        А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса:        Да. не то, чтобы некрасивый!

Еж:        А может, я с колючками неуклюжий?

Лиса:        Да не то, чтобы неуклюжий!

Еж:        Ну так какой же я с колючками?

Лиса:        Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.        

Воспитатель: Да, очень уж острые у ежа иголки, и это не всем нравится...А что еще мы называем словом «иголка»?   (ответы детей)

Еж : Вам, ребята, хорошо. С вами рядом ваши воспитатели, мамы, а вот я остался совсем один.

Воспитатель:   Не грусти, ежик, лучше посмотри на эту картинку( сюжетная картинка «Ежик с семьей») (Ежик узнает своих близких, радуется)

Воспитатель: Какая дружная у тебя семья! Как мы назовем папу?Правильно, еж.

А ласково? (ежик) Как мы назовем маму? (ежиха) А маму с папой? (ежи) А маленькие дети называются... (ежата)

Еж:   Молодцы! А как вы справитесь с моим заданием? Посмотрите, на каждой моей иголке листок. Вы листок с меня сорвите и картинку рассмотрите. Самое короткое и самое длинное слово найдите.

Логопед: Давайте «прошагаем» слова (сколько слогов, столько шагов) По моему сигналу начинайте шагать и проговаривать тихонько каждый свое слово..У кого же самое длинное слово? Самое короткое?

Ежик:   Спасибо вам за все ребята, очень мне у вас понравилось! Я приготовил вам подарок.

(ежик идет к «норе» и возвращается с огромным «яблоком». На обратной стороне яблока нашиты карманы; в каждом кармане- подарки.)

Воспитатель: Это яблоко тоже не обычное. Посмотрите, сколько на нем карманов. И в каждом - подарок. Не забудьте поблагодарить ежика. Вот и закончилось наше путешествие. Пришла пора прощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Учимся говорить правильно

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....

"Говорим правильно" (методическая разработка)

Характеристика речи детей     младшего и среднего дошкольного возраста. Общая характеристика речи детей четвёртого года жизни         В...

Методическая разработка по развитию речи "Лэпбук - учимся говорить правильно"

Лэпбук - это отличное средство для закрепления пройденного материала в занимательно-игровой форме....

Методическая разработка для воспитателей «Привитие правильного поведения ребенку в общественно-социальной жизни через основы безопасности жизнедеятельности»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасно­сти формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений...